Тема урока: Заповедник Поронайский

  • Савенко Елена Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Цели:

  • Создать представление об истории создания,
    географическом положении и природных
    особенностях заповедника “Поронайский”.
  • Формировать понимание необходимости охраны
    природы.
  • Развивать творческие способности учащихся с
    учетом индивидуальных особенностей.

Учебно-наглядный комплекс: физическая
карта Сахалинской области, карта заповедника
“Поронайский”, атласы Сахалинской области,
Красная книга Сахалинской области, витрины:
“Растительный мир”, “Животный мир”,
фотовыставка “Заповедник “Поронайский”,
карта-схема заповедника “Поронайский”.

Формы проведения урока: повторение
изученных категорий охраняемых территорий;
вступительное слово методиста
эколого-просветительного центра заповедника
“Поронайский”; сообщения группы
учащихся-экскурсоводов: “Историка”,
“Географа”, “Ботаника”, “Зоолога”,
“Орнитолога”; практическая групповая работа;
оформление “Летописи заповедника”.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

– Долгое время человек недооценивал вред,
который причинял окружающему миру своей
хозяйственной деятельностью. Поэтому сейчас
внедряются новые безотходные технологии,
строятся агроэкосистемы, утверждаются
природоохранные законы, пишутся Красные книги,
создаются системы особо охраняемых природных
территорий.

– В мире существуют шесть основных категорий
охраняемых территорий. Назовите их.

  1. Заповедник.
  2. Природный памятник.
  3. Национальный парк.
  4. Заказник.
  5. Охраняемые наземные и водные ландшафты.
  6. Охраняемые территории с управляемыми
    ресурсами.

Задание 1. Определите, о какой
охраняемой территории говорится: “Строгий
природный резерват, участок с нетронутой
природой, полная охрана”. (Заповедник)

Задание 2. Сколько заповедников в
России? (100)

Задание 3. Назовите заповедники
Сахалинской области.(“Поронайский”,
“Курильский”)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово методиста
эколого-просветительного центра “Поронайский”:

– Заповедник “Поронайский” – это
природоохранное, научно-исследовательское и
эколого-просветительное учреждение. Его цели:
сохранение и изучение естественного хода
природных процессов и явлений, генетического
фонда растительного мира, отдельных видов и
сообществ растений и животных, типичных и
уникальных экологических систем. Территория
заповедника полностью изымается из
хозяйственного использования. Заповедник
“Поронайский” еще совсем молод. В этом году ему
исполнился 18 лет.

2. Сообщения учащихся-экскурсоводов о
заповеднике “Поронайский”, используя стенды
музея, физическую карту Сахалинской области,
карту заповедника “Поронайский”.

Экскурсовод-историк: Вопрос в
Сахалинской области поднимался еще в конце 40-х
годов. С 1948 года на Сахалине функционировали 2
заповедника: Средне-Сахалинский и
Южно-Сахалинский, но в 1961 году они были
необоснованно ликвидированы. Ученые Сахалина
продолжали ставить вопрос о восстановлении
заповедника на острове. Тем более, в связи с
заключением 14 октября 1974 года
Межправительственной конвенции между СССР и
Японией об охране гнездовий и зимовок морских
колониальных и перелетных птиц, а также среды их
обитания, вопрос о создании на о.Сахалин
охраняемых территорий (заповедников) приобрел
также и международное значение. Организация
заповедника “Поронайский” была включена в
схему рационального размещения
природоохранного и охотохозяйственных объектов
в России. И с 1988 года заповедник стал
функционировать.

Экскурсовод-географ: Заповедник
“Поронайский” расположен в восточной части
о.Сахалин на Тымь-Поронайской низменности, где
она имеет наибольшее расширение, и на юге
Центрального хребта Восточно-Сахалинских гор.
Общая площадь заповедника – 56,7 тысяч гектар.
Состоит он их двух участков: Невского и
Охотского. Невский участок находится на
восточном побережье озера Невское, а Охотский
занимает большую часть полуострова Терпения.
Западный участок заповедника охватывает плоские
заболоченные равнины. Северо-западная часть –
низкогорье с наивысшей точкой в 350 метров над
уровнем моря. Южная часть – морские равнины,
расчлененные песчаными дюнами. Речная сеть в
заповеднике довольно густая. Здесь можно
встретить реки, как со спокойным равнинным
течением, так и бурным горным, особенно, весной, с
узкими, глубоко врезанными долинами. Немало озер,
пятнадцать из которых, лагунного происхождения.
Самое большое из них – Низкобережное. Его
площадь – 6 квадратных километров. Невысокие, но
живописные водопады падают как с прибрежных
скал, так и со склонов крутых сопок.

Экскурсовод-ботаник: Красота природы
заповедника неброская, но очень притягательная.
Заповедными лесами покрыто 67% его территории. В
них произрастают ель аянская, пихта сахалинская,
лиственница охотская, береза каменная и многие
другие деревья. Флора заповедника насчитывает до
400 видов высших сосудистых растений и более 100 –
мхов и лишайников. Здесь можно увидеть
занесенные в Красную книгу России два вида
лишайников и два вида грибов. Всего нуждается в
охране 17 редких растений, среди них – венерин
башмачок.

Экскурсовод-зоолог: Видовой состав
млекопитающих разнообразен – около 40 видов.
Семейство землероек представлено 4 видами
бурозубок, их них самая маленькая – крошечная
бурозубка. В лесах обитает заяц-беляк, северная
пищуха, летяга, бурундук, ондатра, полевки. Из
отряда хищников известны лисица, енотовидная
собака, бурый медведь, горностай, американская
норка, соболь, росомаха, выдра, рысь. Отряд
парнокопытных немногочисленен – это северный
олень и сахалинская кабарга. Лежбищ морских
млекопитающих в пределах проектируемого
заповедника нет, но из отряда ластоногих можно
встретить обыкновенного тюленя (ларгу),
кольчатую нерпу, северного морского котика,
сивучей. В лесах заповедника водятся
обыкновенная жаба, сибирский углозуб,
сахалинская гадюка, живородящая ящерица.

Экскурсовод-орнитолог: Заповедник
“Поронайский” организован в месте, где
наблюдается наиболее оживленный перелет
различных видов птиц, местах их колониальных
гнездовий. Под охраной, как в период отдых, во
время сезонных миграций, так и на гнездовании
находится 92 вида околоводных птиц, их низ
колониальных – 22. Союзом птиц России 2006 г.
признан годом чайки. С чайками мы знакомы с
раннего детства, т.к. живем на берегу залива
Терпения и уже привыкли к этим птицам. Главная
задача года чайки – учет колониальных,
околоводных птиц, т.е. чаек, крачек, кайр,
бакланов. В заповеднике “Поронайский”
встречается розовая, озерная, сизая,
тихоокеанская, чернохвостая, белая, серокрылая,
китайская чайки. Из них белая, серокрылая,
розовая внесены в Красную книгу России. Особенно
примечательна розовая чайка. Это одно из чудес
Севера. Птица удивительной окраски и загадочного
образа жизни. “Северная жемчужина”, “птица с
отсветом зари и полярных сияний”,
“нежно-розовый цветок” — как только не называют
эту птицу. Розовая чайка встречается в
заповеднике зимой.

III. Практическая работа учащихся по группам

Оформление альбома “Летопись заповедника”

1 группа – оформление странички
“Географическое положение”

Задание: На карте – схеме заповедника
“Поронайский” отметить: Охотское море, залив
Терпения, мыс Терпения, озеро Невское, Невский и
Охотский участки показать цветом.

Оборудование: физическая карта
Сахалинской области, карта заповедника
“Поронайский”, карта-схема заповедника, атласы
сахалинской области.

2 группа – оформление странички
“Растительный мир”

Задание:

1. На карте – схеме заповедника отметить
елово-пихтовые и лиственничные леса.
2. Плодово-ягодные и пищевые растения (шиповник,
морошка, черника, папоротник, грибы).
3. Редкие и исчезающие растения, рисунок с
описанием (венерин башмачок)

Оборудование: атласы Сахалинской области,
реферат “Венерин башмачок”

3 группа – оформление странички
“Животный мир”

Задание:

1. Описать животных (восточносибирская
росомаха, сахалинская кабарга) по плану:

  1. Отряд;
  2. Семейство;
  3. Место обитания, численность;
  4. Причины изменения численности;
  5. Меры охраны

2. Перечислить моллюски залива Терпения, часто
встречающиеся в прибрежной полосе.

Оборудование: Красная книга сахалинской
области, витрина “Моллюски”.

IV. Отчет групп о проделанной работе

V. Домашнее задание

– Подготовить сообщение об одной из птиц
заповедника, внесенных в Красную книгу
Сахалинской области.