Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

  • Филиппская Галина Всеволодовна, заместитель заведующего по ВМР

Система дошкольного воспитания и образования
г. Жуковского включает в себя 16 муниципальных
дошкольных учреждений (6 детских садов I
категории – Центр развития ребенка, 1 детский сад
присмотра и оздоровления, 3 детских сада
комбинированного вида, 6 детских садов с
осуществлением приоритетных направлений) и 3
ведомственных детских сада (ЦАГИ, ЛИИ, МНИИ
“Агат”).

Проблема ухудшения здоровья подрастающего
поколения в последние годы приобретает все
большую актуальность. По данным Министерства
здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего
возраста могут считаться здоровыми, и одна из
существенных причин сложившейся ситуации –
отсутствие у детей ценностного отношения к
собственному здоровью. Особая роль в решении
этой задачи отводится системе образования,
организации взаимодействия межведомственных
учреждений города по организации
оздоровительной работы (Приложение
1
).

Много внимания уделяется физическому
воспитанию, системе
физкультурно-оздоровительной работы,
комплексному подходу, включающему различные
компоненты здорового образа жизни.

Ни в какой другой период жизни физическое
воспитание не связано так тесно с общим
воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в
годы дошкольного детства. От здоровья,
жизнерадостности детей зависят их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому
крайне важно правильно организовать развитие
ребенка с самого раннего возраста (Приложение 2).

Система воспитательно-оздоровительной работы
в детских садах города включает различные
компоненты здорового образа жизни:

  • Определение исходных показателей
    состояния здоровья и психологического развития
    детей.

    Работа в тесном сотрудничестве со
    специалистами детской поликлиники,
    физкультурного диспансера, ПМСЦ, проводится
    диспансеризация дошкольников, мониторинг
    состояния здоровья специалистами ГЦСЭС.
    Внедряется компьютерная программа физического
    паспорта на каждого ребенка в детском саду.
  • Рациональная организация двигательной
    активности, создание оптимальных условий.

    Используются разнообразные формы работы с
    детьми (утренняя закаливающая гимнастика, Дни
    здоровья совместно с родителями, гимнастика
    после сна, досуги и праздники).
    Создана современная предметно-развивающая
    среда, оборудованы физкультурные площадки на
    территории детских садов, спортивные уголки.
    Подбор мебели осуществляется в соответствии с
    санитарными нормами и правилами. Соблюдаются
    тепловой и световой режимы.
  • Система эффективного закаливания.
    Рассматривается как система
    оздоровительно-профилактических воздействий:
    • Элементы закаливания в повседневной жизни
      (специальные закаливающие процедуры –
      полоскание рта, ножные ванны, проветривание).
    • Лечебно-оздоровительные мероприятия –
      физиотерапия (приобретены аппараты квантовой
      терапии “Рикта”), фитотерапия, кислородный
      коктейль, коррегирующие упражнения, самомассаж,
      дыхательная гимнастика. Проводится профилактика
      ОРЗ. Работают квалифицированные специалисты –
      медики и педагоги.
  • Комплекс психогигиенических и
    психопрофилактических средств и методов.

    Создание условий для увлекательной
    деятельности детей, преобладание у детей чувства
    жизнерадостности, веры в себя, эмоционального
    комфорта, культуры здорового образа жизни.
    Введены занятия ритмикой,
    эмоционально-стимулирующая гимнастика, элементы
    релаксации.
  • Обеспечение рационального питания.
    В детских садах осуществляется четырехразовое
    полноценное сбалансированное питание,
    витаминизация блюд.
  • Формирование знаний об общепринятых нормах
    поведения.

    Ребенок в любом возрасте может попасть в
    различные жизненные ситуации, в которых он может
    просто растеряться.

Педагоги детских садов считают, что ребенку
надо дать необходимую сумму знаний об
общепринятых человеком нормах поведения,
научить адекватно действовать в той или иной
обстановке, помочь дошкольникам овладеть
элементарными навыками поведения на улице, в
транспорте, на прогулке, дома, развивать у
дошкольников самостоятельность и
ответственность. При этом важно научить ребенка
объяснить собственное поведение.

Решение задач обеспечения безопасного,
здорового образа жизни возможно лишь при
постоянном общении взрослого с ребенком на
равных: вместе ищем выход из трудного положения,
вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе
познаем, делаем открытия, удивляемся.

Безопасность и здоровый образ жизни – это не
просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях,
умение применить на практике в реальной жизни
полученные знания и навыки.

Большое значение имеет положительный пример в
поведении взрослых. Это учитывают в работе сами
педагоги и используют в работе с родителями –
совместная деятельность, стимулирование
активного участия в жизни детского сада,
организация различных мероприятий, ознакомление
родителей с результатами обучения. Работа с
родителями носит профилактическую
направленность.

Коллективы дошкольных учреждений строят свою
работу на основе законодательных и
инструктивно-директивных документов по
разделам:

  • Охрана жизни и здоровья детей;
  • Противопожарная и техногенная безопасность;
  • Предупреждение дорожно-транспортного
    травматизма;
  • Обеспечение безопасности и усиление
    бдительности при угрозе террористических актов.

В этой работе участвуют все участники
воспитательного процесса: дети, сотрудники,
родители.

В работе педагоги используют программу
“Основы безопасности детей дошкольного
возраста”, разработанную авторским коллективом
(Р.Стеркина, Н.Авдеева, О. Князева),
рекомендованную Министерством общего и
профессионального образования РФ к
использованию в работе с дошкольниками,
методическое пособие “Как обеспечить
безопасность дошкольников”, авторы – К.Белая,
В.Зимонина, Л.Куцакова.

В центре работы по полноценному физическому
развитию и укреплению здоровья детей должны
находиться, во-первых, семья, включая всех ее
членов и условия проживания; во-вторых,
дошкольное образовательное учреждение, где
ребенок проводит большую часть своего активного
времени, т.е. социальные структуры, которые в
основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к
оздоровлению детей, базирующихся на
многофакторном анализе внешних воздействий,
мониторинге состояния здоровья каждого ребенка,
учете и использовании особенностей его
организма, индивидуализации профилактических
мероприятий, создании определенных условий.

Разработаны и успешно применяются на практике
программы “Здоровый малыш”, технологии,
диагностические таблицы, карты здоровья (
Приложение 3).
Программа “Здоровый малыш” направлена на
сохранение и укрепление здоровья детей,
формирование у родителей, педагогов,
воспитанников ответственности в деле сохранения
собственного здоровья.

Четвертый год в образовательных учреждениях
города педагоги работают по профилактической
программе “Разговор о правильном питании”,
разработанной в Институте возрастной физиологии
РАО (авторы – М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.
Макеева). Программа в увлекательной, доступной
для детского восприятия форме учит здоровому
образу жизни, правильному питанию. Активно
принимают участие в работе педагоги детских
садов, а также дети и родители.

В результате интересной работы по рабочей
тетради при использовании разнообразных форм и
методов реализации программы у детей появляется
возможность самооценки, формирование
представлений о рациональном питании.

О заинтересованности участников говорят
результаты городских, областных,
межрегиональных туров конкурса.

В 2004 году победительница областного тура –
творческая группа педагогов детских садов №№ 5 и
32 и учителей школы № 12 г. Жуковского Московской
области – представляла опыт работы на
Межрегиональном туре и получила Почетную
грамоту “За содержательное выступление”.

С 1 по 5 июня 2005 г. на территории Всероссийского
выставочного центра прошел Всероссийский форум
“Здоровье нации – основа процветания России”,
на котором образовательные учреждения города
Жуковского участвовали в выставке по вопросам
формирования здорового образа жизни. Были
показаны материалы по городскому спортивному
празднику детей дошкольного возраста “Здоровый
малыш”, по программе “Разговор о правильном
питании”.

Творческая активность учителей и воспитателей,
проявившаяся в течение работы по программе,
свидетельствует о заинтересованности и желании
продолжать работу и далее. Внедряется второй
модуль программы “Две недели в лагере
здоровья”, также расширяется круг участников и
по первой части.

По результатам участия в выставке министр
образования Московской области Л.Н. Антонова
выразила благодарность заместителю главы
города, начальнику Управления образования Н.Ф.
Гридневой и активным участникам выставки.

Успех “Программы” во многом обусловлен
поддержкой Министерства образования МО.

Для успешной реализации задач
воспитательно-оздоровительной работы
необходимо не только специально организованная
деятельность, но и личный пример всех участников
воспитания ребенка – педагогов, родителей.
Родители и педагоги – это единомышленники, и
вопросы оздоровления они решают вместе. Уроки
здоровья, консультации, родительские собрания по
вопросам оздоровления – это небольшой перечень
дел. Стало традицией проведение городских
спортивных праздников “Здоровый малыш”, в
которых участвуют комбинированные команды
детей, родителей и педагогов.

Данный комплекс мероприятий, осуществление
Программ позволяет системно решать сложный
вопрос сохранения и укрепления физического и
психического здоровья детей, формирование
здорового образа жизни.