Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: Новогодняя быль

  • Фаткулбаянова Рима Ханафиевна, учитель русского языка в начальных классах

Цели урока:

  • учить детей понимать текст на уровне содержания
    и смысла;
  • развивать связную и доказательную речь,
    работать над дикцией, интонационной
    выразительностью;
  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • научить школьников разумно воспринимать
    окружающий мир, делать правильные выводы;
  • воспитывать положительные человеческие
    качества.

Оборудование:

  • иллюстрации к произведению;
  • тексты и тесты на столе каждого ученика;
  • рисунки с изображениями лесной и новогодней
    елок;
  • искусственная елка.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети! Скоро, совсем скоро
наступит любимый всеми праздник Новый год,
поэтому и тема нашего урока сегодня “Новогодняя
быль”. Мы с вами познакомимся с рассказом,
поразмышляем над его содержанием и попытаемся
сделать правильные выводы. Итак, вы готовы?

II. Вступительное слово учителя

— Сколько стоит хлеб? А сколько стоит ваша
любимая игрушка, учебник? Все это вы знаете. А
знаете ли вы, сколько стоит живая ель, которая
растет в лесу?

(Вывешивается картина с изображением лесной
ели).

Ель знакома нам с детства. Без нарядной елки и
праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему?
Да потому что, листик – иголка живет 2-3 года, и
опадают иголки не все сразу, а постепенно, в
течение всего года. Одни иголки опадают, а другие
растут. Ель начинает плодоносить в 25-30 лет. Ее
семенами питаются белки, дятлы, клесты. Живет ель
1200 лет. Ее не сделать своими руками, не вырастить
в саду за несколько лет, она растет в лесу, радует
нас своим видом, дарит хорошее настроение и
поэтому она бесценна. У каждой зеленой елочки
своя неповторимая внешность, своя песня, свои
радости и огорчения.

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся
с одной из таких лесных елочек. Мы должны
показать, как мы умеем мыслить, говорить, читать ,
общаться.

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельное чтение текста учащимися. (Текст
составлен мною на основе рассказа С.Михалкова
“Новогодняя быль”).

В лесу, недалеко от дома лесника, росла Елочка.
Взрослые деревья – сосны и ели – смотрели на нее
и не могли налюбоваться – такая она была
стройная и красивая. Она грелась на весеннем
солнышке и дрожала во время грозы. Маленькая
Елочка росла как и все елочки: летом ее поливали
дожди, зимой засыпало снегом. Несмотря на то, что
Елочка росла одна посреди полянки, она не
чувствовала себя одинокой. Было у нее три
подружки: березка, осина и рябина. Подружилась
Елочка и с зайцем, который однажды переночевал по
ее ветвями.

И вот наступил в лесу праздник — Новый год.
Подружки принесли Елочке подарки. Березка
подарила ей блестящие сережки. Рябина сделала из
своих ягод красивые красные бусы и тоже подарила
их Елочке. Осинка долго думала, что подарить
подружке, а затем решила подарить ей грибочки,
которые развесила на её ветках белочка. Зайчик
принес Елочке в подарок морковку. А Дедушка Мороз
окутал Елочку тонкими серебряными нитями. Елочка
была рада и поблагодарила своих друзей.

А утром под Новый год на полянку, где росла
Елочка, пришли дети лесника – брат и сестра. Они
повесили на ее ветки легкие стеклянные шарики, а
самую макушку Елочки украсили большой золотой
звездой.

Ты будешь нашей новогодней Елочкой, — сказали
они.

— Мы будем так украшать тебя каждый год!

2. Беседа после первичного чтения.

— О чем мы прочитали?

— Где растет ель?

— Почему ей не было одиноко?

Как ей живется в лесу?

Кто к ней пришел под Новый год?

Какие подарки получила она от друзей?

Встретились ли при чтении непонятные слова?

Скажите, как вы понимаете лексическое значение
слов:

  • букашки,
  • макушка,
  • копошились,
  • окутал.

3. Работа над названием.

Ребята, у любого рассказа есть заглавие, а здесь
оно отсутствует.

Придумайте и напишите свои заглавия.

(Каждый пишет заглавие на своем листе с
печатным текстом.)

IV. Физминутка

Звучит тихая музыка. Представьте, что каждый из
вас – это маленькая елочка. Вот она растет,
растет и стала высокой и стройной. Подул ветерок,
закачал ветви елочки. Все стихло. На елочку
тихо-тихо падают снежинки. Сядем за парты,
закроем глаза и представим себе снегопад.

V. Поэтапная работа с текстом во время
чтения вслух

Текст читается по частям. После каждой части
учитель задает ученикам вопросы.

Вопросы к первой части.

— Где росла Елочка?

— Найдите в тексте и прочитайте, как жила она
летом и зимой?

— Почему она не чувствовала себя одинокой?

— Мысленно нарисуйте Елочку? Расскажите, какой
вы ее себе представляете?

(Вывешивается иллюстрация к I части).

Вопросы ко второй части.

— Какой праздник наступил?

— Что подарили Елочке друзья?

— Чем окутал Елочку Дед Мороз?

— Чей подарок вам больше понравился и почему?

(Вывешивается иллюстрация ко II части рассказа).

— “Оживите” картинку, поблагодарите друзей за
подарки от имени Елочки, постарайтесь передать
ее эмоциональное состояние.

Вопросы к третьей части.

— Кто пришел на полянку под Новый год?

— Как они украсили Елочку?

— Что сказали дети лесника Елочке?

(Вывешивается иллюстрация к III части).

— “Оживите” картинку, поздравьте Елочку с
Новым годом от имени детей лесника.

VI. Коллективное рассуждение о жанре
прочитанного текста

Выборочное чтение текста и установление, что
здесь правда, что вымышлено?

— Скажите, ребята, сказка это или быль?

После рассуждения на листочках учащихся
появляются соответствующие записи, например:

Елочка-красавица.

Сказка-быль.

VII. Подведение итогов беседы

Итак, давайте еще раз вернемся к подаркам,
которые получила Елочка. Как вы думаете, чей
подарок ей дороже всех? Почему?

Предполагаемые ответы детей:

— Елочке больше понравились подарки от детей
лесника? Они могли попросить отца срубить эту
Елочку и привезти к ним в дом. Там бы они украсили
ее красивыми игрушками.

Вспомните слова детей лесника и скажите, какой
вам представляется дальнейшая судьба Елочки?

Далее детям предлагаются для сравнения два
больших рисунка: живая лесная елка и елка,
срубленная и украшенная к празднику.

— Как вы думаете, какая из этих елочек
счастливее и почему?

— Что можно предположить о судьбе нарядно
разукрашенной новогодней елки? Долго ли
продлится ее веселье?

— Чему учит нас эта сказка-быль?

Выводы:

Лесная елочка — часть живой природы. А природа –
это не только предмет любования. На примере детей
лесника автор говорит нам, какими должны быть
взаимоотношения человека и природы. Мы не должны
быть только потребителями, а должны любить и
беречь живую и неживую природу. Доброе отношение
к природе, облагораживает человека, развивает в
нем лучшие человеческие качества.

VIII. Подведение итогов урока

1. Заранее подготовленные учащиеся читают
стихотворение И.Токмаковой “Живи, елочка!”

Живи, елочка!

Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили,
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой,
Неспиленной ели!

2. Показывается искусственная серебристая елка.
Вот такую елку купили на Новый год. Нравится она
вам, ребята?

IX. Комментирование работы школьников на
уроке, выставление оценок

X. Комментирование домашнего задания

1. Тест: Выбери правильный ответ. Какую елку ты
попросишь купить на Новый год?

  • настоящую;
  • искусственную;
  • другой ответ.

2. Нарисуй картинку к стихотворению или к
тексту.