Педагогический проект Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе

  • Цвецих Андрей Викторович, директор школы, учитель математики

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок
хочет стать ученым, исследователем. Это время,
когда школьные занятия еще не отбили интереса к
серьезной науке, и она кажется романтичным и
увлекательным занятием, а внутренняя
потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И
если в этот момент предложить детям заняться
настоящей научной деятельностью, мы почти
наверняка спасем их от равнодушия к сухим
школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что
исследовательская деятельность школьников – не
альтернатива школьной программе, это как раз
наоборот тот “витамин” интереса к науке,
которого часто не хватает школе.

Но нередко получается так, что научные кружки,
секции, лаборатории действуют вдалеке от школы,
“на стороне”. Они не вписаны не только в учебные
планы и программы, но и в общую концепцию
среднего образования, которое, как и в старину,
делает любую науку непереносимо скучной, лишая
учеников всякой инициативы и самостоятельного
поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в
жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И
как убедить взрослых, что это не просто игра в
науку, а важнейшая часть образования, ведущая
детей к обретению самостоятельного научного
мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.

Учебный процесс в сельской школе необходимо
перестроить с учетом включения элементов
исследовательской деятельности детей. Отметим в
этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к
традиционным методам обучения на примере
отношения к педагогическим вопросам:
“…Педагогические вопросы весьма сильно
отличаются от обычных человеческих вопросов:
педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику
тоже хорошо известно, что ответ на вопрос,
задаваемый учителем, у него уже в голове
имеется… В голове ученика, несомненно,
складывается убеждение, что если учитель знает
ответ и все-таки спрашивает, то его
педагогический вопрос есть своего рода
педагогическая уловка, и ученик старается
ответить на этот вопрос не по существу, а
старается угадать тот ответ, который имеется в
голове учителя” (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т.
Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого
является исследовательская деятельность
учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся
находятся в одной ситуации, они не знают
конечного результата работы, не знают ответа по
данной проблеме, задаче. Они лишь вместе
выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и
т.д. Эта деятельность в полном смысле является
сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского
обучения – учебный процесс в идеале должен
моделировать процесс научного исследования,
поиска новых знаний Исследовательская
деятельность учащихся является формой
образовательного процесса, поэтому для
характеристики такого рода деятельности
учащегося часто употребляется понятие
учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность
учащихся – это такая форма организации
учебно-воспитательной работы, которая связана с
решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным
результатом (в различных областях науки, техники,
искусства) и предполагающая наличие основных
этапов, характерных для научного исследования:
постановку проблемы, ознакомление с литературой
по данной проблеме, овладение методикой
исследования, сбор собственного материала, его
анализ, обобщение и выводы.

Для определения эффективности
учебно-исследовательской деятельности мы
сравнили олимпиаду и научную конференцию (как
форму подведения итогов исследовательской
деятельности школьников) по ряду параметров, что
выявило необходимость перестройки учебного
процесса в школе с учетом включения элементов
исследовательской деятельности детей. Отметим
основные факторы ведущие к таким выводам.

Одним из таких параметров нами был выбран
образовательный результат (“итоговые” качества
личности школьника). Для олимпиад – это развитие
познавательных, эвристических способностей
школьника, углубленное знание по предмету,
развитие умений решать нестандартные задачи и
задачи повышенной сложности за пределами
школьной программы и другое. Для участников
конференций помимо предыдущих качеств уже
характерно наличие творческих качеств
исследователя. Школьники – участники
конференций – уже не просто решают учебные или
олимпиадные задачи, они выполняют реальное
научное исследование в той или иной области
науки, техники, искусства.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций
показал, что принципиально отличается характер
предшествующей до олимпиады или конференции
учебной деятельности школьника в каждом случае.
Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде,
необходимо глубоко изучить предмет, решить
большое число повышенной сложности задач и т.п.
Для того чтобы принять участие в научной
конференции, необходимо заниматься
исследовательской работой, а чтобы успешно
выступить на ней, надо провести серьезное
научное исследование: определить цели и задачи,
объект и предмет исследования, изучить большое
количество литературы, выдвинуть гипотезу,
провести, используя разные методы, само
исследование, получить результаты, сделать
выводы, оформить работу, а потом уже суметь
выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень
усвоения опыта. Для олимпиад характерен
эвристический уровень: учащийся может применить
ранее освоенные действия для решения нетиповой
задачи, при этом он получает субъективно новую
информацию. Для конференций – креативный
уровень: учащийся при выполнении
исследовательской работы, творческого задания
получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности
учащегося на олимпиаде – выполненное задание
(решенная задача и т.п.) с заранее известным
результатом (ответом) для жюри. Он обладает
субъективной новизной. В исследовательской
деятельности – это научная работа, результаты
которой докладываются на конференции. Они были
получены в процессе самой деятельности
учащегося. Заранее результаты никому не
известны. Конечный творческий продукт обладает
объективной новизной. Более того, этот продукт
(научная, творческая работа) обладает, как
правило, не только новизной, но и
общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и
конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае –
познавательный (потребность в увеличении знаний
и т.п.), во втором – творческий (потребность
сделать свое исследование, творческую работу и
т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в
образовательном процессе: в первом случае –
продуктивный (делай сам), во втором – креативный
(выражение собственного “я”, сотворчество
учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и
во время олимпиады – обучаемый, “решатель
задач”; до и во время конференции –
исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при
подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении
задач, роль педагога при проведении
исследовательской работы и подготовке к
конференции – научный руководитель.

Таким образом, в ходе проблемного анализа
возникла необходимость создания условий для
творческой самореализации детей, приобщение их к
исследовательской деятельности в различных
областях науки. Этим обусловлен выбор темы
эксперимента: “Создание условий для развития
исследовательской деятельности учащихся в
сельской школе”
.

Объект исследования: образовательный
процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия,
способствующие развитию исследовательской
деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать
условия для развития исследовательской
деятельности учащихся, то это будет
способствовать успешной самореализации детей в
сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации
–достижение высокого образовательного
результата, раскрытие творческих способностей
учащихся, выявление интересующих областей
знания.

Целью данного проекта было определено
создание условий для творческой самореализации
детей в сельской школе, приобщение их к
исследовательской деятельности в различных
областях науки, техники, культуры.

В соответствии с целью, были поставлены задачи
проекта:

  • Подведение итогов творческой работы учащихся,
    выявление талантливых, одаренных учащихся в
    области научного, технического и
    художественного творчества.
  • Привлечение одаренных детей к участию в
    творческой, познавательной, интеллектуальной
    деятельности, вовлечение их в исследовательскую,
    изобретательскую и иную творческую деятельность
    в различных областях науки, техники, культуры.
  • Популяризация интеллектуально-творческой
    деятельности школьников, привлечение
    общественного внимания к проблемам сохранения и
    развития интеллектуального потенциала общества,
    к проблеме творческого образования и развития
    одаренных детей.

Для решения задач нужна слаженная работа
педагогов, социально – психологической службы.
Кроме того, для успешной реализации проекта
необходимо соблюдение соответствующих
организационных, финансовых,
материально-технических, нормативно-правовых и
методологических условий.

Методы исследования:

  • изучение литературы по исследовательской
    деятельности школьников, изучение нормативных,
    методических документов;
  • изучение и обобщение передового
    педагогического опыта;
  • опросы (анкетирование);
  • педагогический эксперимент; педагогическое
    наблюдение; анализ школьной документации;
  • сравнение, обобщение, классификация,
    систематизация, анализ.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2005 – май 2010 гг. (5 лет)

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Сроки исполнения Задачи этапа Ожидаемый результат Ответственные
1. Подготовительный 2005-2006 1. Организационные:

Разработать план
по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта;
распределение функциональных обязанностей
между участниками проекта; определение базы
эксперимента, форм периодичности отчётов
2. Мотивационные:

Выявить и
проанализировать отношение к проекту всех
участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми
участниками образовательного процесса по
ознакомлению с основными целями и задачами
проекта
3.Кадровые

Осуществить подготовку
педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой
осуществления проекта, методологическая и
мотивационная готовность педагогических
работников к реализации проекта
4. Содержательные:

Изучить
нормативно-правовую документацию, регулирующую
работу с одарёнными детьми на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
Разработать содержание проекта в соответствии с
выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка
методов диагностики развития исследовательской
деятельности. Создание нормативно-правовой
документации на школьном уровне.
5.Информационные:

Обеспечить
информационную поддержку всех участников
образовательного процесса.

Информационная готовность участников
проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический 2006-2009 1. Осуществить апробацию проекта Реализация целей и задач проекта
2. Осуществить апробацию критериев
эффективности реализации проекта
Промежуточные результаты, их
соответствие целям и задачам проекта
3. Внести необходимые коррективы в
содержание проекта
Усовершенствованный проект с
необходимыми изменениями в содержании
4. Построить образовательный процесс в
школе на основе предлагаемого проекта
Внедрение организационной модели
образовательного процесса, основанной на
содержании проекта
3. Контрольно-оценочный 2009-2010 Осуществить анализ эффективности
проекта. Разработать методические рекомендации
по развитию исследовательской деятельности в
сельской школе. Участие в олимпиадах,
научно-практических конференциях школьного,
районного и областного уровней.
Отчёт о результатах проекта.
Определение теоретической и практической
значимости проекта. Создание сборника
исследовательских работ участников. Внедрение
результатов проекта.

Организация исследовательской
деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию
научного общества, в школе из разовых участий в
районных и городских конференциях необходимо
создать общество, основанное на субъективности
взаимодействия взрослого и ребенка в ходе
педагогического руководства исследовательской
деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и
поддержка одаренных учащихся, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей,
поддержка научно-исследовательских интересов
учеников. В ходе работы необходимо сформировать
некоторые направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;
  • участие в проводимых олимпиадах,
    научно-практических конференциях;
  • осуществление контактов с представителями
    академической науки и общественных движений;
  • распространение и пропаганда данной
    деятельности.

Формы организации исследовательской
деятельности учащихся:

  1. Элементы исследования в рамках учебных
    предметов
  2. Предметы в рамках базисного компонента
  3. Элективные курсы – школьный компонент
  4. Группы дополнительного образования
  5. Экскурсия
  6. Поход или экспедиция
  7. Конференция или конкурс
  8. Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются
учителя, ведущие с учениками занятия по
исследовательской деятельности, субъективны,
что бы они при этом ни приводили в обоснование
важности, необходимости и т. д. занятий такого
рода. Ибо, если разобраться, для любого такого
учителя центральным оказывается имеющееся у
него представление обо все расширяющемся
развороте исследовательской деятельности, в
которой и ради которой он может привлекать все
новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать
ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все
частные критерии сводятся, в конечном счете, к
одному общему: разворачиванию единого
пространства исследовательской деятельности,
учитель чувствует, что он в этом живет, это
чувствуют и его ученики. При своем различном
отношении к исследовательской деятельности,
некоторые могут принимать ее ценности, другие
относиться к этому более прагматично (подготовка
в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его
отношение, они до определенной степени
проникаются назначением исследовательской
деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки
успешности имеет и носит управленческий и
объективный характер. Существенно понимать, как
место использования этого критерия в школьной
практике, так и его отличие от ранее описанного
критерия. Занятия исследовательской
деятельностью в данном случае связываются с
успешностью по другим параметрам обучения:
например, количеству учеников класса, школы
района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и
других такого же рода мероприятиях, связь между
количеством учащихся, занимающихся
исследовательской деятельностью и, например,
количество поступивших в те или иные вузы.
Используя эти критерии, можно объективно
засвидетельствовать определенные выгодные
процентные соотношения между исследовательской
деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской
деятельности ребята получают творческий импульс
или желание расширять и умение радоваться
постоянному расширению собственных горизонтов.
Это качество развивается подчас непросто, но,
возникнув, способно увлекать желанием не сидеть,
сложа руки, все время действовать. Общаясь с
руководителем, ребята обучаются языку, жаргону,
стилю поведения, принятом в научном (да и любом
интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им
гораздо легче войти, быть признанными “своими”
и в коллективе вуза, да и в большинстве таких
сообществ. И, наверное, главное, что волнует в
юношеском возрасте – потребность в общении,
познании себя и своих возможностей через
общение, с успехом удовлетворяется в тех
индивидуализированных формах, которые так
просто организовать при исследованиях. Но при
этом приобретается навык содержательного
общения, когда общаться информативно –
“хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные
факторы, по-видимому, значимые для учащихся,
позволяют педагогу использовать их как
действенное средство повышения учебной
активности ребят.

Думается, что любой руководитель
образовательного учреждения или его педагог,
анализирующий свой опыт по поводу организации
исследовательской деятельности учащихся, должен
принимать во внимание и относиться ко всем трем
типам критериев, только в этом случае его
деятельность может быть успешной.