Программа элективного курса Собака в городе

  • Гавриленко Елена Владимировна, учитель биологии

В настоящее время собака является самым
распространенным домашним животным, которое
играет особую роль в жизни человеческого
общества. Почти 20000 лет она живет рядом с
человеком, являясь полноправным членом его
семьи, и человек по достоинству оценил все ее
качества. Являясь составной частью
человеческого общества, животным необходимо
считаться с требованиями и правилами в нем, что
напрямую зависит от человека, от хозяина.
Человек, который заводит собаку, несет полную
ответственность за ее воспитание и поведение в
обществе. И ему просто необходимо обладать
необходимыми знаниями и умениями, чтобы
правильно содержать, кормить собаку, грамотно
управлять ею.

Курс “Собака в городе” имеет комплексный
характер, так как включает в себя основы
зоологии, генетики, селекции, учения о высшей
нервной деятельности животных, экологии.

Содержание курса обеспечивает развитие
творческих и натуралистических умений,
гуманности, формирование экологической
культуры. Учащимся прививается бережливое и
заботливое обращение с природой, в частности, с
животными. Дети имеют возможность познакомиться
с основами профессиональной деятельности
кинолога, что способствует самостоятельному
выбору будущей специальности, расширяет
кругозор.

Данный элективный курс последовательно и
логично рассматривает объект кинологии –
собаку, начиная с организменного уровня и
заканчивая биосферным, показывает значимость
собаки в жизни человека, ориентирует учащихся на
понимание взаимодействия человека и собаки.
Главный акцент делается на развитии ученика.
Важно научить школьников добывать информацию из
различных источников, анализировать,
осмысливать и умело использовать ее;
осуществлять исследовательскую деятельность.

Цель курса: воспитание экологической
культуры учащихся на основе теоретических
знаний и знаний, полученных практическим путем;
воспитание грамотного собаковода-любителя,
имеющего представление об основных породах
собак, их разведении, уходе, дрессировке и
содержании в городских условиях.

Программа нацелена на решение следующих
задач:

  • расширить представления школьников об
    особенностях анатомии и физиологии собаки;
  • сформировать основополагающие понятия о
    породе, конституции, экстерьере, типах высшей
    нервной деятельности собаки;
  • сформировать у учащихся основные навыки по
    уходу и дрессировке собаки;
  • воспитать бережное отношение к животным;
  • содействовать становлению у школьников знаний
    об особенностях содержания собаки в условиях
    города.

Форма обучения: урочная.

Форма теоретических занятий: лекции, беседы.

Форма оценивая: реферат, отчет с выставки.

На первом занятии учитель дает краткий обзор
всех разделов курса, предлагает учащимся выбрать
форму итоговой работы (реферат или отчет о
посещении выставки собак), определяет темы. На
итоговом уроке проводится защита рефератов
(отчетов).

На уроках используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • исследовательский.

В результате изучения курса “Собака в городе”
обучающиеся должны знать:

  • основные понятия и термины анатомии и
    физиологии собаки;
  • типы конституции собаки;
  • типы высшей нервной деятельности собак;
  • правила ухода за собакой;
  • распространенные болезни собак;
  • методы разведения собак;
  • общие представления о методах дрессировки
    собаки.
  • правила содержания собаки в городе.

Прослушав элективный курс, школьник должен
уметь:

  • оказывать первую помощь собаке при отравлении,
    солнечном ударе, ранах и ушибах;
  • ухаживать за собакой, кормить собаку;
  • управлять собакой на улице;
  • определять основные породы собак.
  • использовать полученные знания и навыки в
    практической деятельности.

Учитель может самостоятельно выбрать, будет ли
курс теоретическим или же он будет включать и
практические занятия (например, на
дрессировочной площадке любого клуба
собаководов, посещение выставки собак и т. д. ).

Курс “Собака в городе” включает в себя
следующие разделы:

  1. Происхождение классификаций пород собак (2
    часа).
  2. Анатомия и физиология собак (3 часа).
  3. Основы разведения собак (2 часа).
  4. Содержание, сбережения собак (4 часа).
  5. Теоретические основы дрессировки (4 часа).
  6. Собака и человек (2 часа).

Содержание курса.

Раздел 1. Происхождение и классификация пород
собак.

Тема 1. Понятие о кинологии. Отряд хищных и
семейство псовых в системе животного мира.

Предмет изучения кинологии. Цели и задачи
кинологии. Систематическое положение собак в
царстве животных. Характерные черты семейства
псовых. Процесс одомашнивания собак.

Тема 2. Классификация пород собак.

Понятие о породе. Классификация пород собак.
Особенности породы. Классификация пород.
Пастушьи собаки, овчарки. Молоссы, пинчеры,
шнауцеры. Терьеры. Дексхунд (таксы). Шпицы. Гончие.
Легавые. Розыскные собаки, спаниели, ретриверы.
Комнатные и декоративные собаки. Борзые.

Раздел 2. Анатомия и физиология собак.

Тема 1. Общие понятия анатомии и физиологии.

Разделы анатомии. Особенности внешнего
строения, скелета, мускулатуры собаки. Системы
органов собаки. Особенности строения органов
дыхания, мочеотделения, потоотделения,
пищеварения. Работа кровеносной и лимфатической
системы, иммунная система. Аппарат движения
собаки.

Тема 2. Стати собаки.

Понятие об общем экстерьере собаки.
Конституция собаки. Классификация и
характеристика типов конституции собак.

Раздел 3. Основы разведения собак.

Тема 1. Разведение животных и его
социальные аспекты.

Цели и задачи разведения животных. Понятие о
селекции. Роль генетики в разведении собак.

Тема 2. Методы разведения собак.

Гибридизация. Скрещивание. Чистопородное
разведение.

Отбор и подбор пар для разведения:
теоретические основы. Понятие инбридинг,
лайнбридинг, ауткроссинг.

Раздел 4. Содержание, сбережение собак.

Тема 1. Основные правила размещения собаки.
Уход за собакой.

Выбор места для собаки. Прогулка. Кормление
собаки. Уход за шерстью, глазами, ушами собаки.

Тема 2. Здоровье собаки.

Домашняя аптечка. Причины возникновения
болезней. Признаки здоровой и больной собаки.
Наиболее распространенные болезни собак (чума,
правовирусный энтерит, лептоспироз,
инфекционный гепатит, бешенство).

Тема 3. Оказание первой доврачебной помощи
при отравлении, солнечном (тепловом) ударе, ранах
и ушибах.

Оказание первой помощи при отравлении. Первая
помощь при солнечном (тепловом) ударе. Первая
помощь при ушибах и ранах. Кровотечения и их виды.

Практическая работа “Оказание первой помощи
при различных кровотечениях”.

Раздел 5. Теоретические основы дрессировки.

Тема 1. Общее представление о поведении
собак.

Определение понятия “поведение”. Формы
поведения. Особенности поведения у собак разных
полов. Преобладающая реакция поведения собаки.
Пищевая, оборонительная, ориентировочная
реакция. Типы высшей деятельности: возбудимый
тип, подвижный тип, инертный тип, слабый тип.
Темперамент. Память.

Тема 2. Воспитание и дрессировка.

Цели и задачи воспитания и дрессировки.
Поведение и научение. Формы научения. Рефлексы:
условные и безусловные. Методика дрессировки.
Понятие “методы дрессировки”. Понятие “прием
дрессировки”. Техника дрессировки.
Классификация методов дрессировки.

Тема 3. Воспитание щенков.

Особенности научения у щенков.
Подготовительное воспитание. Формирование
социального поведения. Фазы поведения щенка (по
Шлаафу).

Раздел 6. Собака и человек.

Тема 1. Психология общения. Деловой этикет.

Этика взаимопониманий. Настроения собаки.
Собака и настроение человека. Кодекс кинолога.
Поведение собаки в обществе. Положение о порядке
содержания животных в городе. Понятие о
хэндлинге. Работа хэндлера. Работа грумера.
Выставки собак (общие положения).

Тема 2. За что мы любим собак ? Итоговый урок.
Защита рефератов.

Если тема реферата по содержанию совпадает с
изучаемой темой, его можно представить сразу
после изучения данной темы.

Для проведения практической работы “Оказание
первой помощи собаке при различных
кровотечениях” необходимы следующие материалы
и оборудование:

имитаторы различных кровотечений, марлевые
салфетки, бинт стерильный, бинт нестерильный,
жгут, раствор перекиси водорода, вата, йод,
зеленка, резиновый шарик, плюшевая собака.

Учитель раздает инструктивные карточки с
заданием и имитатор кровотечения. После
выполнения работы составляется отчет.

Пример инструктивной карточки.

На прогулке ваша собака порезала лапу.
Повреждена подушечка. Из раны медленно вытекает
темная кровь, каплями просачиваясь по всей
поверхности раны. Определите тип кровотечения.
Каковы будут ваши действия при оказании первой
помощи? Запишите их в тетрадь, продемонстрируйте
на игрушечной собаке.

Тематический план элективного курса
“Собака в городе”.


№, п/п Раздел.

Тема занятий.

Кол-во часов (всего) Теорет.

(кол-во часов)

Практич. (кол-во часов) Указание конкрет-ного вида занятий
Происхождение и классификация пород
собак.
2 2
1 Понятие о кинологии. Отряд хищных и
семейство псовых в системе животного мира.
1 1 Лекция, демонстрация фр. киноф.
2 Классификация пород собак. 1 1 Лекция. Сообщения учащихся.
Анатомия и физиология собак. 3 3
3 Общие понятия анатомии и физиологии. 1 1 Лекция.
4 Стати собаки. 2 2 Лекция. Беседа.
Основы разведения собак. 2 2
5 Разведение животных и его социальные
аспекты.
1 1 Лекция.
6 Методы разведения. 1 1 Лекция.
Содержание, сбережение собак. 4 3 1
7 Основные правила размещения собаки.
Уход за собакой.
2 2 Лекция. Круглый стол.
8 Здоровье собаки. 1 1 Лекция
9 Оказание первой доврачебной помощи при
отравлении, солнечном ударе, ранах и ушибах.
1 1 Практическая работа.
Теоретические основы дрессировки. 4 4
10 Общее представление о поведении собак. 2 2 Лекция. Беседа.
11 Воспитание и дрессировка. 1 1 Лекция,

демонстрация фр. киноф.

12 Воспитание щенков. 1 1 Лекция
Собака и человек. 2 2
13 Психология общения. Деловой этикет. 1 1 Лекция.
14 За что мы любим собак?

Итоговый урок.

1

1 Защита рефератов.
Итого 17 16 1

Литература для учителя.

  1. Зубко В. Н. “Служебное собаководство” — ДОСААФ
    СССР, 1987г.
  2. Дубров М. З. “Стандарты пород собак” —
    Ментрполиграф, 1996г.
  3. Сваровски И., Отт М, Вундерлих Г. “Воспитание
    собаки” — Янтарный сказ. 1998г.
  4. Новиков В. “Как сделать собаку чемпионом
    Хендлинг. Секреты мастерства” — Аквариум Бук, 2
    рой нужно бояться” — Ценрполитграф МиМ – Дельта,
    2003г.
  5. Чебыкина Л. “Дрессировка служебных собак
    справочник по дрессировке собак” — Аквариум
    Принт, 2005г. 003г.
  6. Криволапчук Н. “Собака, кото

Литература для учащихся

  1. Тыра Ю. “Всё о собаках” — Книга сервис, 1996г.
  2. Мычко Е. Н., Лифанова О. Б. “Собака в вашем доме” —
    М: Нива России, 1993г.
  3. Эндрю де Приско, Джеймс Б. Джнсон Малый атлас
    пород собак” — М: Колос, 1992г.
  4. Рино Фаллари “Собаки” (справочник) – АСТ
    Астрель, 2002
  5. Гриценко В. В. “Послушание собаки” (справочник)
    – Дельта М, 2002г
  6. Брюс Фогель “Забота о вашей собаке. Полное
    руководство по уходу за вашей собакой”, 2003г.