Урок информатики в 7-м классе по теме: Якутские орнаменты

  • Степанова Раиса Александровна, учитель информатики

Цели:

  • актуализировать знания, связанные с
    использованием основных инструментов
    графического редактора Paint;
  • отрабатывать умение определять, какие приемы и
    инструменты необходимо использовать в каждом
    конкретном случае; развивать наглядно-образное
    мышление, аккуратность;
  • побуждать учащихся к использованию творческих
    способностей для создания рисунков;
  • прививать уважение и любовь к искусству своего
    народа, воспитывать чувство интернационализма;
    установить межпредметные связи “Информатика –
    национальное шитье – национальная культура –
    изобразительное искусство”.

Оборудование: (можно попросить
учеников принести из дома)

  • берестяные изделия;
  • билэ для унтов;
  • чорооны;
  • книги и рисунки с изображением якутских
    орнаментов;
  • компьютеры c графическим редактором “Paint”;
  • магнитофон;
  • аудиокассета с записями якутских песен.

Ход урока

Разминка.

Задание: Путем перестановки букв нужно
составить слова, относящиеся к информатике. Все
буквы должны быть использованы. Объяснить смысл
полученного слова.

ВИКЛААТУРА
ШЫМЬ
ТОРНИМО
СТКИДОЖЙ
НЕРСКА

Определите, какое слово в группе лишнее.

Проверочная работа.

Вопросы классу:

Что такое графический редактор? Перечислите
его возможности.

Как загрузить графический редактор?

Как развернуть окно графического редактора во
весь экран?

Какие инструменты графического редактора вы
запомнили?

Как выйти из графического редактора?

Как отменить последнюю введенную команду?

Орнаментальные мотивы.

(Объяснение учителя, используя рисунки с
изображением орнаментов)

(Стихотворение на якутском языке “Оhуор” автор
Байаман)

Орнамент – неотъемлемая часть народного
прикладного искусства. Истоки якутского
орнамента уходят в седую древность. Он был связан
с предметным миром, созданным руками человека, и
первоначально имел магический смысл оберега,
талисмана, приносящего удачу и счастье в
охотничьих и семейно-брачных культах и обрядах.

В декоре традиционной одежды якутов издревле
использовали различные виды орнаментов:
геометрические, криволинейные, растительные,
зооморфные, антропоморфные. (Показ
рисунка № 1)

Также орнаментом украшали берестяные посуды,
коробки, шкатулки, чорооны. (Показ книг и
рисунков с изображением орнаментов)

Якутское орнаментальное искусство имеет
древние традиции, бережно хранимые народом в
течение многих веков.

Орнамент нёс в себе образные начала, выраженные
в изобразительных знаках и символах,
стилизованных формах, обобщающих реалии
окружающего мира.\

Практическая работа на ПК.

(Во время практической работы можно
использовать музыкальный фон “Якутские
мелодии”)

Задание 1:

Используя предложенные элементы орнаментов,
придумайте орнамент для унтов и изобразите его в
графическом редакторе.

(После выполнения задания проводится
физкультминутка)

Задание 2:

Придумайте свой орнамент или выберите любой из
предложенных орнаментов для чороона и
изобразите его в графическом редакторе.

Итог урока:

Оценки за проработанную работу.

Домашнее задание:

Нарисовать на альбомном листе узор унтов своих
родных или близких; орнамент чороона или посуды.

Использованная литература:

  1. “Саха орнаменнара” автор Б.Ф. Неустроев.
  2. “Ремесла предков вчера и сегодня” автор Е.Е.
    Аммосова.
  3. “Традиционная одежда и мировоззрение наших
    предков” автор С. И. Петрова.
  4. “Одежда народа саха” автор Р. С. Гаврильева.
  5. Журнал “Чолбон” № 7/2003
  6. Рисунки студентки Якутского колледжа
    технологии и дизайна, выпускницы Кюсюрской
    средней школы 1996 года Никитиной Анны Сергеевны “
    Якутская национальная современная одежда в
    стиле прет а – порте”.