Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе музыкального воспитания Подпевание и пение

  • Галямова Марина Александровна, музыкальный руководитель

Развитие музыкальных способностей у
детей 3-го года жизни в разделе музыкального
воспитания “Подпевание и пение”

Цель: развивать восприятие и
музыкальную активность ребенка.

Задачи:

  • Побуждать детей к подпеванию и пению.
  • Развивать слуховое внимание, память, речь.
  • Формировать первоначальные навыки
    исполнительства.

Методы и приемы, используемые на
занятиях:

Требования к подбору песенного
репертуара и систематизация по разделам:

  1. Учет возрастных особенностей ребенка.
  2. Интересное, доступное содержание.
  3. Простая мелодия, состоящая из коротких,
    повторяющихся фраз.
  4. Короткий текст (1–2 четверостишия).
  5. Диапазон, соответствующий возрастным и
    индивидуальным особенностям детей.
  6. тесситура, удобная, не вызывающая напряжения.

Животные, птицы, растения

Времена года, природные
явления

Игрушки (игровые
действия)

“Бобик” Т. Попатенко;
“Собачка” М. Раухвергера;
“Кошка” А. Александрова;
“Птички” М. Раухвергера;
“Белые гуси” М. Красева;
“Зайка” (р.н.м.);
“Зайка мой серый” А. Филиппенко;
“Петушок” (р.н.п.);
“Пастушок” А. Филиппенко;
“Цветики” В. Карасевой;
“Цыплята” А. Филиппенко;
“У меня есть зайка” З. Качаевой
“Дождик” (р.н.м.)
“Солнышко” А. Филиппенко
“Утро” Г. Гриневича
“Пришла зима” М. Раухвергера
“Снежок” А. Филиппенко
“Зима проходит” (р.н.м. обр. П.Чайковского)
“Веснянка” (укр.н.м. в обр. И. Плакиды)
“Елочка” Е. Тиличеевой
“Солнышко” Е.Макшанцевой
“Горка” З.Качаевой
“Ладушки – ладошки” (р.н.м.)
“Лошадка” Е. Тиличеевой
“Я на лошади скачу” А. Филиппенко
“Куколка Маша” С. Невельштейн
“Баю-баю” М. Красева
“Кто пищит” Е. Макшанцевой
“Колокольчик” (р.н.м)
“Качели” А. Филиппенко

Что облегчает для педагога возможность выбора
песни на нужную тему. При этом используется
принцип последоваетльности “от простого к
сложному”, поскольку подобранные песни
побуждают к подпеванию и пению сначала
повторяющихся слогов (“ля-ля”, “да-да”) и
звукоподражаний (“ав-ав”, “мяу-мяу”), затем
отдельных слов, фраз, и, наконец, всей песни.

Подпевание и пение в системе музыкальных
занятий включается:

  • как специальная часть;
  • в другие виды музыкальной деятельности:
    • слушание,
    • упражнения по развитию музыкально-сенсорных
      способностей,
    • музыкально-ритмические движения

и объединено на принципе сюжетно-игрового
единства.

Диагностический лист по
определению уровня развития музыкальных
способностей детей 3-го года жизни в разделе
“Подпевание и пение” (составлен на основе
программы В. Петровой “Малыш” и адаптирован к
условиям МДОУ № 57”)


№ п/п

Содержание и
критерии

Ф.И.ребенка

Уровень развития

высокий

средний

низкий

I.

Эмоциональное восприятие
  • внимательно слушает песню
  • понимает содержание песни (про кого, про что)

+

V

II.

Активность:
  • активен, с интересом, но не поет
  • воспроизводит звукоподражания, подговаривает
    или подпевает “ля-ля”
  • подпевает отдельные слова, фразы, всю песню
  • безразличен

III.

Слух, чувство ритма
  • передает общее направление мелодии, поет в
    унисон, вторит
  • воспроизводит ритмический рисунок

IV.

Память. Узнавание песни:
  • по музыкальному сопровождению
  • по музыкальному вступлению
  • по мелодии
  • при проигрывании на разных музыкальных
    инструментах
  • в исполнении взрослого, напевающего без слов
    “ля-ля” без аккомпанемента.

Этапы разучивания песни с
детьми 3-го года жизни

I-й этап (занятия № 1, № 2)

Знакомство с содержанием песни, текстом,
исполнение музыкальным руководителем с
аккомпанементом (дети слушают сидя).
Повторное исполнение: поют музыкальный
руководитель и воспитатель; затем дети и
воспитатель встают, подходят к музыкальному
руководителю сидящему на стуле, свободно
группируясь. Начало разучивания “с голоса”
музыкального руководителя и воспитателя 1-го
куплета.

II-й этап (занятия № 3, № 4)

Исполнение песни с музыкальным сопровождением
(музыкальный руководитель и воспитатель)
Повтор (по желанию детей). Дальнейшее разучивание
текста, отдельных строчек “с голоса”
музыкального руководителя.
Исполнение только мелодии, вопрос: про кого, про
что песня?
Чередование пения с голоса и в сопровождении
только мелодии (стоя у фортепиано).

III-й этап (занятия № 4, № 5)

Исполнение только мелодии, дети называют (про
кого, про что песня); пение без музыкального
сопровождения. Повтор песни в сопровождении
мелодии, затем – с аккомпанементом.
Пение с музыкальным сопровождением, стоя у
фортепиано. Исполнение мелодии на каком-либо
музыкальном инструменте.

IV-й этап (последующие занятия)

Песня исполняется и с аккомпанементом и без
него (по усмотрению музыкального руководителя).
Формы организации работы музыкального
руководителя с воспитателем:

  1. Консультации (подготовка к занятиям,
    праздникам, развлечениям).
  2. Предварительная работа (наблюдение,
    рассматривание, объяснение, рассказ воспитателя
    на прогулке или занятии в группе).
  3. Планирование работы с детьми вне музыкального
    занятия.

Проект занятия «Кошка Мурка в гости
к нам пришла»

Цель: развивать музыкальные
способности детей, используя подпевание и пение
во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать и укреплять певческие интонации.
  • Учить различать контрастные по высоте звучания
    и воспроизводить их в звукоподражании.
  • Продолжать учить выполнять
    музыкально-ритмические движения, активизируя их
    подпеванием повторяющихся слогов и отдельных
    слов.

Материал:

  • Музыкально-ритмические движения: Упражнение Е.
    Тиличеевой “Вот как мы умеем” (“Топ-топ” СД
    “Танцуй, малыш” Т. Суворовой)
  • Игра: “Ой, летали птички” (немецкая народная
    песня в обработке Т. Садко)
  • Песни: А. Александров “Кошка”, “Ладушки –
    ладошки” (р.н.м.)

Оборудование:

  • игрушки:
    • кошка,
    • котенок;
  • металлофон.

Предварительная работа на занятиях в
группе:

  • Чтение потешек, прибауток, стихотворений про
    кошку: “Кисонька – мурысонька”, “Киска,
    брысь!”, “Тра – та – та”, “У меня есть Мурка –
    кошка” и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций, игрушек,
    инсценировка с использованием кукол би-ба-бо
    “Про маленького котенка” Л. Пальмер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Музыкально-ритмическое упражнение Е.
Тиличеевой “Вот как мы умеем”
(подпевание
окончаний фраз “Топ-топ”)

II. Упражнение “Кошка и котенок”
(стоя)

Музыкальный руководитель: Дети,
сегодня к нам пришла гостья, угадайте, кто это? (Имитирует
мяуканье кошки)

Дети: Кошка!

Музыкальный руководитель (показывает
большую игрушку)
: Правильно, это мама Кошка!
Она большая и мяукает низким голосом. Вот так (показывает).
У мамы Кошки есть Котенок (показ маленькой
игрушки)
, он – маленький и мяукает высоким,
тонким голосом (показывает). Давайте
покажем, как мяукает Кошка и Котенок (показывают
поочередно)
.

III. Музыкально-дидактическая игра “Чей
домик”
(на развитие звуковысотного слуха)

Дети садятся на стулья-домики, расставленные
спинками вперед по полукругу на небольшом
расстоянии друг от друга.
Музыкальный руководитель берет одного из детей
за руку, идет с ним вдоль стульев, поет.

Куда же наш (имя ребенка) пойдет?
Туда ли где кошка поет?
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котенок?

Останавливаются у одного из стульев,
музыкальный руководитель стучит по спинке
одного из них и спрашивает: “Кто в домике
живет?”. Сидящий на стуле ребенок мяукает низким
или высоким голосом (по желанию). Правильно
отгадав загадку, водящий занимает свой стул –
домик. Игра повторяется с 2–3 водящими.

IV. Слушание и подпевание: “Кошка” А.
Александрова, “Ладушки – ладошки” (русская
народная песня)

Музыкальный руководитель: Давайте
посадим кошку перед нами, а я спою для нее
песенку.

Исполнение песни “Кошка” музыкальным
руководителем.

Музыкальный руководитель: Как кошка
мяукала? – Жалобно. Она голодная, просит кушать:
“Мяу-мяу” (поет). Как кошка просит кушать? (Повтор
с детьми.)
Что любит кошка пить? – Молоко.
Давайте покормим кошку. (Дети “кормят” кошку,
ладошки складывают в “блюдечко”.)

Музыкальный руководитель: Кошка
наелась и говорит “Спасибо”(напевает
“мур-мур”)
. Спойте со мной “мур-мур”. А теперь
споем песенку про кошку, а она послушает нас.

Повторное исполнение. Дети подпевают
звукоподражания “мяу”, “мур”.

Музыкальный руководитель: А сейчас
споем для кошки нашу любимую песенку “Ладушки –
ладошки”.

Исполнение с взрослыми и аккомпанементом, на
металлофоне.

Музыкальный руководитель: Кошке
понравилось, как дети пели. Она хочет с вами
поиграть.

V. Игра “Ой летали птички”

Подпевание отдельных слов “клю-клю”, “вот
так”, “прыг-прыг”. По окончании кошка (игрушка)
догоняет детей, они убегают на стулья.
После игры музыкальный руководитель подзывает
детей к себе:

– Кто приходил к нам в гости? Кто говорил
высоким голосом? Низким голосом? Про кого пели
песенку? Давайте скажем кошке: “До свидания”.

Глоссарий (cловарь
музыкальных терминов)

  1. Музыкальные способности: слух, память,
    чувство ритма.
  2. Музыкально-сенсорные способности:
    вслушивание, различение и воспроизведение
    свойств музыкального звука – высоты,
    длительности, тембра и силы.
  3. Диапазон – звуковые возможности
    певческого голоса, объем между самыми высокими и
    низкими звуками голоса.
  4. Тесситура – распределение звуков по
    высоте.

Библиография:

  1. Т.С. Бабаджан Музыкальное воспитание детей
    раннего возраста, Москва, “Просвещение”, 1967
  2. В.А. Петрова Музыка – малышам, Москва,
    “Мозаика – синтез”, 2001.
  3. И.Л. Дзержинская Музыкальное воспитание
    младших дошкольников, Москва, “Просвещение”, 1985.
  4. А. Ануфриева , О. Митюкова Игры и занятия для
    малышей, Горький, Книгоиздат, 1962.
  5. Т. Караманенко, Ю. Караманенко Кукольный
    театр – дошкольникам, Москва, “Просвещение”, 1982.