Урок по теме: Условная функция в Excel

  • Богданова Лариса Михайловна, учитель информатики

Цель урока: познакомиться с условной
функцией и научиться ее использовать на
репродуктивном уровне.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с условной функцией;
    • показать образец рассуждений при решении
      задачи с использованием условной функции;
    • показать способ работы Мастер функции при
      использовании условной функции.
  • Воспитательные:
    • продолжить работу над воспитанием терпеливого
      и внимательного отношения к выполняемой работе.
  • Развивающие:
    • продолжить работу по развитию
      любознательности, интереса к предмету
      “информатика” и учению в целом;
    • продолжить работу над формированием
      общеучебных умений: слушать объяснение учителя,
      делать необходимые записи в тетради по ходу
      урока, отвечать на поставленные вопросы,
      самостоятельно выполнять задания учителя;
    • развивать логическое мышление, способность к
      анализу.

База знаний и место урока

К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое “электронные таблицы”, их виды,
    функции; назначение. Интерфейс табличного
    процессора Microsoft Excel.
  • Как использовать Мастер функций, изменять
    формат ячейки, решать задачи.
  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование
    числовых данных, возможности использования
    встроенных функций.
  • Относительные и абсолютные ссылки.
  • Правила копирования формул.

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы.
  • Умеют использовать Мастер функций для ввода
    данных.
  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку,
    объединять ячейки.
  • Умеют копировать формулы.
  • Умеют использовать относительные и абсолютные
    ссылки.

Методы обучения, использованные на уроке:

  • По источнику знаний:
    • словесные (вербальные);
    • доказательные: объяснение;
    • наглядные: использование дидактического
      материала (карточки иллюстрирующие каждую
      задачу);
    • практические: тренировочные упражнения;
  • По характеру познавательной деятельности
    учащихся:
    • объяснительно-иллюстративные
      (информационно-рецептивный);
    • репродуктивные (воспроизведение действий по
      применению знаний на практике на репродуктивном
      уровне; деятельность по известному алгоритму).

Оборудование:


Этап урока

Деятельность и
речь учителя

Деятельность и
ответы учащихся

Организационный
этап

Приветствует учеников,
предлагает приготовиться к уроку.
Приветствуют учителя,
готовятся к уроку.
Актуализация знаний Давайте посмотрим задачу,
которую вы уже решали.
Предлагает карточку “Продукты” (Приложение 1)
Представьте, что вы товаровед и ведете учет
продажи продуктов в магазине. Вы знаете, какие
товары есть, сколько продали, сколько осталось.
Какую еще информацию вы можете узнать?
Вы видите, что последний столбец подвоза не
заполнен. Перед вами стоит задача: в том случае,
если тот или иной продукт продан полностью,
необходимо организовать его подвоз в магазин.. В
клетках этого столбца будет высвечиваться слово
“да”, если подвоз соответствующего продукта
необходим, и “нет”, если продукт подвозить не
надо.
Как вы будете заполнять этот столбец?
А если набор товаров не ограничивается 5
наименованиями их 1000 или более.
Тогда, разумеется, “да” или “нет” Excel должен
определить сам автоматически. Для этого ему
нужна команда, и такой командой является
условная функция
Вспоминают условия задачи и
слушают учителя.

Цена, выручка, поставлено, подвоз

Писать с клавиатуры слова да и нет.

Объяснение нового материала Для решения этой задачи нам не
хватает определенных знаний.
Итак, тема нашего занятия “Условная функция”.
Цель урока: мы должны познакомиться с условной
функцией и самое главное научиться ею
пользоваться. Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)

Значит, условная функция – это команда машине
выполнить определенное действие в зависимости
от условия.
Условие – это логическое выражение, которое
может быть ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ.
Давайте рассмотрим пример: есть 2 числа: в ячейках
А1 и В1. Их надо сравнить. Условная функция будет
выглядеть так:
Пишет Если(А1>В1; “1 число больше”; “2 число
больше”) Рассмотрим условие: если условие
истинно т.е. А1>В1, то в ячейке появится фраза “1
число больше”, если условие ложно, то высветится
“2 число больше” т.е. выражение1 соответствует
истинному условию, выражение2 выполняется, если
условие ложно. Кроме того, если выражение состоит
из текста, то его записывают в кавычках.

Записывают в тетрадь число и тему урока.
Выясняют для себя цель урока.

Слушают рассказ учителя; делают записи в тетради.
Записывают общий вид условной функции и
определение условной функции из карточки.

Закрепление нового материала Вернемся к нашей задаче. В ячейке
будет высвечиваться “да”, если подвоз нужен, и
“нет” — если подвоз не нужен.
А когда подвоз необходим?
Какой столбик отвечает за подвоз?
Как записать условие, что товара не осталось для 2
строки?

Тогда условная функция будет выглядеть так:
ЕСЛИ (Е2=0; “да”; “нет”)
Как заполнить остальные ячейки столбца G?
Как скопировать?
Как при этом изменится условие?

Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили как
заполнить столбец подвоза. Для решения этой
задачи, вы использовали условную функцию.
Как выполняется условная функция?

Записываем домашнее задание: “Составить таблицу
для решения квадратного уравнения”

Не осталось товара.
Столбик Е.
Е2=0

Скопировать
Потянуть за угол.
Поменяется номер строки.

Условная функция выполняется: если условие
истинно, то значение данной ячейки определит
выражение1, в противном случае – выражение2.
Записывают домашнее задание.

Решение самостоятельной работы А теперь переходим к следующему
этапу нашего урока. Вам предложено 5 задач,
попробуйте сами их решить, используя ЭТ. (Приложение 2)
Контролирую выполнение предложенного задания.
Отвечаю на вопросы учащихся.
Слушают объяснение учителя
Переходят к выполнению задания на компьютере.
Итоги Выясняю степень усвоенности
нового материала ( с каждым индивидуально).