Урок русского языка в 3-м классе по теме: Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи

  • Соловьева Татьяна Александровна, зам. директора по УВР

(Урок по системе Занкова Л.В.)

Цели: систематизировать имеющиеся знания о
глаголе.

Образовательные задачи:

а) познакомить учащихся с глаголами, которые не
употребляются в форме 1 лица;
б) совершенствовать навыки разбора по членам,
определения частей речи;
в) повторить правила орфографии;
г) формировать навык самостоятельной работы;
д) развивать умение правильно употреблять
глаголы в речи.

Развивающие задачи:

а) развивать речь и творческое мышление
учащихся;
б) развивать умение классифицировать, обобщать,
сравнивать, делать вывод.

Воспитательные задачи:

а) воспитывать любовь к природе;
б) воспитывать индивидуальные качества личности:
умение высказывать свою точку зрения, утверждать
ее на основе доказательств;
в) воспитывать интеллигентность- умение
выслушать товарищей;
г) воспитывать чувства собственного достоинства.

I. Определение темы (самостоятельно) и целей
урока.

Напишите росчерк. Расшифруйте слово.
Раскрасьте росчерк цветом. Какие чувства
попытались вы передать, используя тот или иной
цвет? Попытайтесь определить тему урока.

— Какое слово зашифровано? (любить)

— Рассказать все о слове.

— Какая тема урока?

Изменение глаголов по лицам и употребление их в
речи.

II. Анализ языкового материала.

1. Орфографическая минутка.

Записать слова, выделяя орфограммы.

Ненастный, осень, резкий, наряд, лететь.

— Чем интересно слово “наряд”? (одежда,
воинское задание, документ о выполнении работ).

— На какие группы можно разделить?

— А можно объединить все эти слова в 1 группу?

— Какой лексической темой можно объединить эти
слова? (осень)

— В каком значении употреблено слово “наряд”?
(осенний наряд).

2. Работа с частями речи.

Образуйте родственные слова к слову “наряд”
(ответ).

Назовите глаголы.

— Все ли глаголы изменяются по лицам?

3. Работа в парах.

Записать слова, употребив глаголы в форме
настоящего времени 1 лица.

Желтеть, сверкать, грохотать, шелестеть.

— Какой глагол сопротивляется?

— Можно ли употребить этот глагол в форме
настоящего времени 1 лица?

Вывод:

— Какое открытие мы совершили?

— Возникает проблемная ситуация, как же сказать?

Объявляю поиск: найти глаголы, которые не
употребляются в форме 1 лица.

Физ-минутка.

— Вы знаете глаголы: глагол — необыкновенная
часть речи, ярко и точно выражает действия,
поэтому нужно быть осторожным и внимательным при
употреблении глаголов, как в устной, так и в
письменной речи.

— Поупражняемся в правильном, точном
употреблении глаголов.

4. Работа по тексту.

Перед вами текст. Вам необходимо текст
внимательно прочитать и точно употребить
глаголы, записанные на карточках (в тексте
пропущены глаголы, они даны на карточках).

— Прочитаем глаголы.

Сбрасывать, краснеет, тратит, кидает.

— Какие орфограммы нам встретились?

Прочитайте предложения, докажите правильность
выбора данных глаголов.

В тихие дни березка сбрасывает
листья ровным кругом.

С пугливой готовностью кидает липа
зубчатые монетки в черную воду омута. Краснеет
старый клен. Бедно одетая лиственница так скупо тратит
свою хвою, что ее хватило и на зимнюю пору.

(По А. Ливеровскому)

5. Работа с предложением.

— Записать предложение.

Краснеет старый клен (и еще одно по выбору)

— Разобрать его по членам и по частям речи.

— Еще раз перечитаем текст, передав глаголам те
чувства, которые хотел выразить автор.

6. Какая часть речи помогает автору
передать свои чувства?

— Что можно сказать о писателе, который смог
подобрать такие яркие слова, описывая природу?

ВЫВОД: Да, только человек, любящий природу,
может видеть, замечать прекрасное, необычное,
интересное.

Такой человек переживает, горюет вместе с
природой, когда ей причиняют боль.

— А теперь послушайте стихотворение Некрасова о
человеке, который переживает, горюет.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез,
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал.

(Некрасов)

— Что вы почувствовали?

— Какие слова особенно западают в душу?

ВЫВОД: Мы убедились в том, что глагол играет
важную роль в речи. Ливеровский помог нам
увидеть, как деревья по-разному готовятся к зиме.
А Некрасов передал боль, страдания леса,
животных.

III. Творческое задание.

А вам я предлагаю написать небольшую
творческую работу на тему:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

При работе можете пользоваться словами, с
которыми мы работали на уроке.

Проверка.

Итог урока.

IV. ВЫВОДЫ.

Подумайте и скажите, почему урок мы начали со
слова любить!

Да, если на земле будет царить любовь, тогда
И солнце будет ясным
И речка голубой!
А Родина прекрасной
И вечно молодой.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Поиск глаголов, которые не употребляются в
форме 1 лица.