Циклы уроков по теме: Измерение и построение углов

  • Волкова Оксана Викториновна, учитель математики

Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по теме “Угол”,
    познакомить с новой единицей измерения (градус) и
    прибором для измерения углов;
  • составить алгоритм измерения угла;
  • используя алгоритм измерения угла, научиться
    измерять разные виды углов;
  • развивать умение анализировать и
    систематизировать знания;
  • воспитывать умение общаться, чувство
    взаимопомощи, аккуратность и точность.

Первый урок – урок изложения нового
материала.

I. Проверка знаний предыдущего материала и
готовности к усвоению нового в виде теста с
выбором правильного ответа

Стороны угла – это:

а) отрезки;
б) лучи;
в) прямые.

2. На рисунке 1 изображен угол:

а) Е;
б) EFD;
в) FDE.

3. На рисунке 2 изображено:

а) 3 угла;
б) 5 углов;
в) 6 углов

II. Объяснение нового материала с
обязательным структурированием материала в виде
плана, схемы, конспекта

1. Мотивация

Учебник стр. 142. На рисунках изображены два
неравных угла и два неравных отрезка.

– Сравните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков
больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на
сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания
полностью?

– Каких умений и каких знаний вам не хватает,
чтобы выполнить второе задание?

В результате обсуждения ставятся цели и
задачи урока, записывается тема.

– Для того, чтобы определить на сколько один
угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь
измерять углы, а для этого нужно:

  • знать, какой прибор служит для измерения углов;
  • знать единицу измерения углов.

2. Лабораторная работа: “Измерение углов”.

– Для измерения углов применяют транспортир.
При измерении углов, как и при измерении любых
величин, выбирают единицу измерения и
устанавливают, сколько раз она содержится в
данном угле. Углы измеряются в градусах. Градусом
называют долю
развернутого угла. На шкале транспортира
отложены углы в 1о, поэтому с его помощью
можно измерить на плоскости любой угол,
выраженный в градусах.
Если вы посмотрите на транспортир, то заметите
два ряда чисел. Один ряд начинается с 0° и
заканчивается 180°. Другой ряд начинается со 180° и
заканчивается 0°. Измеряя угол, надо правильно
выбрать числовой ряд.

– Совместите центр транспортира с вершиной
угла и стороной угла так, чтобы луч прошел через
метку на транспортире 0° (180°).

– Определите, через какую отметку на
транспортире проходит второй луч. (Правильно
выберите числовой ряд!)

– Перед вами два угла. Измерьте их. Если
транспортир наложен на угол, то нужно
воспользоваться рядом чисел, начинающихся с 0°.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  1. CED меньше
    прямого угла.
  2. CED – острый. CED = 60°.

  3. DOC больше
    прямого угла.
  4. DOC – тупой. DOC = 130°

3. Составление схемы ориентировочной основы
действия.

В результате фронтальной работы на доске
постепенно составляется алгоритм < Приложение
1
>.
На основе полученных результатов, вносятся
дополнения в опорный конспект предыдущего урока.
[6]

III. Репродуктивное ( первоначальное)
закрепление

1. Индивидуальная работа.

Задание 1. Измерьте углы. Учащимся
выдаются карточки, на которых изображены 4 угла с
наложенными на них транспортирами.

2. Фронтальная работа с проверкой по методу “да–нет”

Метод “да–нет”

На доске слева записывается “Да” , справа –
“Нет”. Учитель просит поднять левую руку (Да)
тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не
согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и
однократно, а значит вполне определенно. После
поднятия рук можно продолжить объяснение или
обсудить полученные ответы.

Задание 2. По какому рисунку можно
определить величину угла с помощью транспортира,
а по какому – нет? Почему? [5]

Задание 3. Олег измерил угол MON по алгоритму:

  1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
  2. Расположить транспортир так, чтобы сторона угла
    проходила через начало отсчета на шкале
    транспортира.
  3. Найти штрих на шкале, через который проходит
    вторая сторона угла.

В результате у него получилось, что MON = 30° .
Прав ли он? Если нет, то объясни, в чем его ошибка?
[5]

IV. Тренировочное закрепление

1. Индивидуальная работа

Задание. Измерьте углы. Учащимся
выдается карточка, на которой изображены 6 углов
разной градусной величины.

2. Контроль теоретических знаний и подведение
итогов урока.

Задание. Найди верные
высказывания. Из соответствующих им букв составь
название единицы измерения.

(Ответ: ГРАДУС)

1) Углы измеряют с помощью линейки.
2) Углы измеряют с помощью транспортира.
3) Единицы измерения углов – килограммы.
4) Единицы измерения углов – градусы.
5) 1о равен
части развернутого угла.
6) Развернутый угол имеет градусную меру 180°.
7) Острый угол меньше развернутого.
8) Прямой угол имеет градусную меру 90°.
9) Тупой угол больше развернутого.

Ж
Д
М
А

У

Р
С
Г
Е

Дети в тетрадях записывают ответ и поднимают
руку. Учитель проверяет первые 5 работ и поощряет
детей календариками, открытками, наклейками и
т.п. Если использовать такой вид проверки
систематически, то накопленные призы детям можно
обменять на “пятерку”, заранее предупредив
детей об ее эквиваленте.
Для тех учащихся, которые быстрее выполняют
задания в течение урока, можно предложить
дополнительное задание, которое можно оценить и
проверить после урока, кроссворд < Приложение
3
> .

3. Домашнее задание: § 29. Алгоритм и
опорный конспект. № 522, 524 . Задания на измерение
углов. № 526 (б, в). Определить, какую часть
развернутого угла составляют данные углы.

Второй урок – урок проверки знаний,
умений и навыков

I. Проверка знаний учащихся по изучаемой
теме

1. Учебник. Упражнение № 520.

Задание: Вычислить устно и выбрав
правильный ответ, заполнить таблицу.
Зашифрованное слово – название инструмента,
который служит для измерения углов. (Ответ:
ТРАНСПОРТИР)

1) 26 + 33
Е. 69; Т. 59; К. 58.

2) 58 – 34
Р. 24; У. 28; А. 34.

3) 18 . 3
О. 32; А. 54; Е. 44.

4) 42 : 7
К. 28; М. 7; Н. 6.

5) 15 . 5
С. 75; К. 25; О. 20.

6) 32 – 16
К. 26; И. 22; П. 16

7) 36 . 4
А. 72; И. 96; О. 144.

8) 72 : 9
Р. 8; К. 9; Л. 7.

9) 44 + 56
Т. 100; А. 82; Е. 90.

10) 280 : 4
А. 7; У. 80; И. 70.

11) 35 . 20
Н. 70; К. 15; Р. 700

1

2

3

4

5 6 7 8 9 10 11

2. Работа в парах. Проверка знаний алгоритма
измерения углов, знание опорного конспекта.

II. Проверка знаний, умений и навыков
учащихся по данной теме

1. Самостоятельная работа 29.2 [2]

2. Самопроверка.

Самостоятельная работа заканчивается за 5
минут до конца урока. Ученики в рабочей тетради
записывают ответы ко всем заданиям. Когда работы
будут сданы учителю, открываются верные ответы.

3. Домашняя работа: § 29. Учебник. Контрольные
задания, стр. 146.

Урок по теме “Построение углов с
помощью транспортира”

Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по теме “Измерение
    углов”;
  • составить алгоритм для построения угла;
    используя алгоритм построения угла;
  • научиться строить разные виды углов;
  • развивать умение анализировать и
    систематизировать знания;
  • воспитывать умение общаться, чувство
    взаимопомощи, аккуратность и точность.

I. Проверка знаний предыдущего материала и
готовности к усвоению нового

1. Работа в парах

Задание: Заполнить пропуски в
алгоритме измерения угла. (Проводится
взаимопроверка.)

2. Повторение опорного конспекта.

Учащиеся выполняют задания и затем сдают на
листочках записанный ответ учителю.

Задание: Найти верные
высказывания. Из соответственных им букв составь
название столицы одного из африканских
государств.

Р – угол в 56° острый.
О – угол в 94° прямой.
К – угол в 138° тупой.
Д – угол в 110° развернутый.
А – угол в 90° прямой.
И – угол в 3° острый.

(Ответ: КАИР)

II. Объяснение нового материала с
обязательным структурированием материала в виде
плана, схемы, конспекта

1. Составление схемы ориентировочной основы
действия.

В результате фронтальной работы на доске
постепенно составляется алгоритм построения
угла. < Приложение 2 >.

2. Практическая работа.

Задание: Построить данные углы. 1)
30°, 2) 155°.

Практическая работа проводится на
нелинованной бумаге. По окончании работы
учащиеся проверяют в парах друг у друга работы,
но сдадут их в конце урока учителю.

3. Выполнение упражнений из учебника.

Задание № 527 (в, е) Построить угол,
градусная мера которого равна части прямого или
развернутого угла.

Задание выполняется на том же нелинованном
листе бумаги.

Задание № 528 (б, в) Вычисление
градусной величины угла как целого по его части.

III. Проверка знаний, умений и навыков
учащихся по данной теме

1. Тест “Угол. Измерение углов”. [3] Два варианта.

2. Домашнее задание: § 29. Алгоритмы и опорный
конспект. № 523 (начертить углы), 527(а, б, г, д), 528
(а, б)

Литература:

1. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. “Математика.
5 кл.”: Учебник, М: Мнемозина, 2004 г.

2. И.И.Зубарева, М.С.Мильштейн и др.
“Самостоятельные работы в V–VI классах”. Журнал
“Математика в школе” № 10. 2005 г.

3. С.А.Пушкин, И.Л.Гусева, А.О.Татур. “Сборник
тестовых заданий для тематического и итогового
контроля”. Лаборатория аттестационных
технологий МИОО, “Интеллект-центр”, Москва, 2004 г.

4. Рей Алан, Мартин Вильямс. “Математика на
5”. М.: АСТ-пресс, 1996 г.

5. Л.Г.Петерсон. “Математика. 3 класс”,
часть 4, М: С-ИНФО, БАЛЛАС, 1996 г.

6. Л.Воронина. “Опорные конспекты для 5–6
классов”, см.: Библиотека “Первого сентября”,
“Я иду на урок” М. 1999 г.