Урок письма в 1-м классе: нестандартно и эффективно

  • Алимова Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Урок построен на основе авторской методики Г. А.
Бакулиной, рассчитанной на осознанное и активное
участие школьников в организации урока.
Используемые задания ориентированы не только на
усвоение программного материала, но и на
развитие важнейших интеллектуальных качеств:
внимания, памяти, мышления, речи.

Начиная с мобилизующего этапа, цель которого:
обеспечить высокий уровень вовлеченности
школьников в учебную деятельность, повторить
ранее изученный материал, совершенствовать
речевые и мыслительные способности школьников.

Формулирование учащимися темы и цели урока
осуществляется самостоятельно на основе
специально подобранных заданий. В данном уроке
используются игровые моменты, где ученики
определяют слово по алгоритму написания каждой
буквы (Обучение письму по методике В. А. Илюхиной.
), сами предопределяют слово, с которым им
предстоит познакомиться на уроке
частично-поисковым методом, во время которого
дети составляют его лексическое значение, находя
родовое понятие и существенные признаки
предмета, обозначенного новым словом (без
употребления соответствующих терминов) .

На следующих этапах урока они также
самостоятельно устанавливают содержание своей
учебной деятельности. Для этого им приходится
выполнять нетрадиционные, поискового характера
упражнения и задания, направленные на развитие и
совершенствование их важнейших
интеллектуальных качеств, от которых в первую
очередь зависит их успех в овладении русским
языком.

Единая сюжетная линия объединяет этапы всего
урока.

Тема: Письмо строчной буквы ф.

Цель:

Учиться писать букву ф и соединения с
этой буквой.

Повторить написание изученных букв.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

Ф С Т
Т Ф С

— Какие 4 перестановки карточек с буквами надо
сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы
находились в одинаковой последовательности?

— Что объединяет буквы?

— Какие буквы можем добавить?

— Какие звуки обозначает буква ф?

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске вывешены карточки букв слова фокусник
обратной стороной.

— Ребята, вам всем известна игра “Поле чудес”,
участники которой отгадывают слово.

— Сейчас вам предстоит узнать каждую букву
спрятанного мною слова по алгоритму ее
написания.

(у к и о с н)

— Какое слово получилось?

— Посмотрите, какой буквы не хватает, и
сформулируйте тему нашего урока.

— Исходя из темы, пользуясь опорными словами,
сформулируйте цель.

3. Словарная работа.

— Кто такой фокусник?

(Фокусник – это артист, который демонстрирует
фокусы в цирке или на эстраде. )

— Познакомьтесь с ним.

На доске появляется рисунок с изображением
фокусника.

— Он пришел не один, а принес с собой птицу.

-Определите название этой птицы по звуковой
схеме слова и по ее изображению. (фазан)

-Откройте прописи и произведите звуковой
анализ этого слова.

4. Знакомство с новой буквой.

— А теперь знакомимся с буквой.

— Какие знакомые элементы увидели?

— Послушайте алгоритм написания этой буквы.

— Посмотрите, как ее написание будем выполнять
по “помощнице”.

— Подготовимся к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Дети пишут букву в прописи, комментируя в слух,
а затем самостоятельно.

5. Разбор принципа соединения букв.

— В гости не принято ходить с пустыми руками.

— Как вы думаете, фокусник принес нам в подарок:

— Фиалку или бегонию? Почему?

— Флоксы или кактус? Почему?

— Гладиолус или пассифлору?

— Астру или фатоморгану?

На доске появляются изображения цветов.

— Итак, первый фокус.

Картинки с цветами переворачиваются. Там
написаны соединения букв.

фл фа фе фо

— Прочитайте соединения букв.

— Назовите буквосочетания, где соединения
происходит на середине рабочей строки.

— Напишите их.

— Расскажите о других буквосочетаниях.

— Напишите их.

6. Письмо слов с буквой ф.

1 задание

— Фокусник предлагает вам прочитать слова,
написанные в прописи.

— Что их объединяет?

— Какое слово можно исключить по 3 признакам
одновременно?

— Запишите по точкам то слово, в котором буква ф
обозначает твердый звук.

— Разделите слово на слоги, поставьте ударение.

— Составьте с этим словом предложение, чтобы оно
имело смысловую связь с нашим гостем.

2 задание

— А сейчас 2 фокус.

— В оставшихся словах фокусник изменил по одной
букве, и твердый звук
превратился в мягкий .

— Как вы думаете, какие буквы он поменял, и какие
слова получились?

форма фокус

— Что можете сказать о букве о?

— Запишите, комментируя каждое слово.

Физкультминутка.

-Напомню вам, что наш гость выступает на арене
цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я
сейчас буду называть вам слова, имеющие
отношение к цирку. Если в слове есть интересующие
нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А
если нет – движение головой в разные стороны.

— Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы,
факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия,
удовольствие.

— Молодцы! Поаплодируем себе.

3 задание.

— Фокусник хочет, чтобы вы назвали его любимые
сладости.

— Вам надо самостоятельно составить слово с
помощью условных обозначений. Каждой букве
соответствует определенный знак.

— Запишите на свободной строке.

— Подчеркните твердые согласные.

Второе слово.

— В названных мною словах выделите и запомните
указанные звуки. — Соедините их между собой.

— В слове зима – мягкий согласный

— В слове лес – гласный звук

— В слове шарф – звук по теме урока

— В слове кубик – звук, обозначающий мягкость
предыдущего согласного

— В слове робот – непарный согласный зефир

— Запишите.

— Подчеркните мягкие согласные.

4 задание

— И последнее задание фокусник просит вас
сформулировать самостоятельно.

— Что необходимо сделать?

фор фет ма фла бу жок фа фи кел кус ма фир

— Какие слова получились?

— Сформулируйте задание с этими словами,
предусматривающее их запись, не забывая о теме
урока.

— Запишите только те слова, где буква ф
обозначает твердый звук.

7. Итог урока.

— Чему научились на уроке?

— Какое задание понравилось больше всего?

— Фокуснику очень понравилось, как вы работали
на уроке, и он приготовил для вас задание-сюрприз.
Допишите буквы и вы прочитаете его послание.

На карточке дана запись слов с недостающими
элементами.

Молодец. Умница.

— А в прописи определите, по какому признаку
составлены пары и допишите слова по правилу.

Заключение.

По методике Г. А. Бакулиной я работаю 1 год (1
класс). За 7 месяцев дети достигли определенных
результатов. В основном у них сформировалась
точная, правильная, доказательная речь. Они
говорят с желанием, стараются аргументировать
свои учебные действия, соображения. Формулируют
довольно сложные выводы. У детей заметно
повысился интерес к урокам.

Дети с удовольствием выполняют нетрадиционные
упражнения. С радостью пускаются в ситуацию
поиска.

Структурные этапы по данной методике –
привычные (кроме мобилизующего), а содержание,
используемые приемы, задания, упражнения каждый
раз содержат непредвиденное новое содержание. И
практически каждый этап урока в русле методике
становится творческим и для учителя, и для
ученика.

Осуществляется полноценное, интеллектуальное,
целенаправленное развитие школьников.