Конспект проведения комплексного занятия по рисованию на мятой бумаге в подготовительной к школе группе: Путешествие в королевство Кривых зеркал

  • Сизикова Наталья Валерьевна, заместитель заведующей по ВМР

Программное содержание:

  • Познакомить детей с новой техникой рисования на
    мятой бумаге;
  • Учить эмоционально-образному восприятию цвета,
    показать взаимосвязь двух видов искусства –
    музыки и живописи;
  • Подвести детей к пониманию того, что музыка
    дополняет рисунок, подчеркивает его характер,
    является дополнительным средством
    выразительности;
  • Закрепить технические навыки каждого ребенка:
    умение рисовать концом ворса и всей его
    поверхностью, создавать композицию, правильно
    окрашивать фон;
  • Создавать условия для правильного выполнения
    основных движений: прыжков в длину с места,
    ходьбы по ограниченной поверхности, подлезаний;
  • Способствовать внимательному, чуткому
    отношению друг к другу, эстетическим суждениям;

Развивать воображение, поощрять любые
проявления творчества.

Активизация словаря: Этюд, рисование
на мятой бумаге, синь, стихия, солнечный,
бесцветный.

Предшествующая работа: Знакомство с
абстракцией – рисование на тему “Мое
настроение”, чтение сказки “Королевство Кривых
зеркал”.

Оборудование:

  • физкультурное: скамья, обручи – 3 шт., дуги –
    4 шт., скакалки – 2 шт.;
  • замки, построенные из напольного конструктора:
    холодный замок – замок Дождя, теплый замок –
    замок Солнца, нейтральный (черно-белый) замок –
    замок Черномора;
  • очки, вырезанные из цветного картона: черные,
    розовые и синие;
  • мольберт, кисти, альбомные листы, краски,
    цветная бумага, клей, ножницы, салфетки для клея.

Ход занятия

I часть. Дети проходят, садятся на
стульчики.

— Ребята, какую сказку мы начали читать?
Правильно, “Алиса в Зазеркалье”. А вы сами
хотели бы оказаться в этой стране? Да? Тогда, я
приглашаю вас в сказочное путешествие по этой
загадочной стране. Но для того, чтобы попасть в
эту страну нужно преодолеть немало препятствий.
Нужно все делать тихо-тихо, правильно и
аккуратно, потому что другие жители этой страны
не любят, когда их беспокоят и разрушают то, что
они построили! Готовы? Тогда в путь!

Дети преодолевают первое препятствие – прыжки
в длину с места из обруча в обруч.

— А вот и первый замок по пути в Зазеркалье!

В замке синем-синем просто красота:
Синь озер и речек и кругом вода.
Синие ворота, окна неспроста,
Синевой залита башни высота.

— Ребята, что вы можете сказать об этом замке?
Какой он (подбор определений)?

— В каких тонах выполнен этот замок?

— Как вы догадались?

Давайте послушаем, какая музыка звучит в этом
замке.

Звучит музыка Дождя.

— Как вы думаете, кто может жить в этом замке?

— Здесь будет жить Солнце или Дождь?.. Королева
цветов или Снежная Королева?.. Буратино или
Мальвина?

Смотрите, а тут еще и синие очки лежат! Ирина,
попробуй, надень их и представь, что все вокруг
стало синим: синий зал, синие гости к нам пришли,
синие мы с вами.

— Как ты себя чувствуешь?

— Тебе нравится?

— А если все время так будет?

— А твое настроение, оно как-нибудь изменилось?

— Хотела бы ты жить в стране, где все в холодных
тонах? Почему?

— А вы, ребята, что думаете?

Но давайте не будем задерживаться и пойдем
дальше! Нас ждет тоннель!

Дети преодолевают тоннель, созданный из
последовательно установленных дуг.

После преодоления тоннеля:

— Ой! Какой мрачный замок!

— Ребята, что вы можете сказать об этом замке?
Какой он (подбор определений)?

— В каких тонах выполнен этот замок?

— Как вы догадались?

Давайте послушаем, какая музыка звучит в этом
замке.

Звучит мрачная музыка.

— Как вы думаете, какой характер у хозяина этого
замка? Почему?

— А что произойдет, если надеть черные очки?

Давайте мы не будем надевать их, а то мне уже
стало немножко страшно! Лучше тихонечко пойдем
дальше, чтобы не тревожить его жителя.

Ходьба по ограниченной поверхности скамьи.

— Смотрите! Какой чудный замок! А какая музыка в
нем звучит!

Слушание веселой радостной музыки.

— Ребята, что вы можете сказать об этом замке?
Какой он (подбор определений)?

— В каких тонах выполнен этот замок?

— Как вы догадались?

— Как вы думаете, кто может жить в этом замке?

Смотрите, а тут еще и розовые очки лежат! Надя,
попробуй, надень их и представь, что все вокруг
стало розовым, нежным, теплым.

— Как ты себя чувствуешь?

— Тебе нравится?

— А если все время так будет?

— А твое настроение, оно как-нибудь изменилось?

— Хотела бы ты жить в стране, где все в теплых
тонах? Почему?

— А вы, ребята, что думаете?

Послушайте стихотворение об этом замке:

Разноцветный, очень нежный на ветру дрожит,

Это яркий замок красок на пути стоит.

Теплым цветом красит солнце на реке песок,

Теплым стало настроение, как лесной цветок!

Вот мы и подошли к двери, которая приведет нас в
Зазеркалье. Давайте посмотрим, что там!

Дети проходят в другой зал, рассаживаются за
столами.

Вот мы и в Зазеркалье! Осталось только
построить здесь себе замок или дом, в котором вы
бы хотели жить! Сейчас я вам покажу, как можно это
сделать. Но сначала хочу спросить:

— Если Королевство кривых зеркал, то какими
будут стены домов?

— А каким способом можно получить кривое
изображение?

А теперь посмотрите на мольберт, я вам покажу
некоторые элементы и приемы работы в новой для
вас технике.

Показ элементов и приемов работы: сминание
бумаги, приемы расположения замков на листе,
способы нанесения клея и др.

— Подумайте, в каком замке вы хотели бы жить и
можете приступать к работе.

II часть. Самостоятельная работа
детей.

Провожу индивидуальную работу:

  • помощь в выборе темы;
  • помощь в подборе спектральной гаммы;
  • при необходимости закрепить умение рисовать
    концом ворса и всей его поверхностью.

За пять минут предупреждаю детей об окончании
работы.

III часть. Анализ детских работ.

Предлагаю детям рассказать о своей работе, о
том, какой замок хотели изобразить, какие краски
использовали, что удалось больше всего в работе,
а что не получилось.

Подвожу итог занятия:

— Теперь в Королевстве есть ваш собственный
замок, тот который нравится вам, который передает
ваше настроение, ваш характер и другие качества
вашей личности. От этого Зазеркалье наполнилось
множеством ярких красок: все как в настоящем
мире! Ведь в жизни не может быть все только
красным, синим, черным. Все цвета радуги
находятся во взаимосвязи друг с другом и создают
гармония для человека и животного мира!