Урок-соревнование Великолепная семерка по разделу Лексика и фразеология. 6-й класс

  • Кузина Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • обобщить, закрепить и проверить знание основных
    понятий раздела;
  • вырабатывать умение подбирать фразеологизмы с
    данным словом, фразеологизмы — антонимы;
  • развивать сообразительность, находчивость,
    общий кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок-соревнование мы назвали
“Великолепная семерка”. У вас есть возможность
проявить находчивость, сообразительность и
показать знания и умения.

В центре внимания – цифра 7. Замечали ли вы
необыкновенную распространенность этого числа?
Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя
Греция. Семеро героев сражаются против Фив. Семь
мудрецов почитаются эллинами. Вспомните
А.С.Пушкина: “Входят семь богатырей, семь румяных
усачей…”. Да, это необыкновенное число!

В игру вступают 3 команды по 7 человек. Им
предстоит пройти 7 туров. Команде-победителю,
набравшей набольшее число звездочек за ответы,
присваивается звание “Великолепная семерка”.

Представление команд.

II. Соревнование команд

Разминка.

— Предлагается высказывание о русском языке и
семь фамилий писателей. Назвать автора этих
строк.

1. “Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык”.
(Паустовский)

2. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками”. (Тургенев)

3. “Истинная любовь к своей стране немыслима
без любви к своему язык”. (Паустовский)

На доске: портреты Пришвина, Успенского,
Тургенева, Белинского, Куприна, Паустовского,
Герцена.

I тур. Записать фразеологические
обороты со словом

Держать-

карман шире Дать — леща Дело — в шляпе
хвост трубой маху десятое
на уме подножку идет
в черном теле по рукам табак
камень за пазухой прикурить с концом
марку сдачи известное
на привязи о себе знать иметь дело
при себе слово ближе к делу
руки по швам урок грешным делом
слово как пить дать дело за малым
себя в руках сторона
себя в узде новое дело
язык за зубами гиблое и т.д.

II тур. К данным фразеологическим
оборотам записать фразеологические
обороты-антонимы.

Глаза на мокром месте — не выбить слезу.
Влипнуть в историю — выйти сухим из воды.
Глаза слипаются — хоть глаз выколи.
Давать волю языку — держать язык за зубами.
Повесить нос — воспрянуть духом.
За тридевять земель — рукой подать.

III тур. Аукцион “Пословицы и поговорки”.
Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”.
Побеждает тот, кто назовет последним.

IV тур. Игра “Какое слово?”

1 этап. На конверте изображен
кроссворд “Семерка”. В эту семерку надо вписать
три слова из 5 букв, которые начинаются и
оканчиваются на букву “к”. (Казак, комок, кулак,
конек, котик и т.д.).

2 этап. В конверте на листочке —
задание.

К каждому из 7 слов подберите другое, очень
близкое по значению. Запишите столбиком слова,
которые вы подыщете, не меняя их порядка.
Прочтите сверху вниз первые буквы — и вы
прочитаете слово (термин русского языка). Что
означает это слово?


Торопиться
Хата
Обратно
Пламя
Естественный
Забава
Темнота
спешить
изба
назад
огонь
натуральный
игра
мгла (синоним)

V тур.

1 этап. Подберите антонимы к различным
значениям слов.

Задание 1-й команде. Свежий (воздух, хлеб,
новости).
Задание 2-й команде. Темный (ночь, лицо, рубашка).
Задание 3-й команде. Легкий (музыка, решение,
запах).

2 этап. Среди данных слов найдите
заимствованное.

Лето, полотер, праздник, акварель, земля.

3 этап. Ответить на вопросы.

1. Какую строчку не может прочитать ни один
ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
(Барабаном называют еще детали, имеющие форму
целого цилиндра.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом –
источником, музыкальным знаком.)

Как называются слова, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по значению? (Омонимы.)

VI тур. Блиц-конкурс.

Задание 1-й команде.

Седьмая буква алфавита? (ё)

Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Пожелание благополучного плавания с
упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).

Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).

Задание 2-й команде.

Седьмой месяц года? (Июль).

Семь героев русской народной сказки “Репка”?
(Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).

Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь
гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).

Задание 3-ей команде.

Единица исчисления времени, равная 7 дням?
(Неделя).

Седьмая буква в слове “электрификация”?

Седьмая нота октавы? (си)

В средневековой школе было 7 учебных предметов.
Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет.
(Музыка).

VII тур. Конкурс капитанов.

Найти к каждому из следующих слов синоним с
таким расчетом, чтобы, поставив их в том же
порядке, можно было по начальным буквам прочесть
русскую пословицу. О какой пословице идет речь?

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец,
кушанье, физкультурник, хата, шлюпка,
иносказание.

VIII. Подведение итогов. Вручение призов.

  1. Приз победителю «Великолепная семерка».
  2. Приз надежды.
  3. Утешительный приз.