Пальцевый устный счет

  • Зайцева Светлана Владимировна, заместитель директора

Одной их формой актуализации, проверки знаний и
умений учащихся является традиционный устный
счет по заданиям, записанным на доске или в
учебнике. Но такая работа в большинстве случаев
предполагает ответ одного учащегося, а желающих
отвечать – огромное количество.

Здесь предлагается пальцевой устный счет
(ПУС),
где пальцы используются не для счета, а
для показа ответа, при этом учащиеся закрывают
глаза для того, чтобы самостоятельно показать
ответ. Пальцевой устный счет является
инструментом для проверки знаний и умений
учащихся на любом этапе урока или темы. Например,
во время традиционного устного счета, при
первичном закреплении понятия или темы, при
повторении определенного материала на уроке, при
необходимости смены деятельности во время урока.
Пальцевой устный счет не требует специальной
подготовки для преподавателя.

Апробация такого метода проведения проверки
знаний в Центре Образования №1943 показала
положительные результаты при обучении, особенно
в параллели 5-ых и 6-ых классов, так как это
проходит в игровой форме.

Преимущества проведения пальцевого
устного счета
:

  1. Всем учащимся предоставляется возможность
    самостоятельно подумать и ответить на вопрос.
  2. Во время такой работы виден уровень усвоения
    материала каждым учащимся.
  3. Смена деятельности (от монотонной письменной
    работы и традиционной устной речи, где не каждый
    учащийся получает возможность ответить).
  4. Не требует специальной подготовки учителем
    (наличие карточек, запись на доске и т.д.) и не
    занимает время на уроке для подготовки для его
    проведения.
  5. Позволяет развивать восприятие устной речи
    учителя и двигательную память.
  6. Развивает взаимосвязи больших полушарий мозга.
  7. Развивает внимание и быструю смену
    деятельности.
  8. Пальцевой устный счет может использоваться
    как физкультминутка.
  9. Темп заданий позволяет влиять на
    работоспособность класса.

Недостатки: не все учащиеся одинаковы хорошо
воспринимают устную речь учителя.

Требования проведения пальцевого устного
счета:

  1. Необходимо четко формулировать задания.
  2. Речь учителя (темп) должна быть определенна на
    конкретный класс.
  3. Перед каждым пальцевым устным счетом
    определяются правила счета.
  4. Учащиеся закрывают глаза.

Далее даны примерные типы заданий, где
используется пальцевой устный счет.

Тема: “Умножение дроби на натуральное число.
Нахождение дроби от числа” (6 класс).

Задание. Устно выполнить умножение и
показать ответ на руках.

Если ответ “3” (см. пример 1), то показать три
пальца (см. приложение рис.3). Если ответ “” (см.
пример 3), то на одной руке показать числитель (см.
приложение рис.1), на другой – знаменатель (см.
приложение рис.5) и т.д.

Примеры:

1),

2) ,

3) ,

4) .


Тема: “Деление с остатком” (5, 6
классы).

Задание. Устно выполнить деление с
остатком и показать на пальцах остаток от
деления.

Если ответ “1” (см. пример 1), то показать один
палец (см. приложение рис.1); если ответ “2”, то –
два пальца (см. приложение рис.2) и т.д. (Примечание:
подобрать задания, где предполагаемый ответ не
больше “10”).

Примеры:

1) 3 : 2,

2) 18 : 7,

3) 22 :11 и т.д.


Тема: “Смешанные числа” (5, 6 классы).

Задание. Устно выделить целую часть в
неправильной дроби и показать на пальцах ответ.

Если ответ “1” (см. пример 1), то показать один
палец (см. приложение рис.1), если ответ “2”, то –
два пальца (см. приложение рис.2) и т.д. (Примечание:
подобрать задания, где предполагаемый ответ не
больше “10”).

Примеры:

1) ,

2),

3)
и т.д.

Тема: “Умножение и деление десятичных
дробей на 10, 100, 1000 и т.д.”

(5 класс)

Задание. Определить в какую сторону (вправо
или влево) и на сколько знаков переместиться
запятая при умножении или делении десятичных
дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Если ответ “вправо, на один знак” (см. пример 1),
то показать на одной руке перемещение запятой
вправо (см. приложение рис.2), а на другой –
количество знаков “1” (см. приложение рис.8) и т.д.

Примеры:

1) 56,2*10

2) 39,002 : 10;

3) 345,223:100;

4) 0, 034*100.

Тема: “Прямая и обратная
пропорциональность” (6 класс)

Задание. По условию задачи определить,
является ли прямой пропорциональной, обратной
пропорциональной, или не является
пропорциональной зависимость между величинами.

Если ответ “прямая пропорциональная
зависимость между величинами” (см. пример 1), то
показать на пальцах ответ, который соответствует
рис. 10 и рис. 7 из приложения, если ответ “обратная
пропорциональная зависимость между величинами”
(см. пример 2), то показать на пальцах ответ,
который соответствует рис. 6 и рис. 7 из
приложения.

Примеры:

1) между путем, пройденным автомашиной с
постоянной скоростью, и временем ее движения;

2) числом рабочих, выполняющих с одинаковой
производительностью труда некоторую работу, и
временем выполнения этой работы.

Тема: “Сравнение обыкновенных
дробей” (5 класс).

Задание. Устно сравнить дроби.

Если первая дробь больше (см. пример 1), то
показать один палец (см. приложение рис.1), если вторая
(см. пример2) – два пальца (см. приложение рис.2),
если равны (см. пример3) – показать знак “равно”
“=” (см. приложение рис.9) .

Примеры:

1) ,

2) ,

3).

Приложение


рис.1

рис.2

рис.3

рис.4

рис.5

рис.6

рис.7

рис.8

рис.9

рис.10