Опытно-экспериментальная площадка ДОУ как источник развития профессионального мастерства педагогических кадров

  • Алфёрова Ольга Алексеевна, заведующий ДОУ

Уважаемые коллеги!

С начала 90-х годов всё российское общество
живёт в условиях перехода от одной
социально-экономической системы к другой. Данный
переход связан как с изменением привычного
уклада жизни, так и с изменениями в духовной
сфере, связанными с переоценкой ценностей. В
непрерывно изменяющемся современном обществе
большое значение приобрёл высокий
профессионализм, профессиональная
компетентность специалистов разных сфер и
уровней производственной и общественной жизни,
поскольку на сегодняшний день актуальным
является вопрос о конкурентоспособности
выпускаемых специалистов в условиях рыночной
экономики.

Это напрямую касается и работников
образовательной сферы, поскольку, во-первых,
педагоги, прежде всего, сами должны быть
профессионально компетентны в своей области
деятельности, и, во-вторых, профессиональное
образование всегда было и продолжает оставаться
направленным на всестороннее развитие личности
с целью подготовки её к активному и эффективному
участию в общественном производстве с
наибольшей пользой для себя и для общества в
целом.

Стратегия модернизации российского
образования требует от современной школы
обеспечения высокого качества образования. Для
того чтобы реализовать эту задачу и предоставить
образовательные услуги требуемого качества,
каждое образовательное учреждение должно
обладать высокопрофессиональным составом
педагогических кадров, которые выступают
носителями новой системы
профессионально-педагогических ценностей,
обладают высоким уровнем профессиональной
компетентности и педагогического мастерства
способны органично адаптироваться к изменениям
во внешней среде. Современные образовательные
системы заинтересованы в педагогах, которые
ориентированы на влияние и решение проблем,
активное участие в инновационной деятельности, в
управлении развитием образовательного
учреждения, обеспечении его институциональных
преимуществ.

Важно отметить, что в современных условиях
реформирования образования радикально меняется
статус педагога, его образовательные функции,
соответственно меняются требования к его
профессионально-педагогической компетентности,
к уровню его профессионализма.

И тут вполне естественно встаёт вопрос, какие
параметры профессионального мастерства мы имеем
ввиду.

В толковом словаре С.И.Ожегова (1998г. – стр.345)
трактовка мастерства представлена в двух
вариантах:

  1. Мастерство – это умение, владение профессией,
    трудовыми навыками;
  2. Мастерство – это высокое искусство в
    какой-нибудь области.

В нашем случае — педагогической.

Исходя из названия моего выступления, мне бы
хотелось обозначить позиции, с которых мы будем
говорить о педагогическом мастерстве и его
составляющих.

Анализ научной литературы показывает, что в
настоящее время нет единого подхода к
определению таких понятий как педагогическое
мастерство и профессиональная компетентность.
Одни считают, что доминирующим блоком
профессионализма педагога является его личность
(А.К.Маркова), другие, что основа мастерства
педагога в наличии у него теоретической и
практической подготовки ( В.А. Сластенин,
И.Ф.Исаев).

Поскольку до сих пор вопрос о компетентности и
профессионализме педагога не решён в науке
однозначно, мне представляется возможным
рассмотреть понятие компетентности в
соотношении с понятием профессионализма или
профессионального мастерства, так как нередко
они взаимозаменяются и их границы чётко не
обозначены.

По сути, своей мне ближе концепция Н.В.Кузьминой
и представителей её школы, которые считают, что,
так как в профессионально значимых
педагогических умениях находят практическое
применение и качества личности педагога, то
профессионализм педагога составляют два
взаимосвязанных компонента:

  • профессионализм деятельности как качественная
    характеристика субъекта деятельности:
  • и профессионализм личности как совокупность
    личностных качеств педагога, которые либо
    способствуют, либо препятствуют решению
    педагогических задач.

Таким образом, становится очевидным, что
профессиональных знаний и умений, которые
выступают основой любой профессиональной
деятельности, общего развития и широкой
эрудиции, недостаточно для становления
педагога-профессионала, поскольку именно для
педагогической профессии решающее значение
имеют нравственные качества личности, которые и
позволяют формировать личность ребёнка.

Понимание же педагогической компетентности
мне представляется возможным связывать , прежде
всего, с деятельностью педагога, с его
способностью к выполнению определённых
профессиональных действий, основу которых
составляют необходимые знания и умения,
образующие “фундамент” профессионализма
педагога. Что же касается личностных качеств
педагога, то они наполняют внутренним смыслом
педагогическую деятельность и также необходимы
для становления педагога-профессионала.

Итак, мы пришли к выводу, что понятие
“профессионализм” шире по своему значению
понятия “компетентность”, так как помимо
деятельностного подхода оно включает
определённые характеристики личности
специалиста и по этой причине является лишь
составляющей профессионализма педагога.

И именно с этих позиций мы подходили к
выстраиванию системы повышения
профессионального мастерства своих педагогов.

Помимо традиционных задач при подготовке
ребенка к жизни, детский сад, где в настоящее
время реализуются различные программы развития
и обучения, решает ещё ряд
инновационно-исследовательских задач.

В этой связи педагогические работники
дошкольных учреждений стремятся найти новые
пути и средства решения поставленных обществом
задач. В качестве основных, приоритетных
направлений решения задач воспитания и развития
ребенка-дошкольника современной педагогической
наукой сегодня приняты:

  • личностно-ориентированное взаимодействие
    педагога с ребенком;
  • принятие и поддержка его индивидуальности;
  • развитие его творческих способностей;
  • формирование социально уверенного поведения.

Все это, безусловно, играет и определенную роль
в саморазвитии педагогов, равно как и развитии
любого дошкольного учреждения в целом.

Ни для кого не секрет, что последнее время в
системе образования – это время инноваций. Сами
по себе инновационные процессы носят в
значительной мере стихийный характер: они
связаны со стремлением человека реализовать
себя, и свои идеи. Хотя, как вы знаете, что идеи
могут быть и ошибочны, а самореализация не
учитывать стремления других людей к
собственному самоопределению.

Так было и в системе дошкольного образования
города Норильска, когда мы апробировали
отдельные методики и технологии или, как мы
говорили “использую в работе элементы методики
такой-то”, большинство из которых так и не
“прижились” в наших детских садах.

Инновационные процессы не обошли стороной и
наш коллектив. На протяжении последних лет
коллектив занимался экспериментально-поисковой
деятельностью и является участником
эксперимента “Образ жизни – игра”, который
вступил на завершающую стадию, имеется
положительный опыт работы по театрально-игровой
деятельности, прекрасные результаты по
организации продуктивной детской деятельности.
Все эти моменты явились предпосылками для выхода
на новый, более высокий, более качественный
уровень.

Именно поэтому сегодня мы заинтересованы в
упорядочивании инноваций и инновационных
процессов, а это предполагает специально
организованную инновационную деятельность и
экспериментальную проверку выдвигаемых нами
идей.

Процедура аттестации нашего сада позволила
чётко определить направление работы коллектива
– художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста.

При составлении программы развития нашего ДОУ
стояла задача определения перспективы его
деятельности.

Проанализировав ресурсное обеспечение:
кадровое, материально-техническое,
программно-методическое, оценив потенциал
каждого сотрудника, опыт работы коллектива за
последние годы по тем направлениям, о которых я
сказала выше, пришли к выводу, что создание
центра по художественно-эстетическому развитию
детей дошкольного возраста нам по силам. Итак,
цель была определена, необходимо было найти
реальный механизм её реализации.

Инновационная деятельность обязательно
присуща любому образовательному учреждению,
перешедшему из режима функционирования в режим
развития. Так как это — управляемая деятельность
по обновлению образовательного процесса,
направленная на достижение качественно нового
уровня профессионализма каждого её участника.

Составной частью инновационной деятельности
является эксперимент. Так, собственно, и
появилась идея организации экспериментальной
работы коллектива над исследовательским
проектом, которая была одобрена педагогами
нашего детского сада.

Можно, конечно, было оставить эту работу на
уровне нашего дошкольного учреждения, но
перспектива организации экспериментальной
работы на городском уровне была заманчива. Ведь
появлялась возможность решения в параллели
очень важных для нас задач:

  1. по формированию положительного имиджа ДОУ;
  2. повышению корпоративной культуры ДОУ (т.к. в
    рамках проекта предусмотрено совершенствование
    профессиональных и личностных качеств каждого
    сотрудника);
  3. повышению качества образовательного процесса;
  4. вовлечению родителей в содержательную
    деятельность;
  5. обеспечению условий для повышения
    профессиональной компетентности педагогов;
  6. формированию партнёрских отношений с
    социально-культурными институтами и
    образовательными учреждениями нашего города.

И, после решения организационных вопросов,
связанных с разработкой и защитой проекта на
городском Учёном совете при Норильском
межотраслевом институте повышения квалификации
и профессиональной переподготовки с октября 2005
года на базе нашего дошкольного учреждения
организована и успешно функционирует городская
опытно-экспериментальная площадка.

Цель деятельности опытно-экспериментальной
площадки МДОУ “Детский сад № 49 “Белочка”
заключается в создании интегративной модели
развития творческих способностей детей
дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
посредством введения театральных технологий в
образовательный процесс. Педагоги ДОУ отмечают
высокую степень значимости театральной
деятельности для развития творческих
способностей ребенка и необходимость (и
целесообразность) существования программы
деятельности не только с одаренными детьми, но и
со всеми воспитанниками ДОУ, что по нашей
исследовательской разработке и должно быть
результатом исследовательской деятельности
коллектива.

Потребность синтезировать теоретические,
методические и практические разработки по
театральной педагогике, работающие на
эффективное гармоничное развитие личности
ребенка, стала своеобразной
психолого-педагогической особенностью
педагогического коллектива и нашла свое
отражение как в желании образовываться.

Следуя концепции Н.В.Кузьминой, нами были
определены ключевые компетентности
педагога-профессионала: управленческая,
исследовательская, методическая,
поликультурная. Определены примерные критерии
по каждому виду. За основу были взяты разработки
Красноярского краевого института повышения
квалификации работников образования. (Приложение 1). В зависимости
от уровня сформированности профессионализма
разработаны индивидуальные маршруты по развитию
профессионального мастерства каждого педагога.

Следует отметить, что до недавнего времени в
практике работы педагогов нашего дошкольного
учреждения проектный метод не использовался или
использовался только в качестве осмысления
собственной деятельности.

В силу того, что многое стало меняться в
определении места педагога и содержания его
деятельности, проектный метод стал широко
использоваться в практике повышения
профессионального мастерства педагогического
состава учреждения.

Проектная деятельность подразумевает
рассмотрение педагогических систем с различных
сторон: с психологической, педагогической,
социально-педагогической. Именно нехватка
знаний, как это не парадоксально звучит, и
явилась тем мотивом для наших
педагогов-исследователей не только к повышению
профессиональной компетенции посредством
обучения на курсах повышения квалификации, но и к
самообразованию.

Не все педагоги детского сада сразу поняли и
приняли новую для некоторых из них трудную, но
интересную работу. Необходимо было расшатывать
сложившиеся стереотипы.

Практические наработки помогли достаточно
быстро и разумно определить для себя темы
исследований. Но что с ними делать дальше?

И тогда на базе дошкольного учреждения были
организованы курсы повышения квалификации.
Адресную помощь педагогам оказывали специалисты
Норильского межотраслевого института повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
и специалисты Норильского педагогического
колледжа.

И как результат плодотворной педагогического
сотрудничества – в рамках работы в ДОУ ОЭП
педагогами разработано и начата реализация 12
творческих исследовательских проектов по
выбранным направлениям. А в перспективе, на
будущий учебный год, — создание своих девяти
пунктов повышения квалификации по выбранным
направлениям.

Индивидуальные творческие исследовательские
проекты, на мой взгляд, — это универсальное
средство для повышения уровня квалификации
педагогов, стимул для профессионального роста и
развития, отражающее качественный рост
профессионализма педагогов ДОУ.

Как я уже отмечала, главным критерием
эффективности развития гуманистической
воспитательной системы является развитие
личности ребенка.

Становятся условия для полноценного развития
личности хуже или они улучшаются, зависит во
многом от тех людей, которые работают с этой
личностью. Педагоги нашего дошкольного
учреждения уверены, что именно создаваемые
педагогами условия для собственного научного
творчества и есть залог успешности личности
дошкольника в будущем.