Семинар для воспитателей Стили общения родителей с детьми

  • Боровикова Наталия Александровна, старший воспитатель

I часть. Теоретическая

Не так много истин в психологии, но утверждение
о том, что тип семейного воспитания и
родительские установки определяют особенности
личности и поведения ребенка – истина. Конечно,
ребенок не является чистым листом бумаги, на
котором грамотный родитель может написать все,
что захочет, а безграмотный может изуродовать. В
нем самом есть силы и немалые.

В родительской позиции выделяются две
важнейшие переменные: эмоциональное принятие и
контроль. Их сочетание во многом определяет то,
как строится поведение взрослых и какие
психологические свойства формируются у ребенка.

Эмоциональное принятие имеет особое значение
для развития ребенка от рождения до 3-х лет. Это
обеспечивает самой матери уверенность и
спокойствие, формирует доверие к ребенку и его
потребностям, подталкивая ее к поддерживающему,
разрешающему поведению. Как результат –
развитие у ребенка чувства доверия к миру,
любознательность и открытость отношений.

Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая
переменная родительской позиции – контроль. Он
может быть низким и высоким. Можно видеть
родителей, которые предпочитают оказывать
большое влияние на своих детей, способны
настаивать на безоговорочном выполнении своих
требований, быть последовательными в их
предъявлении. Также можно видеть родителей,
которые отстраняются от контроля, предоставляя
детям самим формировать систему правил. Контроль
проявляется и в том, как родители стремятся к
развитию ребенка. Одни натаивают на активном
включении детей в различные сферы
жизнедеятельности, другие – не считают своих
детей обладателями каких-то ярко выраженных
достоинств.

Родительское отношение мы видим и в различии
методов воспитательного воздействия: родители,
которые добиваясь послушания используют
убеждение, обосновывают свою точку зрения и
готовы обсуждать ее с ребенком, при этом
эмоциональная поддержка присутствует постоянно,
независимо от того, удается ли родителю
добиваться своих требований; и родители, которые
не формулируют свои требования, прибегают к
косвенным способам воздействия: крику, подаркам
и наказаниям. Эмоциональная поддержка или
отсутствует или зависит от послушания ребенка.

В зависимости от родительской установки
формируется и ребенок.

Первый тип детей – это зрелая личность.
Компетентные дети формируются под воздействием
такой установки родителей, которая представляет
собой сочетание эмоционального принятия с
высоким объемом требований, с их ясностью,
непротиворечивостью и последовательностью. Дети
уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль,
умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Это авторитетный стиль воспитания.

Второй тип детей – избегающие дети. У них
преобладает отстраненное или уныло-грустное
настроение. Испытывают трудности в установлении
дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для
их родителей характерно контролирующее,
требовательное поведение, сочетающееся с малой
теплотой, низким уровнем уважения к возможностям
ребенка. Это авторитарный стиль воспитания.

Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в
себе, настроение неустойчивое. Самоконтроль не
сформирован. Своей инфантильностью он прежде
всего обязаны личностной незрелости своих
родителей. Главная черта поведения родителей –
отсутствие способности к последовательному
контролю. При этом может присутствовать
эмоциональная поддержка. Это или либеральный
или индифферентный
стили воспитания. (Приложение № 1)

Родительская позиция не единственный фактор
развития ребенка. Позиция формируется и от того,
какое место в жизни человека занимает
воспитательный процесс. Самое благоприятное
последствие для развития ребенка будет в том
случае, если воспитание собственных детей
является для взрослого ценностным процессом.

Если же для взрослого воспитание ребенка – это
реализация потребности в эмоциональном
контакте, т.е. он способ удовлетворения иных
потребностей взрослого, тогда взрослый будет
препятствовать эмоциональной жизни ребенка.

Если воспитание ребенка для взрослого
реализация потребности в смысле жизни, то
взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он
будет неосознанно препятствовать этой
самостоятельности под любым предлогом.

Если воспитание – это реализация потребности
взрослого в достижениях под девиз: «Он
добьется всего, чего не добилась я «, то ребенок
воспринимается хорошим только тогда, пока
реализует планы родителей и удовлетворяет их
амбиции.

Все эти позиции патологичны с точки зрения
результатов воспитания, т.к. лишают ребенка права
на собственную жизнь и судьбу.

С каждым годом увеличивается процент детей
больных неврозом. Неблагоприятное влияние на
психическое здоровье детей называют и темпы
нашей жизни, и чрезмерная загруженность
родителей, их невротизация, когда взрослые не
могут разрешить свои внутриличностные
конфликты.

Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью к
родителям/особенно к матери/, причем не в виде
зависимости от нее, а в виде потребности в любви.
Ребенок еще не способен понимать причина
конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний. Поэтому ссоры между родителями
ребенком воспринимается как тревожное событие, и
ребенок склонен чувствовать себя виноватым в
конфликте. Частые ссоры родителей у детей
дошкольников могут стать источником их
психического нездоровья.

Самым лучшим профилактическим средством могут
стать хорошие отношения родителей с детьми,
понимание родителями внутреннего мира своего
ребенка, его проблем и переживаний, умение
поставить себя на место своих детей. Нет готовых
рецептов воспитания, которые можно взять и
«приложишь» к своему ребенку. Можно дать
некоторые рекомендации.

II часть. Психологическая пауза

ЦЕЛЬ: активизация творческого потенциала
педагогов; развитие эмпатии.

Всем педагогам раздаются полоски бумаги с
написанными на них словосочетаниями:

  • Стыд. Поза
  • Обида. Губы.
  • Грусть. Лицо.
  • Огорчение. Лицо.
  • Радость. Ноги.
  • Удивление. Глаза.
  • Любопытство. Голова.
  • Злость. Руки.
  • Гордость. Спина.
  • Страх. Глаза.
  • Высокомерие. Голова.
  • Страх. Зубы.
  • Усмешка. Губы.
  • Недовольство. Поза.
  • Интерес. Походка.
  • Самодовольство. Походка.
  • Огорчение. Губы.

Все педагоги, прочитав написанное, должны это
изобразить.

III часть. Рассматривание педагогических
ситуаций

ЦЕЛЬ: педагоги, заслушав ситуацию должны
определить к какой стиль родительского
воспитания присутствует в данном случае.

  1. Родители постоянно жалуются на своего ребенка
    как на «бандита», заявляют, что не знают, что
    с ним делать. Но в то же время не принимают
    никаких советов и жалуясь, л лишь показывают
    окружающим нестандартность ребенка, свою
    обеспокоенность его поведением, но в глубине
    души нередко удовлетворены и горды
    «проделками сорванца».
  2. Родители стремятся «знать о ребенке все»,
    не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного,
    сокровенного, докучая советами в делах, которые
    должен решать сам ребенок.
  3. Родители исходят из предпосылки, что они лучше,
    чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в
    любых обстоятельствах заранее стремятся
    обеспечить своему детищу и лучшее решение любых
    проблем, беря все трудности на себя и лишая его
    права выбора.
  4. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о
    чем он думает и чего хочет, утверждают, что не
    допустят проявления у него дурных качеств (лень,
    азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего
    такого у ребенка не наблюдалось.
  5. Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это
    означает и то, что они сами стареют, что им крайне
    не хочется. Поэтому они стараются как бы
    игнорировать, не замечать черты взрослости в
    своих детях, запрещая им занятия и увлечения,
    характерные для их возраста, культивируя
    привязанность во всем к родителям.
  6. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по
    любому поводу и без повода все члены семьи.
    Игнорируются и не принимаются во внимание любые
    просчеты и проступки ребенка. Любые его желания
    оказываются в центре внимания и удовлетворяются.
  7. Родители понимают, что ребенок способен вырасти
    сам по себе. Существует радио, телевидение,
    детские учреждения, и то хорошее или злое, что
    заключено в человеке, неизбежно себя проявит,
    поэтому нет смысла прилагать воспитательные
    усилия и брать на себя ответственность за его
    судьбу.

VI часть. Рекомендации родителям no
воспитанию детей

  • Поверьте в уникальность своего ребенка, в то,
    что Ваш ребенок единственный в своем роде, не
    похож ни на одного соседского ребенка и не
    является точной копией вас самих. Поэтому не
    следует требовать от ребенка реализации
    заданной Вами жизненной программы и достижения
    поставленных Вами целей. Представьте ему право
    прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть
    самим собой, со своими недостатками, слабостями и
    достоинствами. Принимайте его таким, какой он
    есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь,
    дайте ему понять, что будете любить его всегда и
    при любых обстоятельствах.
  • Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на
    колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и
    целуйте его тогда, когда ему это хочется. В
    качестве поощрения чаще используйте ласку.
  • Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась
    вседозволенностью и безнадзорностью. Установите
    четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было
    немного/. Строго придерживайтесь установленных
    запретов и разрешений.
  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь
    воздействовать на ребенка просьбами. В случае
    неповиновения родителям нужно убедиться, что
    просьба соответствует возрасту и возможностям
    ребенка.
  • Если ребенок демонстрирует открыто
    неповиновение, родитель может подумать о
    наказании. Наказание должно соответствовать
    проступку, ребенок должен четко понимать за что
    наказан.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит
    через игру. Именно в игре можете передать те
    навыки и знания, понятия о жизненных ценностях,
    лучше понять друг друга.
  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему
    суть запретов и ограничений. Помогите ребенку
    вербально выражать свои чувства и переживания,
    научиться понимать свое поведение и поведение
    других людей.
  • Психическое здоровье ваших детей в ваших руках.
    Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
  • Диалогу с обществом ребенок учится у нас,
    взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии
    оценки других, отношения к другим и к себе. Первый
    шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с
    того, что оглядывается на нас и судит этот мир по
    законам, преподанным ему нами.
  • Очень важно осознать, что стиль отношения
    взрослых к ребенку влияет не только на детское
    поведение, но и на психическое здоровье детей;
    так неуверенность ребенка в положительном
    отношении к себе взрослого или, наоборот,
    уверенность в негативной оценке его как личности
    провоцирует подавленную агрессивность.
  • Нам, взрослым, необходимо помнить, что под
    влиянием опыта общения с нами, у ребенка не
    только формируются оценки себя и других, но и
    зарождается очень важная особенность —
    сочувствовать другим людям, переживать чужие
    горести и радости как собственные. В общении со
    взрослыми и сверстниками он впервые осознает,
    что нужно учитывать не только свою, но и чужую
    точку зрения. Педагогическая авторитарность в
    неформальном общении с детый порождает у них
    дефицит самостоятельности, неумение выразить и
    отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень
    важно отрешиться от позиции, что наше слово –
    истина, ибо процесс общения требует понимания
    другого и отождествления себя с другими.

Детям трудно воссоздать целостный образ
взрослого человека, даже родителя. Они видят нас
в основном дома, в минуты наибольшего
расслабления, поэтому бытовое общение
становится характеристикой нашего реального
образа. Поэтому никакие наши рассказы о работе, о
друзьях, не сотрут в памяти ребенка того, что он
уловил в случайном взгляде, в зло брошенной
реплике.

Хотелось бы сказать и о принципах единства
требований в семье: это единство не следует
понимать упрощенно — все требуют одно и то же. Нет!
Каждый в семье ведет свою партию, важен
принцип совместимости, дополнительности.
(Приложение № 2, Приложение № 3)

Приложение 4

Приложение 5