Атмосфера эмоционального комфорта

  • Зяблова Екатерина Николаевна, учитель начальных классов

Каждый из нас, входя каждый день в класс,
сталкивается с противоречиями, обусловленными
задачами, которые стоят сегодня перед школой, с
одной стороны и трудностями, связанными с ростом
и развитием детей, с другой стороны. Перечислю
лишь некоторые из них:

ЗАДАЧИ:

Обеспечить:

— интеллектуальное развитие,

— творческое развитие,

— нравственное развитие,

— умение самостоятельно приобретать
необходимые знания,

— умение самостоятельно критически мыслить,

— грамотно работать с информацией,

— умение быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах,

— самостоятельно работать над развитием,

— получение определенного объема ЗУН.

ТРУДНОСТИ:

— состояние здоровья,

— особенности развития нервной системы,

— уровень готовности к школьному обучению
(психологической),

— отсутствие учебной мотивации,

— настороженное отношение родителей к
школьному обучению,

— отсутствие времени у родителе на занятия с
ребенком,

— большое количество учащихся в классе.

Вот, что получаем
“на выходе”, если ничего не менять в системе
образования, развития и воспитания:

— минимальный успех в реализации задач. — ухудшение здоровья детей (страхи и
стрессы);

— полная потеря интереса к учебе;

— отстранение родителей от проблем ребенка в
школе;

— отсутствие коммуникативных навыков.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в
том случае, если чувствуем себя
эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети,
входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать
для того, чтобы в классе царила атмосфера
эмоционального комфорта?

Попытаюсь выделить составляющие элементы
атмосферы эмоционального комфорта.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ


АТМОСФЕРА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА

1. “Делай с нами…” (работа с
родителями).
6. “Хочу, а значит – могу”. 11. “Преподавание или процесс
познания”.
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”. 7. “Что делать, если я не хочу”. 12. “Я стремлюсь стать лучше”.
3. “Наша сила – в единстве”. 8. “Радость новых открытий”. 13. “Жизнь после школы”.
4. “Не ошибается тот, кто ничего не
делает”.
9. “В здоровом теле – здоровый дух”. 14. “Что есть, чтобы отдать?”.
5. “Что потопали, то и полопали”. 10. “Меня видят таким, какой я есть”.

1. “Делай с нами…” (работа с родителями)

(постоянный процесс, который начинается еще
задолго до 1 сентября 1 класса, и который не
заканчивается с переходом детей в 5 класс)

  • позиция: я – родитель – ученик (проблемы
    ребенка – наши общие проблемы);
  • активное участие родителей в учебном процессе;
  • разные формы работы (родительские собрания,
    круглые столы, небольшие психологические
    тренинги, тематические лекции);
  • совместное проведение досуга (от пассивного до
    активного участия родителей);
  • выработка единой системы требований.

От эмоционального комфорта родителей, от их
уверенности в правильности своего поведения и от
ощущения заинтересованности в жизни своих детей,
во многом зависит эмоциональное состояние
ребенка.

2. “Я – слушаю, меня – слушают…”

  • атмосфера открытого диалога;
  • возможность ребенка работать на уровне своих
    возможностей;
  • отсутствие боязни задавать вопросы (как
    учителю, так и своим товарищам);
  • право на собственное мнение (возможно отличное
    от мнения учителя), право на его доказательство;
  • равноправие и свобода в выражении мыслей и идей,
    в выборе форм работы;
  • уважительное отношение к мнению других (даже
    если оно отличается от твоего мнения).

Ощущая свободу в выражении своих мыслей,
желаний, стремлений, ребенок не боится быть
услышанным, а значит и быть непонятым. Это
придает уверенность в своих силах и делает
ситуацию на уроке более комфортной.

3. “Наша сила – в единстве”

  • общность целей и задач, как во время урока, так и
    во внеклассной жизни;
  • работа на уроках по парам, в группах; где общее
    дело – вклад каждого;
  • возможность постоянного оказания помощи друг
    другу;
  • уважительное и доброжелательное отношение к
    возможностям и проблемам друг друга;
  • учет индивидуальной совместимости детей при
    организации групповой работы;
  • различная расстановка мебели, в зависимости от
    задач и форм работы на уроке.

Воспринимая себя членом коллектива,
объединенного общими целями и задачами, ощущая
постоянную поддержку со стороны товарищей,
ребенок чувствует себя защищенным, а значит
комфортно.

4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”

  • ошибка – это не факт уличения в незнании;
  • ошибка – показатель необходимости доработки
    материала, дополнительной практики;
  • перед проверкой учителя – взаимопомощь и
    взаимопроверка (возможность исправления ошибки);
  • терпеливое и доброжелательное исправление
    ошибок друг друга;
  • система отработок.

5. “Что потопали, то и полопали”

  • при оценивании учет вложенных ребенком усилий
    (что одному дается легко и просто, другим
    достигается с помощью больших усилий);
  • не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и
    смириться с ними.

Не испытывая страха перед возможностью
ошибиться и получить плохую оценку, ребенок
чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

6. “Хочу, а значит – могу”

(работа над мотивацией учебной деятельности)

  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • общность целей и задач;
  • равные возможности успеха;
  • поощрение стремления узнать новое;
  • понимание того, где и как я могу применить свои
    знания.

7. “Что делать, если я не хочу”

  • соблюдение принципа добровольности (при
    выполнении творческих заданий, при привлечении
    дополнительного материала, при участии во
    внеурочной деятельности).

Не чувствуя на себе постоянного давления,
связанного с необходимостью делать то, что не
хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора
своей деятельности. Приступая к выполнению того
или иного задания, ребенок чувствует желание это
сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт
и положительные эмоции.

8. “Радость новых открытий”

(развитие познавательной активности)

  • создание проблемных ситуаций;
  • использование эвристических приемов;
  • групповая работа;
  • выполнение творческих заданий,
  • привлечение дополнительного материала (при
    работе с разными источниками информации);
  • работа на уроке на разном уровне сложности (со
    всеми детьми);
  • работа над проектной деятельностью.

Поддержание постоянного интереса у детей к
тому, что происходит на уроке, разнообразие в
получении детьми новых знаний, разные формы
работы на этапах отработки и закрепления
материала, возможность использования полученных
знаний в своей практической деятельности,
способствую развитию познавательной активности.
Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс
познания, а значит не чувствует себя
отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

9. “В здоровом теле – здоровый дух”

  • составление расписания с учетом
    ежедневно-допустимых нагрузок;
  • соотнесение нагрузок с состоянием здоровья
    ребенка;
  • рациональное использование времени урока,
    чередование видов деятельности;
  • паузы здоровья.

10. “Меня видят таким, какой я есть”

учет:

  • особенностей нервной системы;
  • уровня общего развития;
  • типа темперамента;
  • особенностей характера;
  • особенностей взаимоотношений в семье,
  • особенностей восприятия педагогических
    воздействий,
  • учет коммуникабельных способностей.

Если ребенок чувствует, что он принят
“обществом” таким, какой он есть, он рад принять
законы, цели и задачи этого “общества”, а значит,
чувствует себя частью этого “общества”, не
ощущая при этом чувства одиночества.

11. “Преподавание или процесс познания”

  • ученик – субъект учебного процесса;
  • активная познавательная активность каждого с
    учетом его особенностей и возможностей;
  • введение приемов опережающего обучения;
  • стиль общения педагога.

12. “Я стремлюсь стать лучше”

  • тесная связь учебного процесса и
    воспитательного воздействия;
  • диалог партнеров;
  • каждое воспитательное воздействие – на
    эмоционально-положительном фоне;
  • учитель занимает позицию поддержки в
    стремлении ребенка стать лучше.

Оказываясь не объектом, а субъектом
учебно-воспитательного процесса, ребенок
постепенно учится чувствовать ответственность
за происходящее вокруг, учится самостоятельно
принимать решения, приобретает навыки общения,
необходимые для достижения тех или иных задач.

13. “Жизнь после школы”

  • организация совместной деятельности не только
    в учебно-воспитательном процессе, но и во время
    проведения досуга;
  • активное участие родителей в организации и
    проведении досуга;
  • разные формы организации досуга детей (от их
    пассивного отдыха до активных театральных
    постановок);
  • нравственное развитие;
  • творческое развитие.

Оказывается, что ребенка с его одноклассниками
связывает гораздо больше, чем 4-х часовое
просиживание в одной учебной аудитории. Во время
проведения внеклассных мероприятий, дети
находят друзей, близких себе по духу и интересам.
А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в
этой учебной аудитории, его окружают не только
одноклассники, но и его друзья. Что может быть
комфортнее?

14. “Что есть, чтобы отдать?”

  • воздействие личности педагога на
    учебно-воспитательный процесс;
  • стиль общения педагога;
  • стремление педагога не к простой передаче
    определенного объема ЗУН, а к постоянному
    поддержанию в ребенке интереса к тому, что он
    делает;

“Ученик – это не сосуд, который нужно
наполнить, а факел, который нужно зажечь”.

  • ежедневный ответ педагога на вопрос: “А что у
    нас есть, чтобы отдать?”

Видя перед собой творческую личность педагога,
с “горящими” глазами, способную не только
чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать
в нужную минуту, быть рядом в момент нового
открытия, дает возможность ребенку не думать
ежеминутно о своей безопасности и своем
комфорте, а позволяет полностью погрузиться в
творческий процесс познания, сделать всё, что он
может, а часто и гораздо больше.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • активность учащихся;
  • “слабые” ученики чувствуют уверенность в
    своих силах;
  • “сильные” ученики ощущают необходимость и
    пользу в помощи товарищу;
  • умение взять ответственность на себя,
  • умение детей самостоятельно решать небольшие,
    но все же проблемы, самостоятельно исследовать
    их,
  • стремление аргументировать свои решения;
  • более легкое и прочное усвоение программного
    материала;
  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • тщательность и добросовестность в выполнении
    роботы;
  • умение работать с разными источниками
    информации;
  • умение организовать не только свою работу, но и
    работу по парам (в группах).

А самый главный результат – это услышать от
ребенка:

“В наших сердцах есть добро, его в нас поселили
Вы…”