Обучение выразительному чтению младших школьников

  • Аксёнова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Живое слово совершает чудеса. Слово может
заставить людей радоваться и горевать, пробудить
любовь и ненависть, причинить страдание и
окрылить надеждой, может пробудить в человеке
высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть
в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до
сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь
все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь,
казалось бы, уже знакомые произведения,
проникаешься настроением исполнителя. В
глубоком воздействии чтеца на слушателей и
заключается искусство художественного чтения.
Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно
как и умение донести до слушателей читаемое
произведение, не возникает само собой. Большое
значение здесь приобретает работа, которая
ведется на уроках чтения, в частности работа по
анализу читаемых текстов и подготовка их к
выразительному чтению.

Выразительно читать, говорить — это значит
“действовать словами”, т.е. воздействовать
своей волей на слушающего, заставить видеть
текст так, как видит его или относится к нему
говорящий. Учитывая различия в речевой
подготовке ребят, работу над выразительностью
речи необходимо вести на уроках обучения
грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых
уроков, с упражнений в произношении учащимися
глухих и звонких согласных, шипящих и гласных
звуков. Это работа продолжается и при
рассматривании картинок, когда собственные
мысли детей оформляются в предложение или
короткое высказывание. Необходимо в этот период
помочь ребятам выбрать правильную интонацию и
темп речи, с тем, чтобы они способствовали
правдивому выражению мысли, а звучание голоса
ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Например, слово “мама” — дети читают с разными
оттенками: сначала они просят что-то у мамы, потом
дети обижаются на неё, наконец, радуются, потому
что мама согласилась удовлетворить просьбу.
Именно, таким образом, необходимо работать над
выразительностью речи до тех пор, пока учащиеся
начинают читать целыми словами.

Звуки человеческого голоса, прежде всего,
связаны с дыханием. Известно, что неправильное
дыхание приводит к затруднением в речи и
случайным паузам, а полное владение своим
голосом возможно только при хорошо поставленном
дыхании.

На уроках чтения предлагаются ребятам
упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые
из них:

1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести
заданные учителем звуки.

2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную
пословицу или поговорку: “хуже всех слышит тот,
кто не хочет слушать”. Тренируя учеников
управлять своим дыханием, учитель старается
показать, что оно непосредственно влияет на звук,
его плавность, силу, окраску. При слабом от
природы голосе или при врожденной вялости
голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их
оттенки совсем исчезают, необходимы

упражнения, направляющие голос на сильный
посыл звука. В этом случае можно рекомендовать
детям прочитать одно и то же предложение
несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала
читать тихо, потом громче, а затем совсем громко,
но без крика. Или можно предложить прочитать
хорошо известное стихотворение, но при этом
делать небольшой вдох (добор воздуха) перед
чтением каждой стихотворной строки. Большую
пользу приносят такие стихотворения, которые
вырабатывают у детей умение повышать или
понижать голос при чтении.

Например, первая строка может произноситься
обычным голосом, вторая несколько выше, третья на
высокой ноте, а потом следует, таким же образом
понижать голос. Сила звука при этом должна быть
нормальной, звук следует вести ровно и спокойно,
избегать крикливости, особенно на высоких нотах.

Подобные упражнения провожу на примере
стихотворных строк, а также при чтении отдельных
слов. Для регуляции силы голоса используя такие
произведения из учебников “Родная речь”, как: Е.
Благинин “Посидим в тишине”; И. Бунин
“Листопад”; В. Жуковский “Черемуха цветет” и
другие.

Помогают этому и некоторые игровые тексты,
которые беру из детских книг и использую как
дидактический материал для работы. Вот, например,
стихотворение Агнии Львовны Барто

“Кто как кричит”:

Кукареку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мурр-мурр…

Пугаю кур.

Кра, кра, кра!

Завта дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому?

Читая строку: “Кукареку! Кур стерегу”, прошу
произнести эту строку звонко, громко, весело,
хвастливо протягивая звук. А произнося слова:

“Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах”, дети
говорят тоже звонко, но звуки произносят четко,
отрывисто, подражая крику курочки.

1. Песенки-долгоговорки

Многократное, чёткое повторение, особенно если
оно сопровождается весёлым настроением,
приносит желаемые результаты. Дети начинают
чувствовать ритм, осознают артикуляционную
сторону, проговаривание и само повторение
приносит им радость.

Ай-люли.

Е.А. Благинина

Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок — в сапожках,
Курочка — в серёжках,
Селезень — в кафтане,
Утка — в сарафане!
Котик в новой свитке,
Кошечка — в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
Ай-люли, ай-люди,
Гости к Дашеньке пришли!

2. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

В основе этого упражнения лежит формирование
умения слышать, чётко и ясно произносить,
осознавать и подбирать рифму.

ба — бу — бы на дворе стоят столбы
бу — бы — ба из окна торчит труба
до — ду — да гудят провода
жа — жа — жа есть иголки у ежа
жи — жи — жи здесь живут ежи
са — са — са в лесу бегает… (лиса)
со — со — со у Вовы… (колесо)
усь-— усь — усь на лугу пасётся… (гусь)
ча — ча — ча горит в комнате… (свеча)
чу — чу — чу молоточком я… (стучу)
оч — оч — оч наступила… (ночь)
ша — ша — ша мама моет… (малыша)
шу — шу — шу я письмо… (пишу)
аш — аш — аш у Марины… (карандаш)

Так, ребята, привыкают понимать и правильно
находить способ, прием выражения того образа,
который создает автор произведения.

В работе над выразительностью речи и чтения
отвожу много места упражнениям по отработке
дикции, начиная их с артикуляционных упражнений
над гласными звуками по мере знакомства учащихся
с ними по “Азбуке”. После изучения всех гласных
мы упражняемся по таблице:

И-Э-А-О-У-Ы

Вначале гласные читаются в том порядке, как
написаны, затем начинаем читать с буквы “э”,
потом — с “а” и т.д., относя на конец таблицы
каждый предшествующий гласный:

э… а — о — у — ы — и; а — о — у — ы — и — э и т.д. При
чтении таблицы слежу, что бы ребята произносили
гласные медленно, плавно, напевно, чтобы каждая
строка читалась на одном дыхании.

Потом перехожу к работе над согласными,
упражнения, в произношении которых являются
более трудными по сравнению с гласными. Вот как
постепенно нарастают сложности в этих
упражнениях:

1. Произношение глухих и звонких согласных:
п-п-п;б-б- б;

2. Чередование глухих и звонких согласных: п — б,
т -д, ф — в;

3. Произношение глухих и звонких согласных в
сочетании с гласными: пи, па, пу, пы, пе, пя, пю, би,
ба, бу, бы, бе, бю;

4. Чередование глухих и звонких согласных с
гласными: пи — би, пу — бу, па — ба и т.д.

5. Произношение сочетаний различных согласных с
гласными: вби, кти и т.д.

6. Произношение слов: дом, том, домик;

скороговорок: раз дрова, два дрова, три дрова;
маленьких текстов: Мышонку шепчет мышь:

— Ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

Существует большее количество разнообразных
стихотворений, которые могут быть использованы
при обработке произношения звуков. Например, для
упражнений в произношении свистящих звуков
использую стихотворение А. Барто “Верёвочка”.
При обработке звука [ч] -стихотворения А. Барто
“Чернила”, “Девочка чумазая”, а звуков [л], [м],
[н], |р] — стихотворения А. Барто “Помощница”, С.
Маршака “Вот какой рассеянный” и т.д. Но какие бы
упражнения по отработке дикции не проводила,
всегда помню, что эти занятия нужны не сами по
себе, а должны приводить к приобретению
учащимися звучности и напевности голоса (это
основная роль гласных), а также ясности, чёткости
и разборчивости (это основная роль согласных) в
произношении.

Стихи, пословицы, скороговорки произносятся со
слов учителя до тех пор, пока дети не научаться
читать.

В дальнейшем, вся работа приобретает более
сложный характер, так как умение учащихся
пользоваться такими важными техническими
приёмами речи (чтения), как сила и звучность
голоса, чёткая дикция, правильное дыхание,
постепенно уступает место другим умениям:
определению места смысловой паузы и логического
ударения в предложении или отрывке, правильному
интонированию отрывка, определению ритма и темпа
чтения произведения. Овладение этими приёмами
работы с текстом свидетельствует о более
глубоком проникновении учащихся в содержание
читаемых произведений, а это невозможно сделать,
если у ученика не развит или плохо развит речевой
слух.

Читая отдельные предложения и самые несложные
тесты, всегда добиваюсь от своих учеников
выразительности их произнесения. Например,
работая над небольшими по объёму рассказами
“Осень”, второклассники выделяют силой и
протяжностью голоса важные по значению слова:
Пришла осень. Падают листья. Ребята идут в школу.
Подчёркнутые слова дети читают с усилением и
удлинением ударного слога: ооо-сень, лиии-стья, в
шкооо-лу. В третьем классе на практических
примерах даю понятие о значении логического
ударения в речи. Делается это различными
способами:

1, На доске пишется одно или несколько
предложений, в которых учитель обозначает место
логического ударения, например: Люблю берёзу
русскую.

Учащиеся читают это предложение, определяя его
смысл. (Человек говорит о большой любви к родной
земле, месту, где он родился).

2. На доске написан текст или отдельные
предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя
за чтением учителя, указывают слова, на которых
было сделано логическое ударение, например: уже румянит
осень клёны. Над селом сияет месяц золотой.

3. На доске написано предложение. Учащимся
даётся задание прочитать его так, чтобы
слушатели поняли, что происходит в природе и как
происходит действие, например: Ветер сильно качал
берёзы.

4.На доске написано предложение: На поляне
растут синие цветы. Вызываются к доске два
ученика. Одному из них предлагается поставить к
предложению несколько вопросов с тем, что бы
логическое ударение в них падало на разные слова.
Например: Какие цветы растут на поляне? Где
растут цветы? И т. д. Другой ученик, отвечая на эти
вопросы, должен правильно определить слово, на
которое падает логическое ударение.

5. В написанных предложениях или тексте
учащиеся должны самостоятельно расставить
логическое ударение и выразительно прочитать.

Такую работу провожу не только на уроках
чтения, подобные упражнения выполняются на
уроках грамматики во время предупредительных и
объяснительных диктантов, при подготовке к
изложению, когда, например, после обозначения
членов предложения, учащихся предлагается
прочитать предложения так, чтобы слушатели могли
уловить, скажем, пять различных смысловых
оттенков. Например: Костя принёс домой больного
скворца. Отдельные ученики могут выполнить это
задание с опорой на вопросы: Кто принёс скворца?
Какого скворца принёс Костя? Куда принёс Костя
скворца? И т.д.

Место логического ударения устанавливаем при
чтении грамматических правил, это помогает
пониманию правил и их заучивание. Расставляют
ученики и логическое ударение и в некоторых
стихотворениях, баснях и прозаических текстах.
Эти задания дети выполняют на раздаточном
материале, примерный текст для таких упражнений
беру из произведений учебных книг. Вот некоторые
примеры таких карточек.

1. Прочитай текст. Выделяй голосом главные по
смыслу слова, пометь их точкой снизу:

«Так с той поры люди и заприметили: как
покажется в небе первое пушистое облако, так,
значит, на нём Весна-красна прилетит.»

(Г. Скребицкий. Сказка о Весне.)

2. Прочитай текст стихотворения. Обозначь
места логических ударений:

«С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!»
(А. Майков.)

3. Прочитай текст басни. Точно выделяй при
чтении те слова, на которые падает смысловое
ударение:

«Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт»

(И. Крылов.)

В дальнейшем работа над логическим ударением
проводится параллельно с работой по нахождению
смысловых пауз в тексте.

Знакомство учащихся со значением и ролью
смысловых пауз тоже начинаю с анализа конкретных
примеров. Так, например, мы анализируем
предложение: «В косы шёлковые ленты вплела»,
устанавливая, что смысл предложения будет одним,
если сделать остановку (паузу) после слова
«косы» и совсем иным, если разделить паузой
слова: «шёлковые / ленты.» Конечно, знакомлю
детей с тем, что паузы (остановки в речи) делаются
на знаках препинания. И тут, как требует
программа по чтению, мы отрабатываем умение
различать паузы различной деятельности: на
запятой; точке, вопросительном, восклицательном
знаках и многоточии в конце фразы; точке с
запятой тире и двоеточии. Все эти умения
закрепляются в процессе чтения произведений
учебника и анализа читаемого текста.

Но в нашей речи паузы не всегда совпадают со
знаками препинания. Поэтому необходимо приучать
учащихся, прежде чем сделать остановку при
чтении, хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой
смысл приобретает фраза, если в ней снять
какие-то паузы, что произойдет с текстом, если в
нём обозначить новые паузы и т. д. Постепенно
ученики привыкают проверять правильность
постановки пауз, анализируя текст. Эти
упражнения дети выполняют на доске, на карточках
и при чтении материалов учебника. Но ввиду того,
что в тексте учебной книги мы не можем работать
карандашом, все практические упражнения ребята
выполняют на дидактическом материале, заранее
подготовленном. Например, учащиеся могут
получить такие карточки:

II класс.

Прочитай стихотворение. Подумай и пометь паузы.
Подготовься к чтению вслух:

Лёд идёт, лёд идёт!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины. (С. Маршак “Ледоход”)

III класс.

Прочитай стихотворение. Обозначь паузы и
подготовься к чтению вслух: Лес, точно терем
расписной, Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин.
«Листопад»).

Задания расставить правильно смысловое
ударение и обозначить места логических пауз
иногда дети получают на дом на уроке чтения. В
этом случае ребята переписывают два — три
предложения, указанные в мною или выбранные ими
самостоятельно в тетрадь по чтению. Затем
размечают текст, готовясь к выразительному
чтению.

Итак, для форматирования выразительного
чтения, учащиеся должны овладеть умениями,
которые вырабатываются в процессе анализа
произведения, а также умениями пользоваться
интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста,
выделим умение разбираться в эмоциональном
настрое произведения, его героев, автора; умение
представлять в своём воображении картины,
события, лица на основе так называемых
“словесных картин”, умение постигать смысл
описанных событий и фактов, создавать о них свои
суждения и выражать к ним своё определённое
отношение; умение определять задачу своего
чтения
— что сообщается слушателям, какие мысли
и чувства возникли у героев и у читателя.

Сложное умение определять задачу чтения
включает в себя умение понимать мысли героев,
сопереживать им, представлять ситуацию, в
которой оказывается герой, определять своё
отношение к событиям и находить интонационные
средства для его выражения. Например, после
первичного чтения рассказа В. Осеевой
“Волшебное слово” выявлять первоначальное
восприятие: Почему Павлик был зол на весь мир? Кто
в этом виноват? При повторном чтении
рассматривается первый эпизод: разговор Павлика
со старичком. Определяется состояние мальчика. (
Он сердит, разговаривает со старичком грубо,
считает всех виноватыми). Выясняется отношение
ребят к Павлику. (Мальчик очень груб, нельзя быть
таким злым). После этого определяется задача
чтения этого эпизода: читая слова Павлика,
рассказывающего о своих “несчастьях” старичку,
мы должны помочь нашим слушателям осудить
мальчика за грубость. И только после определения
задачи чтения пробуется соответствующая
интонация: Павлик говорит резко, грубо,
возмущается.

Необходимыми умениями, связанными с
подготовкой к выразительному чтению, являются
умения, развивающие творческое, воссоздающее
воображение детей. Эти умения формируется с
помощью словесного рисования картин на основе
прочитанного текста (“видение текста”), и
развитие у учащихся определённого отношения к
прочитанному, умения давать оценки героям, их
поступкам, событиям, что возможно лишь в том
случае, если дети понимают текст.

Так, чтобы “нарисовать” словесную картину,
необходимо понять содержание текста, уметь
выбрать в соответствии с предлагаемой темой
отрывок теста, определить объекты (что будет
нарисовано), найти слова, с помощью которых
картина будет воссоздана (определить “краски”),
представить её мысленно, затем свериться с
текстом (проверить себя) и,

наконец, нарисовать её словами.

В III и IV классе уже можно обращать внимание
детей на такой прием выразительности речи и
чтения, как психологическая пауза. Необходимо
показать ребятам, что это особая эмоциональная
остановка, с помощью которой чтец передает
сильное внутреннее волнение, напряженность
событий рассказа. Для практической работы с
детьми можно брать самые простые случаи
определения места психологической паузы,
которые детямможно осмыслить без труда.
Например, когда мы работаем над рассказом К.
Паустовского “Барсучий нос”, то обязательно
выясняем, почему после слов “он обожжется” в
предложении “Мне хотелось крикнуть зверьку, что
он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к
сковородке и сунул в нее нос…” нужна длительная
остановка (пауза). Ребята говорят, что здесь важно
задержать внимание слушателя на фразе “он
обожжется”, чтобы ему стало понятно желание
автора отвести беду, его волнение за зверька,
приближавшегося к раскаленной сковородке.

И вот это достигается с помощью долгой,
длительной паузы. С психологическими паузами
дети встречаются при работе со многими
произведениями, например, при чтении рассказа Л.
Толстого “Акула”, стихотворения С. Есенина
“Лебёдушка”. Так, работая над стихотворением С.
Есенина “Лебёдушка” (3 класс), ребята переживают
сильное потрясение от того, как орёл впился
острыми когтями прямо в шею лебединую…Здесь
делается долгая, длительная пауза, затем,
дослушав окончание стихотворения, дети делают
вывод, что лебёдушка погибла от острых когтей
орла, который:

“Раздирал ей тело нежное, /
И летели перья белые, /
Словно брызги во все стороны… //”

Так как звуковая сторона языка с трудом
улавливается учениками на слух, особенно
движение голоса по звукам разной высоты, очень
хорошо использовать таблицы, которые включают в
себя знаки разметки текста. Эти знаки
запоминаются постепенно, по мере практического
ознакомления с ними. Детям предлагается
запомнить следующие знаки разметки текста:

1. Ударение в слове: зелень, зеленеет.

2. Логическое ударение: слово подчеркивается
одной чертой.

3. Паузы обозначаются: короткая/средняя/
длительная //

4. Движение голоса по звукам разной высоты
(мелодика): подъём (повышение) голоса обозначает
стрелкой вверх падение (понижение) голоса —
стрелкой вниз под ударным слогом::

Все те знания и умения, которые получают мои
ученики в процессе подготовки к выразительному
чтению произведений, применяются ими в моменты
исполнения произведения для слушателей. На уроке
чтения это могут быть такие формы работы, как
чтение по ролям драматизация произведений.
Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл
всей работы, распределяем вместе роли. Ученик,
получив свою роль, пытается найти определённый
образ своего героя и соответствующую ему манеру
исполнения. Чтение по ролям подводит детей к
драматизации, что в свою очередь, углубляет
восприятие художественного образа произведения,
воспитывает любовь к родному языку, умение
чувствовать его.

При обучении выразительности речи и чтения
используются наглядные пособия. К их числу
относятся в первую очередь звуковые пособия. Это
грампластинки и записанные на плёнку образцы
речи мастеров художественного слова — артистов,
чтецов. Само собой разумеется, образцом речи для
учащихся будет речь учителя, чтение учителем
произведения. Большую роль оказывают и многие
виды зрительной наглядности: картины,
иллюстрации, рисунки самих детей. Содержание
многих произведений иногда требует дополнения
или конкретизации образа произведения. Такие
случаи используются учителем для вступительной
или заключительной беседы, для выразительного
рассказывания детей. Например, перед чтением
стихотворения И. Бунина “Листопад”, детям
показывается иллюстрированная книга
“Листопад”, репродукция картины И. Левитана
“Осень”. Подобная работа очень важна, так как у
детей ярче возникнут определённые ассоциации и,
как следствие, эмоциональное отношение к тому, о
чём дети прочитали.

В результате практических упражнений в
выразительном чтении создаётся коллективно
“памятка” — последовательность действий при
подготовке к выразительному чтению.

“Памятка”

Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитывай текст внимательно. Определи
содержание, мысли, чувства, настроение и
переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям,
описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении
слушателям, что они должны понять (какова твоя
задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и
выбери интонационные средства — тон, темп
чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя.
Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь,
что ты произносишь текст перед слушателями и
общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Обучение выразительному чтению стихотворения
Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”.

Перед чтением стихотворения Ивана Бунина
“Листопад”, прошу детей мысленно перенестись в
золотую осень.

— Ребята! Чем интересна пора золотой осени? (дети
делятся своими впечатлениями от личного
наблюдения, читают свои сочинения на тему
“Осень”).

— Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой
осени использовал художник?

— Сегодня мы будем читать прекрасное
стихотворение о золотой осени Ивана Алексеевича
Бунина “Листопад”. Посмотрите, у меня в руках
иллюстрированная книга “Листопад”, прочитайте
её дома, она очень интересная.

— Что же такое “терем”?

(Терем — на Руси большой дом в виде башни).

Образцовое чтение стихотворения (первичное
восприятие)

— Как вы думаете, почему И. Бунин сравнивает лес
с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый —
лиловый, желто-золотой, красный.) Какое
настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он
показывает веселым и сам радуется золотой осени).

Вторичное восприятие. Чтение и работа с
текстом.

— А теперь будем читать это стихотворение и
посмотрим, что же включает автор в свой терем, как
он “построен” и где стоит.

Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная
картина осеннего леса и его окружения.

Дети читают первые десять строк.

— Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам
понадобятся для исования — “постройки терема”
(ребята читают первое четверостишие). А теперь
посмотрим “строительный материал” (читаются
следующие шесть строк).

Ребята отмечают, что терем состоит из желтых
елочек.

— Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою
резьбой блестят в лазури голубой.) Смотрите
внимательно, какая рисуется картина: березки, как
желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого
неба. Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят,
как вышки, они темно-зеленые.)

Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще
есть клены. Они тоже расписные, и к ним можем
отнести те краски, о которых поэт говорит
вначале. Какие же листья у кленов? (Они золотые,
красные, багряные, а некоторые, я видела, бывают
смешанные, желто-красные, очень красивые).

Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А
оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в
листве есть просвет в небо, как оконца…) Где же
стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.)
Так, где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой
поляне, как бы среди широкого двора).

Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор.
Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через
поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят
на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во
дворе летает, поэт говорит — “играет”, белый
последний, мотылек. Он похож на маленький белый
лепесток. Он то летает, то замирает на паутине.)
Красив ли наш двор? Давайте все вместе
“нарисуем” и терем расписной, и двор. Перечитаем
все стихотворение до конца вслух..

Далее “рисуются” словесные “картины”.
Учитель неназойливо обращает детей снова к
тексту, чтобы “уточнить рисунок”. Сначала
“собираются” еще раз все краски для рисования
(дети коллективно находят слова): цвет — лиловый,
золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой,
серебряный, синий, белый, очень светлый.

– Смотрите, какое богатство красок-слов у
нашего поэта-художника! А теперь еще раз назовите
“объекты” — что будет нарисовано. (Голубое небо.

Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные
зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы
— оконца. Широкая поляна около леса. По ней
тянется серебристая паутина. Играет белый
мотылек.)

Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами
изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как
говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем
спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра.
Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.)
Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы
его забыли нарисовать. А без солнца краски не
были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили
себе всю картину целиком. Ну, а теперь будем
читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно
представили себе расписной терем, сверкающий
красками на лесной поляне, светлую поляну в
серебре нитей и “мертвую тишину”.

Договариваемся, как будем читать: быстро,
медленно, спокойно? Выбирается последнее, но дети
говорят, что еще и восхищение от картины надо
отразить, ведь нам нравится картина леса.

Слова мы будем выделять при чтении те, которые
уже нашли, — это основные объекты картины: лес,
березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина,
мотылек.

Читается первая часть стихотворения до
обобщения: “Сегодня так светло кругом…”. Когда
дети убеждаются, что прочитали выразительно с
учетом наших требований, продолжаем
отрабатывать вторую часть.

– Смотрите, ребята, дальше повторяются слова:
сегодня так светло кругом, такое мертвое
молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел
сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и
очень тихо.)

Поэт усиливает повтором этих слов свое
впечатление о всей картине, подчеркивает ее
исключительность и восхищается ею. Вот теперь
прочитаем, подчеркнув эти слова. (Учащиеся читают
текст несколько раз, пробуя интонацию.) Последнее
замечание, которое делается им по тексту перед
выразительным чтением всего стихотворения:

—– Это стихотворение, поэтому вы знаете, что
последние слова каждой строки имеют на себе
малое ударение, потому что они рифмуются и рифму
надо показывать. И еще обратите внимание на
следующие строки, чтобы не ошибиться в
постановке пауз:

,..на паутине замирает, пригретый солнечным
теплом;

Эта фраза читается вместе и делается пауза.
Последнюю строчку нельзя отнести к следующей
строке. Чтобы читать спокойно-торжественно,
усильте паузы после слова лес и перед каждым
перечислением красок леса (на доске дается
разметка):

Лес/, точно терем расписной,/
Лиловый,/ золотой,/ багряный/
Веселой,/ пестрою стеной/
Стоит над светлою поляной.

Дальнейшая разметка проводится на карточках.
Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения,
а дома заучивают его наизусть. Я глубоко
уверена, что выработать у детей привычку читать
проникновенно, с чувством можно только в том
случае, если на любом уроке обращать внимание на
выразительность их речи и чтения.

Работа по выразительности чтения, проводимая
на уроке, должна находить подкрепление и в
различных формах внеклассной работы: вечера
рассказывания сказок, конкурсы на лучшее чтение
стихотворений, инсценирование и т.д. Все это
вместе взятое открывает большие возможности
повышения культуры речи, выработки
художественного вкуса и воспитания потребности
овладевать искусством художественного слова.

Литература

1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. М. Просвещение,
1994.
2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. М. Просвещение, 1978.
3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших
школьников. М. Просвещение, 1981.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
5. Джежелей О.В. Помогайка. М. А.О. “Столетие” , 1994.
6. Оморокова М.И. Преодоление трудностей. М. Просвещение, 1990.
7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.
М.“АРКТИ”, 1999.
8. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.
М.Просвещение, 1994.
9. Журналы “Начальная шкоола”.