Модульные уроки в начальной школе

  • Подгорных Людмила Михайловна, учитель начальных классов и учитель географии
Учебный элемент, время. Руководство по усвоению учебного
материала.
Учебный материал с указанием
заданий.
Баллы
Шаг 0

1-2 мин.

Внимательно прочитайте цели
урока.
Цели:
  1. Определить уровень знаний о планете Земля и её
    модели.
  2. Уточнить представления о модели Земли –
    глобусе.
  3. Знакомство с новыми понятиями: “меридианы”,
    “нулевой меридиан”, “параллели”, “экватор”.
  4. Находить на глобусе необходимые географические
    объекты.
  5. Закрепить знания о модели Земли.
Шаг 1

3 мин.

Подготовительный этап. Цель: Определить уровень знаний о
планете Земля и её модели.

1. Ответьте на
вопросы.

  1. Как называется ближайшая к Земле звезда?
  2. Какую форму имеет планета Земля?
  3. Как называется модель Земли?
  4. Что нарисовано на поверхности глобуса?
  5. Чего на Земле больше: суши или воды?





Шаг 2

10 мин.

Самостоятельная работа с
учебником
Цель: Уточнить представления о
модели Земли – глобусе

1. Отгадайте загадку.

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь – в руках унесёшь.

2. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр.7 – 8 (первые четыре
абзаца параграфа)

Простым карандашом выделите в тексте новые
сведения

3. Проверка самостоятельной работы.

Ответьте на вопросы.

  1. Что такое глобус?
  2. Что означает слово “глобус” в переводе с
    латинского языка?
  3. Почему Земля имеет шарообразную форму?
  4. Что показано на поверхности глобуса?
  5. На чём закреплен глобус?
  6. Через какие полюсы проходит ось Земли?
  7. С помощью чего люди смогли получить точные
    знания о форме Земли?







Шаг 3

12 мин.

Работа с новыми понятиями. Цель: Знакомство с новыми понятиями:
“меридианы”, “нулевой меридиан”, “параллели”,
“экватор”.

1. Рассмотрите глобус.

Для чего нужны линии на глобусе?

2. Прочитайте текст на стр. 8 – 9.

Как называются круговые линии, которые
соединяют Северный полюс с Южным? Что они
показывают?

Измерьте ниткой длину разных меридианов.

Что вы заметили?

Какой меридиан называется нулевым?

3. Прочитайте текст на стр. 9 – 10 (до
слов: “Параллели и меридианы – это воображаемые
линии”.)

Что называется экватором?

На какие два полушария экватор делит земной
шар?

Как называются линии, проведенные к Северному и
Южному полюсам от экватора?

Измерьте ниткой длину разных параллелей.

Что вы заметили?

Какая параллель самая длинная?

4. Найдите в словаре слово “экватор” и
прочитайте определение.

Шаг 4

5 мин.

Практическая работа Цель: Находить на глобусе
необходимые географические объекты.

Обозначьте
на контурной карте экватор красной линией,
нулевой меридиан синей линией, Северный и Южный
полюса красным цветом, параллели зелёными
линиями, меридианы коричневыми линиями.

По 1 б

Шаг 5

10 мин.

Определение уровня полученных
знаний
Цель: Закрепить знания о модели
Земли.

Ответьте на следующие предложения “да”
или “нет”.

  1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии,
    покрывающие поверхность глобуса.
  2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной
    поверхности их нет.
  3. Линии, которые соединяют Северный и Южный
    полюса, называют параллелями.
  4. Линии, которые соединяют Северный и Южный
    полюса, называют меридианами.
  5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном
    полюсах.
  6. Самый длинный меридиан – это экватор.
  7. Экватор – это самая длинная параллель.
  8. Экватор делит земной шар на два полушария –
    Северное и Южное.
  9. Экватор – это линия, которая делит все
    меридианы пополам.
  10. Самые маленькие параллели – это Северный и
    Южный полюса Земли.
  11. Все меридианы Земли имеют разную длину.
  12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину.

Проверка.










Самооценка.

Если у вас
получилось 25 и более баллов – “5”; 20 и более
баллов – “4”; менее 20 баллов – “3”.

Рефлексия:

  1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
  2. Какой вид деятельности вам больше нравится:

а) слушать учителя,
б) работать самостоятельно,
в) отвечать на вопросы,
г) выполнять практическую работу в контурной
карте,
д) отвечать на вопросы “да” или “нет”.

Домашнее задание: стр. 7 – 11,
прочитать текст и ответить на вопросы.

Тема урока: Стороны горизонта.

Учебный элемент, время. Руководство по усвоению
учебного материала.
Учебный материал с
указанием заданий.
Баллы
Шаг 0

1 – 2 мин.

Внимательно прочитайте цели
урока.
Цели:
  1. Повторить понятия, изученные на предыдущем
    уроке.
  2. Познакомиться с понятиями “горизонт” и “линия
    горизонта”.
  3. Познакомиться с основными сторонами горизонта.
  4. Уметь определять стороны горизонта.
  5. Закрепить знания об основных сторонах
    горизонта.
  6. Познакомиться с промежуточными сторонами
    горизонта.
Шаг 1

15 мин.

Подготовительный этап. Цель: повторить понятия, изученные
на предыдущем уроке

1. Запишите в тетради слово
горизонт столбиком.

2. Отгадайте кроссворд

  1. Объекты, которые на карте обозначаются
    коричневым цветом.
  2. Небольшое возвышение на равнине.
  3. Очень большой участок суши с ровной или почти
    ровной поверхностью.
  4. Самое высокое место холма.
  5. Материк, на котором мы живем.
  6. Место, где холм переходит в равнину.
  7. Самая низкая часть оврага.
  8. Место, где заканчивается овраг.

Если вы набрали 8 баллов – “5”, 6 – 7 баллов –
“4”, 4 – 5 баллов – “3”.

За каждый ответ по 1б

Шаг 2

10 мин.

Работа с учебником и словарем

Цель: Познакомиться с понятиями
“горизонт” и “линия горизонта”.

1. Найдите в
словарике слово горизонт и прочитайте
статью.

2. Прочитайте текст в учебнике на стр.35.

3. Отгадайте загадку: Бежать, бежать – не
добежать, лететь, лететь – не долететь.

4. Ответьте на вопрос: Что такое линия
горизонта?

Шаг 3

10 мин.

Объяснение учителя. Цели:

1) Познакомиться с
основными сторонами горизонта.

2) Уметь определять стороны горизонта.

1. Внимательно слушайте объяснение учителя.

(Рассказ учителя о сторонах горизонта и о том,
как определить стороны горизонта по Солнцу).

2. Ответьте на вопросы.

  1. Какие стороны горизонта различают?
  2. Как определить стороны горизонта по Солнцу?

Игра.

А) Справа от вас находится юг. Станьте так,
чтобы перед вами был север.

Б) Перед вами запад. Станьте так, чтобы север был
впереди вас.

по 5 баллов

Шаг 4.

8 мин.

Работа со схемой Целb:

1) Закрепить знания об
основных сторонах горизонта.

2) Познакомиться с промежуточными сторонами
горизонта.

1. Нарисуйте схему.

2. Обозначьте на ней основные стороны горизонта

3. Между основными направлениями показаны
промежуточные стороны горизонта.

Между севером и востоком – северо-восток (СВ);

Между югом и востоком – юго-восток (ЮВ);

Между югом и западом – юго-запад (ЮЗ);

Между севером и западом – северо-запад (СЗ);

4. Обозначьте промежуточные стороны.

5. В каком направлении вы будете возвращаться
домой, если в школу вы шли на северо-восток?

Самооценка.

Если у вас
получилось 25 и более баллов – “5”; от 18 до 24
баллов – “4”; менее 18 баллов – “3”.

Рефлексия:

На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

Какой вид деятельности вам больше нравится: а)
работать самостоятельно, б) отвечать на вопросы,
в) работать со схемой, г) отгадывать загадки, д)
решать кроссворд.

Домашнее задание: стр. 35 – 37,
прочитать текст и ответить на вопросы.

В
тетради выполнить задания на стр.13 – 15. Принести
компас.

Тема урока: Учимся читать карту.

Учебный элемент, время. Руководство по усвоению
учебного материала.
Учебный материал с
указанием заданий.
Баллы
Шаг 0

1 – 2 мин.

Внимательно прочитайте цели
урока.
Цели:

1. Сравнить карту полушарий и
глобус.

2. Учиться читать карту.

3. Находить на карте России географические
объекты и уметь наносить их на контурную карту.

Шаг 1

10 мин.

Подготовительный этап.

Проверка
домашнего задания

Цель: Сравнить карту полушарий и
глобус.

4. Рассмотри таблицу. Определи, о чем
идет речь – о глобусе или карте. Выпиши буквы
правильных ответов.

Глобус

Признаки

Карта
Ю Видна вся Земля сразу О
Т Видна половина поверхности Земли Е
Л Объёмная модель, изображающая Землю К
Е Уменьшенное изображение Земли на плоскости с
помощью условных знаков
И
Ч Даёт самое верное изображение формы
поверхности Земли
Я
Н Обозначены полюсы, параллели, меридианы О

Подсказка. Если ты ответишь верно, то
выделенные буквы составят слово из семи букв.

1 б

Шаг 2

15 мин.

Самостоятельная работа с
учебником
Цель: Учиться читать карту.

5.
Отгадай загадку.


С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, страны, реки есть на мне.
С буквой “П” — от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.

6. Работа с учебником.

Прочитай текст на стр.25 – 27

7. Ответь на вопросы.

  1. Каким цветом изображаются океаны, моря. реки?
  2. По шкале глубин определи глубину Тихого океана
    на экваторе, где число 140°.
  3. Каким цветом окрашены равнины?
  4. По шкале высот определи высоту
    Западно-Сибирской равнины.
  5. Каким цветом изображаются горы?
  6. По шкале высот определи высоту Кавказских гор?
  7. Какие горы самые высокие в мире?
  8. По шкале высот определи высоту самых высоких
    гор.








Шаг 3

15 мин.

Работа с контурной картой Цель: Находить на карте России
географические объекты и уметь наносить их на
контурную карту.

Найди на карте России и
обозначь на контурной карте:

  1. Тихий океан.
  2. Северный Ледовитый океан.
  3. Западно-Сибирскую равнину.
  4. Кавказские горы.
  5. реку Обь

По 5б за каждое задание

Самооценка.

Если у вас
получилось 50 и более баллов – “5”; 40 и более
баллов – “4”; менее 30 баллов – “3”.

Рефлексия:

На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

Какой вид деятельности вам больше нравится: а)
работать самостоятельно, б) отвечать на вопросы,
в) работать с контурными картами.

Домашнее задание: стр. 31 – 34,
прочитать текст и ответить на вопросы.

К каждому уроку можно приготовить контрольный
листок, а можно записывать баллы в тетрадь.


Контрольный листок.

к теме “Глобус
– модель земного шара”

ФИ_____________________

1. Вопросы. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Сам. работа Баллы ______

4. Вопросы. Баллы ______

5. Термины Баллы ______

6. Конт. карта Баллы ______

7. “Да” или “Нет” Баллы _____

Общее число баллов ______

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Рефлексия.

а)
б)
в)
г)
д)

Контрольный листок.

к теме
“Стороны горизонта”

ФИ_____________________

1. Кроссворд. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Вопросы

Баллы ______

Баллы ______

Баллы ______

4. Игра. Баллы ______

5. Схема Баллы ______

6. Вопрос Баллы ______

Общее число баллов _______

Ваша оценка ________

Оценка за урок____________

Рефлексия.

а)
б)
в)
г)
д)

Контрольный листок.

к теме “Учимся
читать карту”

ФИ_____________________

1. Таблица. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Вопросы

Баллы ______

Баллы ______

Баллы ______

4. Конт. карта Баллы ______

Общее число баллов _______

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Рефлексия.

а)
б)
в)