Урок русского языка в 4-м классе по теме: Местоименные существительные как особая часть речи по системе Эльконина – Давыдова

  • Емелёва Зоя Александровна, учитель начальных классов

ЦЕЛЬ.

Построение грамматической модели местоименных
существительных.

ЗАДАЧИ.

  1. Обнаружить у местоименных существительных
    общее грамматическое значение “обозначение лиц,
    участвующих в разговоре”.
  2. Показать отличие грамматической модели
    местоименных существительных от грамматической
    модели существительных.
  3. Выделить местоименные существительные в
    отдельную часть речи – местоимение.
  4. Найти место новой части речи в системе частей
    речи.
  5. Развивать память, мышление, внимание, речь,
    умение доказывать, рассуждать, объяснять.
  6. Воспитывать трудолюбие, отзывчивость,
    взаимопомощь.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • грамматические модели частей речи,
  • названия частей речи,
  • маркеры,
  • листы бумаги для коллективной и групповой
    работы.

ПРОЕКТ УРОКА

1.

У. – Откройте тетради. Сегодня двадцать
четвертое января. Запишите.

2.

У. – Что такое части речи?

Д. – Части речи – это группы слов с общими
грамматическими значениями.

У. – Какие части речи мы с вами изучили?

Д. – Мы изучили самостоятельные и служебные
части речи.

У. – Как их отличить друг от друга?

Д. – К самостоятельным частям речи можно
задать вопрос и они имеют определенные
грамматические значения, а у служебных частей
речи этого нет. Служебные части речи помогают
самостоятельным частям речи, служат им.

У. – Какие вы знаете служебные части речи?

Д. – Служебные части речи – это предлог, союз,
частица.

У. – Что мы относим к самостоятельным частям
речи?

Д. – К самостоятельным частям речи мы относим
имена и глаголы.

У. – Как их отличить друг от друга?

Д. – Те слова, у которых можем определить
падеж, мы называем именами, а те слова, у которых
можем определить время, называем глаголами.

У. – Какие имена вы знаете?

Д. – Мы знаем имена существительные, имена
прилагательные, имена числительные.

У. – Какие еще слова есть в русском языке?

Д. – Местоименные слова.

3.

У. – Сейчас запишем предложения под диктовку.
Работаем у доски и в тетрадях.

Я стою на берегу Волги.

Ты любуешься красотами природы.

Коля приласкал щенка, а он лизнул мальчика в
нос.

(Пишем и проверяем по одному предложению. Если
возникнет необходимость, то объясняем
орфограммы.)

У. – Проверьте свои записи и запись на доске.
Все ли написано правильно? Может кто-то хочет
задать вопрос?

У. – Теперь во всех предложениях определите
части речи. Работаем самостоятельно. (Сущ., прил.,
гл., с., пр., м.)

Проверяем. (Дети объясняют, я записываю на
доске.)

У. – К какой известной части речи мы можем
отнести слова Я, ТЫ, ОН?

Д. – К именам существительным, местоимениям,
местоименным словам.

4.

У. – Сейчас вам нужно будет это доказать.

Работаем в группах.

Д. (Доказывают каждый выбранный ими
грамматический признак слова Я, ТЫ, ОН.)

У. – Слова какой части речи мы можем заменить
словами Я, ТЫ, ОН?

Д. – Имена существительные.

У. – Хорошо. Давайте попробуем заменить в
предложениях слова Я, ТЫ, ОН именами
существительными.

Д. (Подбирают подходящие слова и читают
предложения.)

У. – Значит, мы можем их назвать именами
существительными? Почему?

Д. – Нет. Ведь они предмет не называют, а
только на него указывают.

У. – Скажите, а кто такой Я? ТЫ? ОН?

Д. – Я – тот, кто говорит. ТЫ – тот, кому
говорят. ОН – тот, о ком говорят.

У. – Употребите их с глаголом ждать.

Д. – Я жду, ТЫ ждешь, ОН ждет.

У. – Какую работу выполняют слова Я, ТЫ, ОН?

Д. – Помогают определить лицо глагола.

У. – Итак, что вы можете рассказать о словах Я,
ТЫ, ОН?

Д. – Они имеют грамматические значения
падежа, рода, числа, лица.

У. – Назовите их главное отличие от имен
существительных.

Д. – Я, ТЫ, ОН – обозначают лицо; предмет не
называют, а только на него указывают.

У. – Какие слова тоже могут указывать, но не
называть?

Д. – Местоименные прилагательные,
местоименные числительные.

У. – Можем ли мы их объединить в одну группу?
Как эта группа слов называется?

Д. – Можем. Местоимения.

У. – В чем главное отличие местоимений от
других частей речи?

Д. – Местоимения не называют имена, а только
на них указывают.

У. – Найдите место для местоимений в нашей
схеме.

Так что же такое местоимение?

Д. – Местоимения – это слова, которые
указывают на имена, но конкретно их не называют, а
местоименные существительные еще и обозначают
лицо.

У. – Необходимо вернуться и написать часть
речи у слов Я, ТЫ, ОН.

Д. (Дописывают часть речи.)

5.

У. – Послушайте следующее задание. Из набора
слов необходимо составить пары предложений.

От дома, река, течет, недалеко;

Она, но, глубокая, неширокая.

Журчит, где-то, поблизости, ручей;

Постоянно, куда-то, он, торопится.

Д. – Недалеко от дома течет река.

Она глубокая, но неширокая.

Где-то поблизости журчит ручей.

Он постоянно куда-то торопится.

У. – Назовите местоимения. Какую работу они
выполняют?

Д. – Указывают на предмет.

(Если остается время: написать предложения в
тетрадь. Определить части речи. Проверить в паре.
Если есть вопросы, то обсудить.)

У. – Чем отличаются местоименные
существительные от имен существительных? Почему
мы их называем местоименные существительные?

(Ответы детей.)

6.

Домашнее задание.

Написать в три столбика по 5 местоимений: 1-й –
местоименные существительные, 2-й – местоименные
прилагательные, 3-й – местоименные числительные.
Подготовить вопросы по данной теме для проверки
знаний одноклассников.