Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: проблема реабилитации

  • Сергеева Людмила Петровна, воспитатель

В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ, РАСТВОРЯЕТСЯ В ЛЕЧЕНИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ

Цель: расширить понятия о приемах
реабилитационной педагогики в создании
реабилитационного пространства вокруг ребенка,
воспитывающегося вне семьи.

В условиях глубоких социальных, экономических,
демографических изменений чрезвычайно
обострилась проблема сиротства. Целый ряд фактов
повлиял на ослабление внутрисемейных связей: это
ухудшение жизни российских семей, падение
нравственных устоев, изменение отношения к
детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Где берет начало детское одиночество? Где
истоки того ручейка, который со временем
превращается в широкую реку обиды, печали и слез,
отторжения от семьи, вечного ощущения великой
несправедливости?

Статистика констатирует: ведущая причина
социального сиротства — лишение родительских
прав, отказ от воспитания в семье ребенка,
пребывание родителей в тюрьме, родители-инвалиды
или умерли.

Современная экономическая и социальная
ситуация в нашей стране характеризуется высокой
нестабильностью и сказывается на жизни детей. Им
живется все хуже и хуже. Детская память,
сохранившая непривлекательные стороны
супружеских отношений родителей, является
благодатной почвой для повторения собственных
неудач.

Сегодня совершенно очевидно — нужна
государственная политика возрождения лучших
традиций и духовных ценностей российской семьи с
учетом национальных, демографических и
социально-культурных факторов.

Единообразная система интернатных учреждений
заменяется многофункциональной для решения
острейших проблем выживания, развития, защиты и
социализации детей, живущих вне семьи с
использованием разнообразных педагогических
средств превентивного и реабилитационного
характера. Сегодняшняя практика показывает, что
в благоприятной человеческой среде в детях
пробуждаются значимые социальные потребности и
роли: они пытаются понять и самоосознать себя,
стать лучше и благороднее, чем их родители.

Решают проблемы и задачи современного
сиротства воспитатели-реабилитаторы,
дефектологи, психологи, медики. Понятие
“реабилитационная педагогика” означает тесные
взаимодействия педагогов с медиками.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — означает восстановление (от
латинского). Восстановление частично утраченных
или ослабленных свойств и функций организма,
личности ребенка, отдельных ее сторон в целях
максимально полного развития его индивидуальных
возможностей и адаптации к окружающему миру.

По своей совокупности реабилитация
представляет синтез
медико-психолого-педагогических приемов
специальной коррекции как в обучении, так и в
воспитании. Только на основе объективных Знаний
особенностей физического, психического,
умственного развития возможно профессиональное
познание и осуществление
психолого-педагогической реабилитации
ребенка-сироты.

В процессе реабилитационной работы с детьми
необходимо соблюдать ряд требований,
обеспечивающих эффективность оказываемой
помощи:

  • любые виды помощи не должны прямо или косвенно
    приносить вред ребенку;
  • отклонения и трудности развития должны
    устраняться вовремя и обязательно
    природосообразно;
  • целевая программа развития личности,
    вписывающаяся в систему всех жизненных
    отношений, в которых пребывает ребенок или
    подросток;
  • не должны унижаться честь и достоинство
    ребенка, его самооценки, отношение к родителям,
    сверстникам, близким;
  • помощь должна быть комплексной, направлена не
    только на самого ребенка, но и на все его
    микросоциальное окружение и, прежде всего, на
    семью.

Задача воспитателя-реабилитатора — возвратить
ребенку, подростку, веру в себя, в свои силы,
придать ему чувство полноценности собственной
личности, которая должна и может максимально
реализовать свои физические и духовные потенции.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Основными методами психолого-педагогического
исследования являются наблюдение, эксперимент,
изучение результатов деятельности, беседа,
анкетирование, интервью и др. Все они связаны со
сбором и анализом субъективной информации.

Самым распространенным способом
психолого-педагогического исследования
является наблюдение. Суть метода состоит в
систематическом и преднамеренном восприятии
ребенка с целью изучения его психических
особенностей. Наблюдение — активная форма
чувственного познания, оно предполагает ряд
этапов деятельности наблюдателя:

  • постановку цели и задач наблюдения;
  • выбор объекта и ситуаций;
  • определение вида наблюдения;
  • фиксацию данных;
  • обработка полученной информации;
  • формулирование выводов исследования.

Итогом целенаправленных наблюдений
воспитателя становится характеристика
воспитанника.

Основные параметры наблюдения,

  1. Особенности внешнего вида (стиль одежды,
    прическа; стремление быть как все или выделяться,
    привлекать внимание; равнодушен к своему
    внешнему виду или придает ему особое значение).
  2. Пантомимика (осанка, характерные
    индивидуальные позы, особенности походки,
    жестикуляция, движения рук (обильные, скудные,
    быстрые, медленные, резкие, плавные, скованные и
    напряженные, свободные и естественные).
  3. Мимика (общее выражение лица, глаз, рта).
  4. Речевое поведение (молчаливость,
    разговорчивость, многословие, лаконизм,
    содержание и культура речи, темп).
  5. Поведение по отношению к другим людям
    (положение в коллективе и отношение к нему,
    способ установления контакта, характер и стиль
    общения, наличие противоречий в поведении).
  6. Поведенческие проявления отношения к самому
    себе, к своей внешности, недостаткам,
    преимуществам, возможностям, к своим личным
    вещам.
  7. Поведение в психологически значимых ситуациях
    (выполнение сложного задания, ситуация
    конфликта).

Для фиксации данных наблюдений воспитателю
необходимо вести дневник по данной схеме

Число, день недели, время суток. Ситуация, в которой осуществляется
наблюдение (фон)
Описание фактов поведения воспитанника Психолого-педагогическое истолкование

ПОЗНАНИЕ ЭМОЦИАНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ
ДЕФЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТОЯНИЯ.

Знание особенностей эмоционально-волевой
характеристики воспитанника того или иного
возраста поможет воспитателю объяснить многие
их поступки, которые выражаются перестройкой
гормональных и физиологических процессов,
увидеть причины затруднений в установлении
нормальных отношений между сверстниками и
взрослыми. Наиболее выраженная эмоциональная
неустойчивость и смена настроения отмечается в
возрасте 12-17 лет. В это время наиболее остро
начинают проявляться некоторые особенности
характера, которые определяют форму поведения.
Психологи отмечают, что воля есть функция мозга,
которая выражена в способности человека
управлять своим поведением, в особенности
преодолевать препятствия, стоящие на пути к
задуманной цели. Для воспитанника цель должна
быть конкретной.

Практика показывает, что отрицательное
поведение у подростков в значительной мере
связано с эмоциональным состоянием и
недостатками волевой регуляции. Воспитателю
важно уметь наблюдать за эмоциональным
состоянием, правильно определять его,
формировать волевые поступки воспитанника.

К числу эмоциональных состояний относятся
НАСТРОЕНИЯ. Пребывающий в плохом настроении
воспитанник испытывает грусть и раздражение по
любому поводу, причем без достаточных к тому
оснований, а находящийся в хорошем настроении —
весел без особых к тому причин. Можно выделить
некоторые причины того или иного настроения:
физиологическое состояние организма,
складывающиеся отношения с педагогами,
товарищами по коллективу. Для воспитателя важно
установить: какое настроение преобладает у
ребенка и в наших ситуациях.

Следующее эмоциональное состояние, в котором
может пребывать воспитанник, — АФФЕКТЫ. Это очень
сильное, бурное и кратковременное переживание,
проявляющееся в виде вспышки

гнева или радости, чаще при этом ребенок теряет
над собой власть и становится неуправляемым.
Аффективное состояние воспитанников чаще всего
наступает при отрицательной оценке его личности,
плохой отметке в школе, несправедливом, по его
мнению наказании. Особым видом эмоциональных
состояний являются СТРАСТИ. Это длительные и
сильные чувства, связанные с каким-либо
интересом, стремлением, увлечением, есть страсти,
которые положительно влияют на поведение
воспитанника (спорт, музыка, коллекционирование).
Однако, есть и такие стремления, которые
губительно отражаются на психическом и
физическом состоянии личности (алкоголь,
наркотики, азартные игры).

Эмоциональное состояние воспитанника может
проявляться и в виде СТРЕССА. Это состояние
психофизического напряжения, возникающее под
влиянием сильных воздействий.

Задача воспитателя — научить воспитанников
управлять собой, владеть искусством самопомощи
на острые раздражители и состояния.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Наиболее характерными для раннего
подросткового возраста являются реакции
протеста или оппозиции, имитации и компенсации.
Эти реакции периодически возникают в школьном
микроколлективе (классе, группе) в связи с
неблагоприятно сложившейся для подростка
ситуацией, имеют четкую направленность против
тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее
возникновении.

РЕАКЦИЯ ОППОЗИЦИИ.

Может быть вызвана чрезвычайными требованиями
к ребенку, непосильной для него учебной или
другой нагрузкой. Причиной ее возникновения
могут быть также конфликты между взрослыми,
несправедливые, по мнению ребенка, наказания,
школьная неуспеваемость. Протест может
проявляться в активной и пассивной форме.

Активная форма протеста — грубость,
агрессивность, жесткие поступки, наговоры, кражи
и др. Пассивная форма протеста обычно
проявляется в отказе от еды, прогулок, занятий,
побегах из школы-интерната, детдома.

Для подростков также характерна реакция
ИМИТАЦИИ — подражание поведению окружающих,
авторитетных в их глазах. Имитируются формы
поведения родителей, родственников,
воспитателей, героев книг и кино. Реакция
имитации может стать

причиной серьезного нарушения поведения
подростков, если в качестве объекта подражания
избирается отрицательный “герой”.

РЕАКЦИЯ КОМПЕНСАЦИИ.

Возникает как своеобразная “психологическая
защита” личности, восполнение неудач в одной
области, успехами в другой. Эта реакция часто
возникает у подростков в связи с мучительными
переживаниями какого-либо физического или
психического дефекта.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ.

Стремление высвободиться из-под контроля,
руководства и опеки родных, учителей,
воспитателей и наставников. Эта реакция связана
с борьбой за самоутверждение, может проявляться
в желании всегда и во всем поступать по-своему,
самостоятельно. В крайних проявлениях это
выражается в побегах из дома, школы,
бродяжничестве, стремлении почувствовать себя
полностью свободным.

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, в ней
проявляется инстинктивное тяготение к
сплочению. В подростковых группировках
устанавливаются определенные отношения с
наличием лидерства и распределением мест в
группе.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ — ХОББИ — реакция — это:

  • телесномануальные увлечения, направленные на
    укрепление силы, выносливости, ловкости;
  • интелектуально-эстетические увлечения,
    связанные с углубленным интересом к музыке,
    литературе, рисованию, радиотехнике;
  • лидерские увлечения — стремление
    предводительствовать;
  • накопительские увлечения — все виды
    коллекционирования;
  • эгоцентрические увлечения связаны со
    стремлением быть в центре внимания (участие в
    художественной самодеятельности, спортивных
    выступлениях и т.п.);
  • азартные увлечения проявляются в тяготении к
    азартным играм.

Реакции, обусловленные формирующимся
СЕКСУАЛЬНЫМ влечением, мало дифференцируются в
младшем и среднем подростковом возрасте и бурно
представлены “юношеской гиперсексуальностью”
в старшем подростковом возрасте. К этим реакциям
относятся онанизм, ранняя половая жизнь,
гомосексуальные действия.

КОРРЕКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИИ.

Коррекция — это комплексная программа
воздействия на психическую деятельность
ребенка, с учетом его индивидуальности, это
комплекс особых упражнений и игр, позволяющий
детям снимать чрезмерное мышечное и
эмоциональное напряжение.

Применяемые воспитателями методики помогают
детям избавиться от таких трудностей, как
повышенная возбудимость, усталость, скованность,
утомляемость, настраивая на отдых или конкретный
вид деятельности.

Эмоции — это резерв возможностей нашего
организма, который нужно уметь использовать.
Чувствовать эмоциональное состояние
воспитанника, мотивы его поведения, тревоги,
опасения и при этом обладать умением оказывать
необходимую помощь — есть залог
профессионального успеха воспитателя,

ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ.

Она проста, доступна каждому и в то же время
позволяет долго удерживать себя в диапазоне
положительных эмоций, научит снимать
отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь,
отвращение.

Достаточно ежедневно выделять на эту
гимнастику несколько минут.

Упр. 1. Встать и потянуться руками вверх, как
можно выше, затем опустить руки. При этом дыхание
свободное, произвольное (5-6 раз).

Упр. 2. Представить, что нюхаете цветок. Вдох и
выдох в течение минуты.

Упр. 3. Встать прямо с вытянутыми перед собой на
уровень плеч руками, ладони рук должны быть
обращены вниз, пальцы вытянуты. Нагибать верхнюю
часть туловища вперед, руки держать в напряжении
и не сгибать колени (5-6 раз).

Упр. 4. Встать прямо, голову держать прямо, плечи
отвести назад, руки вдоль туловища. Медленно
отделить пятки от пола, поднимать руки, словно
крылья. Вдыхать воздух медленно, постоянно
опускаясь на пятки и приводя руки в исходное
положение (5-6 раз).

Упр. 5. Игра “Холодно-жарко”.

Холодно — сжаться в клубочек, жарко —
развернуться (5-6 раз).

Упр.6. Игра “Сосулька”.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет
Гвоздь упадет.

1-2 строчка: руки над головой.

3-4 строчка: уронить расслабленные руки и
присесть.

Упр. 7. “Качели”.

Стоя на качелях, делать выразительные движения:

1 . Ноги слегка расставить, переносить тяжесть
тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее
тяжесть тела, покачиваться вперед — назад. Для
большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Литература:

А.В.Гордеева, В.В.Морозова “Практическая
реабилитационная педагогика”. 1996 г.

Приложение 1

Приложение 2