Тема урока: Путешествие по природным зонам

  • Иванцова Ирина Петровна, учитель начальных классов

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • помочь учащимся установить взаимосвязь животного и растительного мира в
    зависимости от природных и климатических условий;
  • организовать творческую деятельность каждого учащегося с целью
    систематизации знаний по всем природным зонам.

Развивающие:

  • формировать у учащихся умение обобщать, делать вывод;
  • развивать навыки работы по алгоритму при характеристике природных зон.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и ко всему живому на планете Земля;
  • расширять кругозор, развивать любознательность, осмысленность при
    индивидуальной и групповой форме обучения;
  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний (обобщить и
систематизировать знания учащихся по природным зонам).

Форма урока. Урок-путешествие.

Оборудование:

  • карта «Природные зоны»,
  • картины природных зон,
  • картинки с изображением животных,
  • таблицы, ребусы, кроссворды, выставка книг.

Таблица №1.

Приспособленность растений
1 Низкорослые.
2 Корни растений находятся в верхнем слое почвы.
3 Широкие крупные листья.
4 Стелющийся по земле стебель.
5 Мощная корневая система.
6 Узкие длинные листья.
7 Длинный ветвистый корень.
8 Корни очень глубоко уходят в почву.
9 Вместо листьев колючки, чешуйки.

Таблица №2.

тундра тайга степь пустыня
1 1 1
2 3 6 8
4 5 7 9

(Ответы в таблицу№2 записываются в процессе урока при работе с таблицами № 1,
№ 3).

Таблица№3

«Что лишнее?»

Названия растений
1 Карликовая береза, тополь, ель, береза, сосна, лиственница.
2 Полярная ива, кедр, саксаул, песчаная акация, дуб.
3 Песчаная осока, осина, кактусы, верблюжья колючка.

Ход урока

1. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности учащихся
к уроку, готовность наглядных пособий, быстрое включение учащихся в деловой
ритм).

2. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие на самолете по
природным зонам, а перед путешествием задам вопрос, на который вы должны будете
ответить в конце нашего путешествия.

Проблемный вопрос. Существует ли взаимосвязь животного и растительного
мира в зависимости от природных и климатических условий?

3. Проверка знаний, закрепление пройденного материала.

Учитель: полетим мы с вами с Севера на Юг. В эту минуту мы летим над
Северным Ледовитым океаном – над зоной Арктических пустынь.

Ученик: Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким
льдом. Здесь на Крайнем Севере лед никогда не тает.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что полярным летом солнце не поднимается высоко, его
нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед здешнее солнце не
может.

Ученик: Но если на Крайнем Севере лежит снег и лед, значит, здесь
никто не живет?

Учитель: Как это никто? Сейчас нам ребята подскажут.

Задание №1: (На картинках изображены животные разных природных зон, с
которыми учащиеся работают в течение всего урока).

1. Из ряда животных необходимо выбрать только тех, которые живут на Крайнем
Севере в зоне Арктических пустынь. (Белые медведи, моржи, тюлени).

2. Какие птицы проживают на Крайнем Севере? (Чайки, кайры, крачки, гагары,
чистики, топорики, тупики).

3. Как приспособились животные и птицы к жизни на Крайнем Севере?

Ученик: (Примерные ответы).

— Толстый слой жира, который защищает тело животного от переохлаждения.

— Густой тёплый мех у большинства животных светлой окраски.

— Животные и птицы в основном хорошие пловцы.

— Питаются в основном рыбой и продуктами моря.

Учитель: Над какими природными зонами мы полетим дальше, вы узнаете,
отгадав кроссворд.

Учитель: Наш самолёт полетит дальше над тундрой.

Ученик: Если бы наш самолёт летел над тундрой зимой, то мы даже и не заметили
бы, где кончается Северный Ледовитый океан, а где начинается тундра: снег, да
лёд. А летом на северном краю земли голубеют бесчисленные озерки, болотца,
кое-где видна зелень, есть и лес. Только он особенный. В нём растут карликовые
деревья. Лето в тундре очень короткое.

Задание №2:

1. Назовите растения, которые растут в тундре (ученики работают с таблицей
№3).

2. Как приспособились эти растения к выживанию в тундре? Выберите характерные
признаки приспособленности растений к выживанию в тундре (ученики работают с
таблицей №1).

3. Из ряда животных, необходимо выбрать только тех, которые живут в тундре
(ученики продолжают работать с картинками, на которых изображены животные):
песец, северный олень, полярные волки, серебристая лиса.

4. Как приспособились эти животные к выживанию в тундре?

Ученик: (Примерные ответы).

— Теплая густая шерсть.

— Подкожный слой жира

— Определённая форма тела, конечностей: короткий нос, маленькие ушки, лапки —
защита от обмораживания.

Учитель: Кого в тундре больше птиц или зверей?

Ученик: (Примерный ответ).

— Тундра заселена многочисленными птицами (гуси, утки, лебеди, кулики…).
Летом в этих заболоченных краях кишмя — кишат насекомые.

Учитель: Наш самолёт летит дальше, над следующей природной зоной-
тайгой (на картине изображена тайга).

Ученик:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёплыми лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.

Учитель: Зона тайги самая большая из всех природных зон. Ребята, из
таблицы №3 «Что лишнее?» назовите растения, которые растут в зоне
тайги.(Заполнить таблицу № 2).

Учитель: Почему в зоне тайги такое большое разнообразие растений?

Ученик: (Примерные ответы).

— Благоприятные почвы для прорастания растений.

— Достаточное количество тепла и осадков выпадает.

Учитель: Как приспособились растения к прорастанию в зоне тайги?

Ученики: Самостоятельно работают с таблицей №1, заполняют таблицу №2.

Задание №3

Обратите внимание на картинки, где изображены животные. Назовите только тех
животных, которые живут в лесной полосе-зоне тайги.

Послушайте внимательно загадки о животных, которые живут в лесной полосе.
Ребята, вы должны будете не только отгадать загадки, но и доказать, почему
именно речь идет об этом животном, а не о другом.

Почему в лесной полосе очень богат и разнообразен животный мир?

Ученики: (Примерные ответы).

— Достаточное наличие корма для травоядных животных и хищников.

— Благоприятные природные и климатические условия для проживания.

— Имеются места укрытия разного вида (лес, луг, поле).

Учитель: Сейчас мы с вами продолжим наш полёт. Полетим дальше на Юг
нашей страны (на картине изображена степь).

Ученик: Сплошные леса уже исчезают. Их становится всё меньше и меньше.
Это уже лесостепь. Но вот исчезли и последние рощи. На все четыре стороны
раскинулась бескрайняя ровная степь.

Учитель: Скажите, богаче или беднее растительный мир в зоне степей,
чем в лесной полосе?

Ученик: (Примерный ответ).

— Растительный мир степей намного беднее, чем растительный мир лесной полосы.
Это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра
суховеи, малое количество осадков).

Учитель: Назовите растения степей.

Ученик: Ковыль, тюльпан, полынь

Учитель: (Чтение текста).

Особенно много в степи злаков, так как они хорошо приспособлены к засушливым
условиям. Хорошо развитая корневая система растений злаковых позволяет им
поглощать большое количество влаги. Корни уходят в глубину до 5 метров, кроме
того, от других растений они отличаются быстрым ростом. Многие растения
спасаются от засухи, аккумулируя (собирают) воду в резервы питания: луковицы,
клубни. Степи особенно очень красивы весной, во время цветения.

Задание №4

1. Как приспособились растения степей к таким непростым условиям жизни?
(Учащиеся работают с таблицей №1, заполняют таблицу №2).

2. Какие животные проживают в степях? (Учащиеся работают с оставшимися
картинками с изображением животных).

3. Каких животных больше всего проживает в степи?

Ученик: (Примерный ответ).

В степях больше всего проживает грызунов, у которых достаточное количество
корма. Ещё там проживают хищные птицы, которые питаются грызунами.

Задание №5

1. Как приспособились животные к жизни в данной природной зоне степей?

Ученик: (Примерные ответы).

— Большинство животных степей травоядные, которые ведут кочевой образ в
поисках пищи, воды.

— Хорошие бегуны преодолевают большие расстояния в поисках пищи и воды.

— Окраска животных под цвет выжженных степей.

Учитель: Ребята, мы продолжим наш полёт, полетим дальше на юг нашей
страны — над пустыней.

Ученик: Многие ребята думают, если это пустыня, — значит там пусто.
Один песок да солнце, а больше там ничего нет. Но если попасть в пустыню весной,
то глазам не поверишь: красив ковёр из трав и цветов, но такое продолжается не
долго, не более двух – трёх недель. Среди песков видны своеобразные кусты, и
даже деревья.

Учитель: Из таблицы №3 назовите только растения пустынь.

— Как приспособились эти растения к выживанию в таких трудных климатических
условиях? (Учащиеся работают с таблицей №1.,и №2.)

Дополнительный материал.

  1. Семена многих растений пустыни могут переносить многолетнюю засуху.
  2. Некоторые виды растений образуют семена на десятый день жизни.
  3. Многие растения собирают в себя запас влаги, как в цистерну

Учитель: Из оставшихся картинок с изображением животных выберите тех,
которые проживают в пустыне? (Верблюд, варан, черепаха, тушканчик,
круглоголовка, антилопа, джейран).

— Как эти животные приспособились к жизни в пустыне?

Ученик: (Примерные ответы).

— Спасаясь от врагов и жары, они быстро зарываются в песок, словно тонут в
нём

— Насекомые пустыни снабжены восковым панцирем, предохраняющим их от
обезвоживания.

— Многие животные и насекомые берут влагу всем телом из атмосферного воздуха.

— Пища для большинства животных служит и водой и едой.

— Некоторые животные запасают питательные вещества (верблюд).

— На охоту выходят ночью, когда спадает жара.

Учитель: Очень много своеобразных приспособлений у животных пустынь к
выживанию в таких трудных природных условиях.

4. Подведение итогов урока:

— Дорогие ребята, наше путешествие по природным зонам подошло к концу.

— Скажите, пожалуйста, по каким природным зонам мы совершали наше
увлекательное путешествие?

— Как вы считаете, существует ли приспособленность у животных и растений к
проживанию в различных природных зонах?

Ученик: Растительный и животный мир приспособился к выживанию в
различных природных зонах в зависимости от природных и климатических условий.

Учитель: Существует ли взаимосвязь между растительным и животным миром
в различных природных зонах?

Ученик: В каждой природной зоне между растениями и животными
существует тесная взаимосвязь.

Учитель: В каждой природной зоне есть свои прелести и они по-своему
хороши. Поэтому мы закончим наше увлекательное путешествие такими словами:

Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна. (Р.Х. Измайлова).

Информация о домашнем задании:

Прочитать дополнительный материал о наиболее заинтересовавшей тебя природной
зоне, о растениях, животных.