Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: Распространение, особенности строения и жизнедеятельности папоротников

  • Корепова Альбина Викторовна, учитель биологии, классный руководитель

Дидактическая цель: создать условия для
осмысления блока новой учебной информации.

Тип урока: комбинированный (изучение нового
учебного материала и первичное закрепление).

Цели:

  • Образовательная – организовать
    образование и обеспечить понимание учащимися
    особенностей строения и жизнедеятельности
    папоротников как высших споровых растений.
  • Развивающая – продолжить формирование
    умений устанавливать причинно-следственные
    связи, используя приемы “знаю, хочу знать,
    узнал” и обосновывать принадлежность растений к
    отделу “Папоротниковидные”
  • Воспитательная – создать условия для
    увлеченного учения; воспитывать чувство
    гордости за совместный результат познавательной
    деятельности.

Методы обучения: частично-поисковый,
репродуктивный

Формы организации познавательной
деятельности:
фронтальная, индивидуальная,
групповая.

Средства обучения:

  1. Дидактические материалы для организации
    групповой работы школьников
  2. Гербарные экземпляры папоротников
  3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина
  4. Дидактическое пособие “ Размножение
    папоротника”
  5. Рисунки папоротников
  6. Таблица “Размножение папоротников

Ход урока


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Оргмомент Приветствует учащихся, создает
доброжелательную рабочую атмосферу в классе,
проверяет готовность рабочего места ученика.
Приветствуют учителя, проверяют
готовность своего рабочего места, настраиваются
на работу.
II. Актуализация.

Целеполагание,
мотивация

Проблемный вопрос

Обращает внимание учащихся на тему
урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать
то, что им известно о папоротниках
Записывают тему в тетрадь.

Вспоминают
материал о папоротниках.

На основе ответов учащихся начинает на
доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”.
Предлагает учащимся подумать и записать вопросы
в тетради и ответить на них:

Чему сегодня на
уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют
таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Формулируют вопросы,
на которые хотели бы получить ответ.
  • Где обитают?
  • Какое строение имеют папоротники?
  • Как размножаются?
  • Имеет ли папоротник цветок?
Продолжает заполнять таблицу на доске,
графу “хочу знать”
Делают записи в тетради.
III. Операционно- исполнительный
(изучение нового материала и его закрепление)
Краткие сведения о
папоротникообразных. Беседа с учащимися о
распространении папоротников.

Предлагает
ответить на вопросы:

  • Где можно встретить папоротники?
  • Назовите формы папоротников.

Предлагает сделать вывод о распространении
папоротников.

Рассматривают рисунки папоротников на
стр. 64-65 учебника; рисунки на доске.

Отвечают на
вопросы и формулируют вывод:

  • Горы, водоемы, влажные тропические леса,
    умеренные зоны, опушки и тд.
  • Эпифиты, древовидные, водные, травянистые,
    лиановидные.

Вывод: Широко распространены по всему земному
шару и встречаются в самых разнообразных местах
обитания.

Организует самостоятельную работу с
текстом учебника.
Читают статьи учебника “строение
папоротников”, “размножение папоротников” стр.
62
Организует групповую работу с
обсуждением вопросов статьи “строение
папоротников” (приложение 1 групповое
задание 1)
  • Какие органы выделяют у папоротников?
  • Папоротники живут на суше. Какие биологические
    особенности папоротника позволили им заселять
    сушу?
  • Объясните, почему папоротник нельзя считать
    вполне сухопутным растения.
  • В чем выражается более сложное строение
    папоротника?
Работают в группе, обсуждая вопросы.
  • Стебель-корневище, листья (вайи), придаточные
    корни; спорангий.
  • Хорошо развита проводящая ткань, основная –
    паренхимные клетки; корень.
  • Для размножения необходима вода.
  • Хорошо развиты ткани по сравнению с мхами,
    плаунами, хвощами.
Организует групповую работу с текстом
“Размножение папоротников” (приложение
2 групповая работа 2)
  • Используя рис на стр. 63 подготовьте рассказ о
    размножении папоротников.
  • Сопоставить вопросы для проверки усвоения
    знаний. Проводят перекрестный контроль по
    вопросам проверки усвоения знаний.
  • Заросток
  • Обоеполый гаметофит
  • Разноспоровые папоротники
  • Микроспора
  • Мегаспора
  • Составляют рассказ о размножении папоротников,
    используя рис. 63
  • Составляют вопросы для проверки. Ребята
    отвечают на вопросы.
  • Заросток – гаметофит
  • Формируются женские и мужские половые органы
  • Имеют разные споры
  • Дает начало гаметофиту, на котором образуются
    мужские половые органы размножения (гаметофит,
    продуцирующий спермии)
  • Гаметофит, продуцирующий яйцеклетки.
IV. Рефлексивно-оценочный Предлагает проанализировать записи в
тетрадях и сделать вывод: что нового мы узнали о
папоротниках.

Заполняют лист самооценки “моя
работа в группе”

(приложение №3)

Формулируют выводы на поставленные
вопросы.

Оценивают свою работу. Ставят
“отметку” оценку.

V. Домашние задание Стр. 62-67

Подготовить сообщение о
папоротниках.