Урок математики по теме: Сравнение чисел и числовых выражений по программе Гармония. 1-й класс

  • Третьякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Цели:

  • Образовательные: закрепить умение
    сравнивать числа и числовые выражения, вспомнить
    название компонентов и результаты действий, их
    взаимосвязь, работа с геометрическим материалом,
    отработка вычислительных навыков.
  • Развивающие: развивать мыслительные
    процессы (анализ, синтез, сравнение, память,
    внимание), пространственное мышление, учить
    детей сотрудничеству, самостоятельности в
    работе.
  • Воспитательные: воспитывать любовь и
    ответственность за природу, любовь к народному
    творчеству.

Оборудование:

  1. Истомина Н.Б. учебник “Математика”, 1-й
    класс, Изд. “Ассоциация XXI век” Смоленск 2002.
  2. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1 кл,
    часть 1, “Ассоциация XXI век” Смоленск 2004г.
  3. Индивидуальные карточки с заданиями.
  4. Наглядный материал на доске.
  5. Математический веер, сигнальный круг у каждого
    ученика.

ХОД УОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте! Ребята, мы сегодня продолжаем
работать над темой “Сравнение чисел и числовых
выражений”

II. Устный счет

1.

а) Тройка-тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом все покрылось серебром.
Что это?

Рис. 1

б) Везде снег, снежные сугробы.

Найдите среди них названия компонентов и
результат действия при сложении.

Рис. 2

– Назовите.
– Выставьте на доске (слагаемое + слагаемое =
сумма)
– Как найти 1 слагаемое? 2 слагаемое?

в)– Назовите названия компонентов и результат
действия при вычитании. (Рис. 2.)
– Выставьте на доске (уменьшаемое – вычитаемое =
разность)
– Какой компонент обозначает целое число?
– Как найти уменьшаемое, вычитаемое?

2. Что за тройка прилетела? Это три месяца зимы.

Дни его – всех короче.
Всех ночей длиннее ночи.
Что за месяц?

а) Декабрь (перевернуть карточку, на обратной
стороне числа 8, 5, 3).

– Используя эти числа, составить:

  • четыре верных равенства;
  • четыре неравенства.

б)
Снежинки посади так, чтобы получились верные
равенства. Прочитай.

7 2 4 = 9
8 1 6 = 3
6 4 3 = 5
2 2 2 = 2

в) В декабре самые длинные ночи, короткие дни. 22
декабря самая длинная ночь года, самый короткий
световой день. Поможем приближению весны. Каждый
правильный ответ плюс секунда, минута к рассвету.

Первый ряд класса получает карточки-снежинки
с числовыми выражениями по вариантам, результат
которых они находят.
В это время 3 человека работают самостоятельно у
доски.

Реши!

1 + 5
7 + 2
7 – 2
3 + 6
6 + 2 ? 7
5 – 2
9 – 8
5 + 2
6 – 4
3 + 2 ? 5
2 + 6
7 – 7
8 – 7
9 + 0
1 + 7 ? 8

В это же время остальные ученики работают с
математическим веером.

Покажи!

– Сумма чисел 8 и 1.
– Разность чисел 7 и 5.
– Число 4 увеличить на 5.
– Число 6 уменьшить на 2.
– Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Найти
сумму.
– Из какого числа нужно вычесть 7, чтобы получить
2.
– Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить
2.
– На какое число увеличить 4, чтобы получить 5.
– Уменьшаемое 10, вычитаемое 5. Разность?
– Назови круглые десятки.
– 15, 34, 42, 85 (числа написаны на доске) – выбери
самое большое число, назови количество единиц,
десятков.
– Самое маленькое число, назови количество
единиц, десятков?
– Прочитай числа в порядке возрастания.

Ребята, которые работали с
карточками-снежинками, осуществляют
взаимопроверку в парах. Остальные ученики с
помощью сигнального круга проверяют работу
учеников у доски.

– Прочитать эти числовые выражения по-разному.
– Собрать карточки.

Физминутка

– Замерзли!? Попрыгали. Потерли ладошки, ушки,
носик. Поиграли в снежки. (Движения имитирующие
игру).

III. Закрепление материала

1. На поля, на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.

а) Украсим новогоднюю елку. (Рис.3) Но прежде:
“Как узнать на сколько одно число больше или
меньше другого?”

Рис. 3

Рабочая тетрадь с.11 № 7 (Н.Б. Истомина)

8 * 5 на *
6 * 3 на *
9 * 4 на *
7 * 2 на *
4 * 7 на *
3 * 9 на *

б)
Повесь хлопушки. (Рис.4) Вставь вместо точек числа,
чтобы одно число было на 5 больше другого. После
выполнения задания хлопушка вешается на елку.

… > …

… > …

… > …

… > …

… > …


10 > 5


9 > 4


8 > 3


7 > 2


6 > 1

По обратной стороне карточек
составляется пословица.

Декабрь


год


кончает,


зиму


начинает.

2. Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птицам не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?

– Январь – второй месяц зимы. Лютует стужа,
трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе
январь называют “лютень”, “лютовей”.

– Кому трудно зимой в лесу, в городе? Как помочь?

а) Поможем птицам, объяснив задание № 266 с.118
(учебник “Математика” 1 кл. Н.Б. Истомина).

б) На кормушке 8 синиц и 6 воробьев. Запиши
выражением, каких птиц больше и на сколько?
(Работа в тетрадях).

8 > 6
8 – 6 = 2

На одной ветке 7 ягод рябины, на другой 9 ягод.
Запиши выражением, на какой ветке меньше и на
сколько?

7 < 9
9 – 7 = 2

– А вот задача об удивительной птичке. Клест –
выводит птенцов зимой. В одном гнезде у клеста 4
птенчика, в другом 3 птенчика. Выбери выражение,
которое показывает на сколько у первого клеста
больше птенчиков, чем у второго.

4 – 3
4 + 3
7 – 3
7 – 4
3 + 4

Что найдем, если решением задачи, будет
числовое выражение 3 + 4? Карточки перевернуть,
прочитать пословицу.



ЯНВАРЬ


ГОДУ


НАЧАЛО


ЗИМЕ


СЕРЕДИНА

в) Мороз зимой создает чудные узоры, кристаллы
из воды. Вот перед нами одно из произведений с.119
№268 (Н.Б. Истомина, 1кл.) (Работа в тетрадях).

г) Работа в парах

I вариант – 1) карточка с отрезком АВ (5см)
II вариант – 2) карточка с отрезком АС (3см)

На каждой парте еще карточка с лучом и с
заданием: начертить отрезок равный разности
отрезков АВ и АС (Нужно отложить меньший отрезок
на большем от любого конца).

Назови разность? ([CB])

Физминутка: под музыку учитель разбросал
снежки по классу. Ребята собрали снежки.

3. Снег мешками валит с неба.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно.
Что за месяц это?

Дети любят зимой кататься на лыжах, коньках,
санках.

а) Следы от лыж. (Работа в тетрадях).

– Запиши равенства, которые показаны на
числовом луче.

б) Работа в парах (Рис. 5)

Рис. 5

Каждый ряд на своих саночках.
Парами – партами.
Проверка: >, >, <, <, <, <, >.
Все скатились на санках без приключений.

в) Снежки – любимая игра. Найди алгоритм.

Рис. 6

– Перевернуть! Какая пословица получится?



Февраль


весну


строит.

IV. Итог урока

– Вот и познакомила нас зима со всеми тремя
своими месяцами. Не заморозила вас, потому что вы
трудились, а не ленились. Спасибо за урок!