Бог дал нам прообразы — Бытие ч.1

Бог дал нам прообразы.

 

Сегодня нам сложно представить себе жизнь без Библии. Мы привыкли к тому, что можем иметь Божье Слово в доме, телефоне, в церкви или библиотеке. Между тем, так было не всегда. Более того, большую часть человечество жило без написанного Божьего Слова. Подумайте о временах Авраама, Иова, Ноя. Они жили, верили без Писания. На протяжении веков Бог обращался к единицам из рода человеческого, а потом опять на века замолкал.

 

И вот однажды произошло чудо. Бог решил дать людям записанное Слово. Слово, обращённое не к одному человеку или группе людей. Слово, которое станет со временем доступным всем людям. Его будут читать и понимать на протяжении тысячелетий люди из всех уголков земли, из разных народов, разных эпох. В число этих счастливцев попали и вы.

 

Мы начинаем серию проповедей на первую книгу Библии — Бытие. Мне неизвестно, сколько времени уйдёт на то, чтобы пройти Бытие. Скорее всего, несколько лет. Но мне хотелось бы, чтобы и вы ощутили трепет. Трепет от осознания того, что вы приступаете к записанному откровению Бога людям. Не просто исторической книге. Не сборнику древних легенд и мифов. Не выдумке древних. Всё это стало возможным потому что однажды Бог повелел записать Его слово.

 

Для чего написана Библия? Люди пишут книги по разным причинам. Авторы современных книг тоже имеют разные цели. Кто-то пишет ради заработка. Кто-то хочет выразить себя таким образом. Кто-то хочет оставить след в истории. Кто-то хочет повлиять на общество.

 

Библия говорит о том, для чего она написана. Библия также говорит, кому она написана.

 

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Иоанн 20:30-31

 

1. В Писании написано не всё. Это выборка.

 

2. Адресат послания — ВЫ.

 

3. Цель послания — вера в Христа Спасителя и, как следствие, вечная жизнь.

 

Писание — это не первый контакт человека с Богом. Но Писание отличается от любого другого откровения Бога человеку.

 

Писание отличается от общего откровения.

 

Писание отличается от непосредственного обращения Бога к человеку.

 

Писание отличается от явления Божьей славы.

 

Писание отличается от знамений и чудес.

 

Бог выбирает форму и стиль послания. В основном — это повествование.

 

Но ни одно повествование не является описанием происходящих событий. Любой рассказ истории — это толкование.

 

Благодаря тому, что именно из фактов автор решает рассказать, а что опустить. В какой последовательности он располагает факты. Какие собственные мысли и комментарии он добавляет к фактам.

 

Почему Бытие рассказывает именно об этих историях. Ведь их было намного больше. На каких то людях Бытие останавливается в деталях, каких-то просто упоминает вскользь. ЕНОХ. Всё это сделано с особым замыслом. Проникнув глубже в историю написания книги Бытие, события сопровождавшие её составление, вы поразитесь её многогранности.

 

Спержен говорил о Библии как о многогранном алмазе. При внимательном и долгом рассмотрении ты начинаешь видеть многие внутренние грани и слои. И это поражает.

 

В послании Коринфянам апостол Павел открывает нам, как стоит читать Ветхий Завет.

 

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, *как* образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (I Коринфянам 10:1-11)

 

Образ — оттиск, рельеф, след, отпечаток, форма. То, что происходило с людьми в Бытие — это пример, модель. Она показывает, каков человек. Как он себя ведёт, как думает, как поступает.

 

Происходило с ними, а описано НАМ.

 

Библия имеет адресата. И адресат этот — я, вы, каждый сидящий в зале, каждый живущий в городе. Каждый родившийся на земле.

 

Как можно написать книгу, в которой можно было бы осмысленно и доступно обратиться к каждому живущему? Уникальность Писания в том, что оно не просто способно, но и должно говорить со мной.

 

Но как книга, написанная 3,5 тысячи лет назад может говорить что-то мне? Что может открыть мне, современному человеку эта древняя книга? Что значит описано нам? Неужели Моисей сидел в шатре возле горы Синай и думал: в 2017 году в небольшой общине где-то на краю цивилизации, в городе на море пастор будет читать мои записи?

 

Да и вообще, могут ли быть адекватными описания происхождения мира, записи, сделанные пастухом-кочевником?

 

Попробуйте объяснить мне сейчас, что такое компьютер. Но сделайте это на языке, соответствующем понятиям времён Моисея. Вы можете использовать русский язык. Однако вам нельзя использовать термины и понятия, которых не было во 3,5 тысячи лет назад.

 

С подобной трудностью столкнулся апостол Иоанн, когда увидел события отдалённого будущего. В его языке не было эквивалентов, чтобы описать абсолютно всё, что он видел. Поэтому он описывает эти явления на своём языке.

 

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Откровение 9:1-10

 

Под это описание могут подойти вертолёты, дроны или другое технологическое оружие. Просто Иоанн искал подобия своего времени, чтобы описать это.

 

Поэтому не стоит пытаться найти в описаниях Бытие точную научно-обоснованную версию происхождения земли. Даже если Бог и показал Моисею весь процесс сотворения, тот описывал его своими словами. А в лексиконе и понятиях Моисея не было слов электрон, магнетизм, генетика, скорость света, центростремительное ускорение, межатомные связи и т.д.

 

Означает ли это, что Бытие сообщает нам искажённую или неверную информацию? Нет. Бытие просто не пытается объяснить всё. Оно говорит о самом главном. Как появился этот мир. Для чего появился человек. В чём главная проблема человека. Как она будет решена.

 

Происходило с ними.

 

Бытие не описывает все детали. Однако нельзя считать, что Бытие — это просто аллегория. Истории книги Бытие — это не мифы, не притчи, несущие мораль. Это описания реальных исторических событий, когда-то происходивших. Адам и Ева — это не собирательных образ человечества. Это настоящая пара людей, которые дали жизнь всему человечеству.

 

Именно так относился к Пятикнижию Иисус. Христос говорит об Аврааме, Адаме, Иакове как о настоящих людях.

 

В наставление нам.

 

Человеческий язык и описание Бога.

 

Можно ли сказать, что Библия полностью открывает нам Бога? Нет. Бесконечного Бога невозможно описать ограниченным языком и ограниченной способностью человека понимать.

 

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь *тусклое* стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. I Коринфянам 13:9-12

 

Бога невозможно описать языком науки. Он не имеет формы, веса, размеров, магнитного поля, материи как таковой.

 

Бога невозможно полноценно описать и языком философии. Что бы мы ни говорили о Боге человеческим языком — это будут только сравнения. Пусть очень близкие, но всё-таки сравнения.

 

Бог — Отец наш Небесный, Бог есть любовь, Бог есть Дух.

 

Однако, это всё что у нас есть, и это максимальное, что мы способны вместить.

 

Однажды Моисей захотел увидеть Бога.

 

И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]. (Исход 33:19-23)

 

Конечно, у Бога нет ни лица, ни рук, ни тела. В нашем физическом мире Бог может выбрать явление или объект, который может показать Его особенное присутствие. Хотя даже как можно говорить о присутствии Бога? Разве Вездесущий Бог может где-либо отсутствовать? Или может ли Его в одном месте быть больше, чем в другом? Сложный вопрос.

 

Но даже если Бог и решает выбрать что-то видимое, чтобы хотя бы отчасти отобразить Его для нас — у человека может закипеть мозг и разорвать его черепную коробку от этого вида.

 

Мы не можем изучать Бога, как изучаем природу, законы физики или химии. Нет и энциклопедии, которая бы нарисовала устройство Бога.

 

Но у нас есть истории. Истории о том, как Господь действовал в этом мире. Как Бог общался с людьми, как вмешивался в их жизнь, как направлял их, наказывал, прощал. И эти повествования запечатлеваются в нашей памяти лучше, чем лекции или уроки.

 

И точно также, как и ребёнка мы учим говорить и поступать на примерах.

 

Мне вспоминается, как однажды наш трёхлетний сын подошёл к столу, на котором стола кружка кипятка и потянулся за ней. В этот момент за столом сидели гости. Они вскрикнули и кинулись убирать подальше кружку от края стола. Но я остановил их. Я начал предупреждать сына. Я сказал: «Это кружка. Кружка горячая. Ай,яй, яй, будет больно». Сын на несколько секунд остановился, подумал и опять стал тянуться к кружке. Тогда я взял его ладошку одной рукой и прижал на несколько секунд к кружке, которую он так хотел потрогать. А потом отпустил. Ребёнок почувствовал боль. Но это был контролируемый процесс. Больше он никогда не тянулся к кружке кипятка.

 

Даже в этой простой ситуации вы уже смогли показать ребёнку:

 

У каждого предмета есть своё имя.

 

Предмет обладает свойствами. Сейчас она горячая.

 

Предмет может изменять свои свойства. Другие кружки не горячие.

 

Есть предупреждение — его стоит слушать. Ему стоит доверять. А может попробовать?

 

Есть причино-следственная связь. У действий всегда будут последствия.

 

Существует время. Что-то происходит сейчас, что-то произойдёт.

 

Ты можешь выбирать. Но и результат ты почувствуешь на себе сам.

 

Родители чаще всего правы.

 

Всё это складывается в сознании ребёнка и без уроков и морали. Сама жизнь и история учит его гораздо лучше, чем абстрактные уроки.

 

Так же и Бог учит наш дух не по энциклопедии, а через повествование с примерами. Надо сказать, что это и есть тот метод обучения, который мы используем.

 

Как отец рассказывал истории в кругу семьи. Отец передавал эти истории от своего отца детям. Не было семейных библий, не было воскресных проповедей, не было семинарий. Лежал один свиток закона в скинии. А миллионы отцов должны были знать Писание и передавать Слово Божье детям.

 

Вот почему Бытие состоит из сборника песен и историй из жизни патриархов. Книга Бытие составлена по типу историй, рассказываемых вечерами в шатрах. Она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. На основании этих историй дети учились тому, что такое добродетель, а что — зло. Бытие устанавливала модель поведения и показывала цену ошибок.

 

Рассказ историй — любимый метод обучения Иисуса. Если взять все высказывания Христа в Евангелиях, то историй будет больше, чем проповедей или учения. Чаще всего, когда Христос хотел научить чему-либо своих слушателей, он начинал рассказывать историю. Если Иисусу задавали вопрос, Он чаще всего отвечал историей.

 

А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

 

Можно предупреждать своего сына подростка, что не стоит даже начинать баловаться алкоголем или накротиками. А можно взять и поехать вместе с ним в реабилитационный центр. Посидеть с ними, послушать их истории. Этот отпечаток будет намного сильнее, чем ваша лекция о вреде алкоголя.

 

Вы можете вести богословские дискуссии о существовании Бога. А можете просто рассказать историю своего обращения ко Христу. И ваше свидетельство об обращении произведёт больший отпечаток, чем теологические выкладки.

 

Происхождение.

 

В книге Бытие существует 10 заголовков, которые разделяют её на 10 частей. Толедот по-еврейски означают «истории о происхождении». Пять родословий в Бытие 1-11 и пять с 12-50 главы. Прочитайте книгу Бытие внимательно и найдите эти 10 происхождений. Если у вас есть программа с номерами словаря Стронга, вы сможете найти эти 10 разделов. К сожалению, в русском тексте слово толедот не перевели как Бытие. Вместо этого его перевели как происхождение, житие, родословие.

 

Книга Бытие является книгой начала. В ней находятся не просто основополагающие камни последующего богословского фундамента. Книга Бытие является началом и для еврейского народа. Книга Бытие появилась для того, чтобы создать еврейский народ. Для древних людей быть кем-то в мире означало две вещи: иметь детей и иметь свою землю. Все великие народы имели своё имя и территорию. Бытие призывает Израильтян войти и поселиться на земле. Они уже имеют имя благодаря Аврааму, но ещё не получили землю.

 

Однако, ханаанская земля представляла им угрозу. Без особого энтузиазма евреи представляли себе идею обладания землёй. Вот почему мы часто встречаем описания сомнений народа. Во-первых, по установленной традиции, приходя в чужую землю, вы должны были правильно относиться к богам той земли. Евреи боялись, что поселение в земли приведёт их к компромиссу с верностью Богу. В ответ книга Бытие показывает, что вся земля принадлежит только Богу. Бог не ограничен территорией.