БК

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

 

контроль по дисциплине «Основы антикоррупционного законодательства» включает:

Выполнение письменного задания (реферата);

Интерактивную деятельность (подготовка исследовательских проектов).

 

Выполнение письменного задания (реферата).

 

− реферат.

Реферат должен быть оформлен следующим образом:

− титульный лист с названием темы, фамилией и инициалами автора, указанием номера группы и курса;

− оглавление (план) с указанием глав и разделов, а также с нумерацией страниц;

− цитирования в тексте должны быть подтверждены сносками в списке литературы, который содержит не менее десяти наименований;

− приложения, диаграммы, рисунки, схемы, список литературы помещаются в конце реферата;

через полтора интервала объемом до 30 страниц.

Содержание реферата должно включать:

введение с четко сформулированной целью работы и ее обоснованием; введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны; объем введения обычно составляют от одной до двух страниц текста (10 % от общего объема работы); исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом;

основное содержание, разделенное на главы, расположенные и поименованные согласно плану; в них аргументировано и логично раскрывается избранная тема в соответствии с поставленной целью;

заключение, в котором отражаются теоретическое значение данной проблемы, основные выводы;

список использованных источников и литературы, электронных ресурсов (не менее десяти наименований с обязательным использованием статей из периодических изданий); давность издания литературы и материалов периодической печати не должна превышать 5 лет.

­ниями, смысл которых ясен из контекста.

циального издания, где был опубликован нормативный акт.

Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:

Первая буква фамилии студента

А

Б

В

Г

Д

Е, Ё

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

82-84

Темы рефератов:

 

Понятие коррупции в ее историческом развитии.

Сущность коррупции как социально-правового явления.

Проблема определения коррупции.

Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

Позитивные, негативные и нейтральные аспекты коррупции. Многообразие научных определений коррупции.

Трансформация определения коррупции в процессе исторического развития общества и государства.

Влияние коррупции на состояние национальной безопасности.

Условия и мотивы возникновения коррупции.

Причины возникновения и развития коррупции в органах власти и управления.

Формы и виды проявления коррупции.

Причины, стимулирующие появление коррупции.

Последствия коррупции в системе государственных институтов.

Экономические, социальные и политические последствия коррупции.

Оценка экономических потерь от коррупции.

Коррупционный ущерб как экономическая категория, отражающаяся на состоянии отечественной экономики.

Особенности осуществления противодействия коррупции в Российской Федерации и за рубежом.

Методы противодействия коррупции.

Направления совершенствования антикоррупционной деятельности.

Взаимодействие государства, негосударственных учреждений и граждан в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции.

Правовые основы системы борьбы с коррупцией: федеральное законодательство, иные нормативные правовые акты.

Понятие и уровни противодействия коррупции.

Участники системы противодействия коррупции.

Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции. Меры по профилактике коррупции.

Основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Кодексы этического поведения – основа организации работы по противодействию коррупции.

Факторы угрозы коррупции и возможность защиты.

Снятие угрозы коррупции, в том числе при получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.

Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок».

Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.

Понятие антикоррупционного мониторинга. Цели, задачи и методы осуществления мониторинга.

Этапы проведения антикоррупционных исследований.

Определения коррупциогенности правовых норм.

Основные исследовательские подходы к анализу коррупциогенности.

Причины возникновения коррупциогенных норм.

Типология коррупциогенных норм.

Основные стратегии и механизмы противодействия коррупциогенным нормам.

Методика анализа нормативных актов на коррупциогенность.

Общая типология стратегий противодействия коррупции.

Стратегия устранения причин: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.

Стратегия противодействия: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.

Стратегия пассивности: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.

Содержание и сущность антикоррупционной политики.

Классификация антикоррупционных мер.

Ограничение политической коррупции. Упорядочение исполнительной власти.

Укрепление судебной власти и совершенствование полицейской деятельности.

Ведомственные стратегии противодействия коррупции: механизмы функционирования, примеры международной практики. Основные подходы к созданию специального антикоррупционного органа.

Роль гражданского общества в реализации антикоррупционных стратегий различных уровней.

Взаимодействие институтов гражданского общества с федеральными, региональными и муниципальными властями.

Роль и задачи органов публичного управления в отношении противодействия коррупции.

Критерии и признаки ситуаций, которые могут быть связаны с коррупцией Примеры выявления в сфере публичного управления случаев коррупции.

Определение риска коррупции в сфере публичного управления. Учет риска коррупции.

Документирование случаев коррупции.

Взаимодействие с руководством по вопросам коррупции. Информирование о случаях коррупции или риска возникновения коррупции.

Отказ от сообщения случаев коррупционного поведения.

Интересы в системе государственной гражданской службы.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе.

Обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Урегулирование конфликта интересов на государственной службе.

Основания для увольнения государственного служащего в связи с утратой доверия.

Экономическая коррупция в России: понятие и пути борьбы.

Роль и место Счетной палаты Российской Федерации в борьбе с коррупцией.

Причины неудач противодействия коррупции.

«Коррупционные услуги» и присвоение иных государственных ресурсов.

Теневая экономика как незаконно неналогооблагаемая или криминальная хозяйственная деятельность. Сращивание бизнеса и власти.

Цель, статус и место государственно-управленческих документов политики противодействия коррупции и теневой экономике в системе российского законодательства и политической нормативистики.

Актуальность, цели принятия проекта нормативного правового акта.

Основы государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике – составная часть Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования, в части, относящейся к противодействию коррупции и в части, относящейся к противодействию теневой экономике

Тенденции распространения отдельных видов незаконной экономической деятельности.

Опыт моделирования последствий коррупции и теневой экономики с помощью модели общего равновесия

Правовое измерение понятий коррупции и теневой экономики. Экспертное измерение понятий коррупции и теневой экономики.

Теоретические споры вокруг понятия «коррупция».

Причины роста распространенности коррупции.

Уровни коррупции. Коррупция во власти и в гражданском обществе.

Кадровая коррупция.

Экономическая коррупция. Конфликт интересов по-российски – сращивание бюрократии и бизнеса.

«Мягкая» коррупция.

Идейная коррупция.

Структура теневой экономики. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики.

Признаки теневой экономики. Особенности коррумпирования российского бизнеса.

Статистические оценки коррупции и теневой экономики.

Экспертная оценка коррумпированности различных ветвей власти и органов государственной власти.

Экспертные оценочные суждения о коррумпированности органов прокуратуры, МВД, общенациональных и региональных СМИ.

 

Интерактивная деятельность

(подготовка исследовательских проектов)

 

Основой выполнения исследовательского проекта по дисциплине «Основы антикоррупционного законодательства» является любой из нормативно-правовых актов, представленных в списке литературы. Студент анализирует выбранный нормативно-правовой акт и выявляет в нем нормы, касающиеся борьбы с коррупцией. Результативной частью проекта должен стать вывод о сущности антикоррупционных норм, представленных в нормативно-правовом акте, а также прогноз эффективности этих норм при их применении на практике.

Исследовательский проект выполняется в форме письменной работы, которая должна отвечать следующим требованиям:

– актуальность проблематики, ее соответствие современному уровню развития научного знания;

– качественный, системный анализ научно-исследовательской и нормативно-правовой литературы по избранной теме;

– наличие теоретического обобщения, выводов исследователя;

– последовательное изложение материала, логическое обоснование выводов;

– наличие в работе схем и таблиц, необходимых для структурирования материала, представленного в работе;

– соответствие оформления работы представленным требованиям.

 

Структура исследовательского проекта

 

Проект состоит из текстовой части и наглядного (графического) материала. Основные структурные элементы проекта:

– титульный лист, содержащий наименование дисциплины, тема проекта, Ф.И.О. студента;

– введение (должно содержать обоснование актуальности темы исследования, четко сформулированные предмет, объект, цель и задачи исследования; введение также должно содержать описание степени изученности центральной проблемы проекта, т.е. краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны);

– основная часть, включающая раскрытие содержания проекта;

– заключение, содержащее основные выводы по теме проекта;

– список использованных источников и литературы (не менее 10); список должен содержать только работы издания не ранее пятилетней давности издания; нормативные акты должны быть действующими;

– приложения с таблицами и схемами, составленными по содержанию проекта.

через полуторный межстрочный интервал, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость по всему документу.

 

Критерии оценивания исследовательского проекта:

 

– соответствие содержания проекта его теме, в том числе большая его направленность на раскрытие темы применительно именно к юридической науке, а не только по отношению к развитию науки в целом, для этого необходимо подчеркнуть важность выводов проекта для юридической науки;

– структурная четкость текста и логика его изложения;

– наличие выводов в конце каждого ответа на вопрос;

– наличие схем и таблиц, раскрывающих содержание темы проекта;

– соответствие оформления стандартным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Промежуточный контроль по дисциплине «Основы антикоррупционного законодательства» проводится в форме экзамена в виде письменного тестирования.

 

НОУ ВПО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

ТЕСТ

 

по дисциплине «Основы антикоррупционного законодательства»

 

 

1

В соответствии с Уголовным кодексом РФ «взятка» – это …

А) деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера;

Б) деньги;

В) подарки;

2

Что подразумевает под «иным имуществом и выгодами имущественного характера» Закон «Об основах государственной службы»

подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха (в том числе транспортных расходов) и выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

Б) подарки;

В) недвижимость;

3

Является ли взяточничество уголовно наказуемым деянием?

А) да;

4

Что в соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса РФ является составом взяточничества как преступления?

А) получение взятки;

получение … лично или через посредника взятки … за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

В) дача взятки;

5

Является ли наказуемой «попытка передачи должностному лицу … без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа»?

А) да;

6

Какую ответственность помимо уголовной несут госслужащие за получение взятки?

А) дисциплинарную;

Б) гражданскую;

7

Какие действия определяются Уголовным кодексом РФ как «служебный подлог»?

внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности;

Б) в Уголовном кодексе нет такого понятия;

8

»?

;

9

Что запрещается государственным органам?

Б) необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам;

В) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку, продажу, иное приобретение, обмен товаров;

Г) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

Д) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

10

федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если они приводят к разделу товарного рынка по территориальному принципу

»;

Б) Уголовный кодекс РФ;

11

Что грозит должностному лицу, препятствующему выполнению сотрудниками федерального антимонопольного органа возложенных на них обязанностей или не выполняет их предписания?

А) штраф;

Б) увольнение;

12

Может ли неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации должностным лицом быть квалифицирован как преступление?

А) да;

13

Является ли опосредованной формой коррупции – ведение чиновником предпринимательской деятельности?

А) да;

14

запрет на совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (в том числе органов государственного надзора), что по сути представляет собой функциональное объединение госоргана и коммерческой организации в одно предприятие?

А) да;

15

Какой ответственности должно быть подвергнуто должностное лицо, если учреждение им коммерческой организации либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо связано «с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме»?

дисциплинарной и/или административной, а также уголовной ответственности согласно ст.289 УК РФ;

Б) дисциплинарной;

16

Является ли формой коррупции разглашение должностным лицом коммерческой тайны, ставшей ему известной в процессе осуществления властных полномочий?

А) да;

17

В каком случае информация составляет тайну (служебную или коммерческую)?

А) в том случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

Б) в случае отсутствия свободного доступа к ней;

18

Коррупционное правонарушение – это …

общественно вредное либо общественно опасное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;

Б) получение взятки;

19

Что является основными факторами, влияющими на коррупционную готовность (к даче – получению взятки)?

А) заработная плата,

Б) риск изобличения,

В) субъективная оценка ответственности,

Г) степень корпоративной солидарности, обычаи среды;

20

Коррупция – это…

А) подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу;

Б) дача взятки;

21

Наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики –это …

А) антикоррупционный мониторинг;

Б) оценка последствий коррупции;

22

Деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов – это…

А) антикоррупционная экспертиза правовых актов;

Б) коррупция;

23

Что можно отнести к социально-экономическим последствиям коррупции?

А) расширение масштабов теневой экономики;

Б) профанация механизмов рыночной конкуренции;

В) неэффективное распределение бюджета; повышение цен; снижение инвестиций в производство;

личение имущественного неравенства населения;

Д) дискредитация права и рост организованной преступности;

24

Что является элементами антикоррупционной политики?

А) выработка концептуальных антикоррупционных идей, их отражение в действующем законодательстве, проведение в жизнь посредством институтов публичной власти;

Б) социально-экономические последствия коррупции;

25

К политическим последствиям коррупции относятся:

А) распад национально-государственной политики;

Б) отчуждение власти;

В) разложение демократических институтов;

Г) все выше указанное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОУ ВПО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ

 

по дисциплине «Основы антикоррупционного законодательства»

 

студента (ки)_______________________________________________

направление подготовки Юриспруденция

курс, группа_______________________________________________

форма обучения (очная/заочная)______________________________

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

 

 

 

 

 

 

НОУ ВПО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

   

Форма контроля – экзамен

 

Количество правильных ответов

 

22 — 25

 

 

18 — 21

 

 

15 — 17

 

 

14 и менее

 

неудовлетворительно

 

 

1