Программа уроков психологического развития. Пояснительная записка

  • Бахарева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКАМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гуманизация школьного образования
предполагает в первую очередь обращённость к
личности ребёнка её всестороннее развитие,
создание благоприятных условий для раскрытия
способностей учащегося.

В связи с этим комплексная
психолого-педагогическая задача школьного
обучения состоит в том, чтобы обеспечить
усвоение не только совокупности конкретных
знаний по школьным дисциплинам, но и
сформировать у учащихся представления об
обобщённых приёмах и способах выполнения
различных действий, усвоение конкретного
предметно-учебного содержания.

С одной стороны — это механизм умственного
развития, а с другой стороны – это путь
формирования психологического базиса обучения,
который позволит в будущем осуществлять не
только саморазвитие и саморегуляцию личности, но
и эффективное самостоятельное приобретение
знаний.

В последнее время следует отметить увеличение
числа детей с трудностями в обучении, поэтому
оказание действенной психологической помощи
учащимися на начальном этапе обучения в
настоящее время становится особенно актуальным.

Принципиально важным здесь является то, что
психологическая помощь ученикам, прежде всего в
виде коррекционно-развивающей работы должна
осуществляться в первую очередь самим учителем.
При этом в центре внимания должны оказаться дети,
психологически слабо подготовленные к обучению.

Целью развивающей работы является
формирование у учащегося психологических
когнитивно – личностных структур, которые
создают основу для самостоятельной
систематизации и структурирования,
приобретаемых школьниками учебных знаний.

Обучение школьников различным психологическим
умениям позволяет не только развивать потенциал
учащегося, но и заложить основу их мировоззрения.

Исходя из этого, содержанием этих уроков
явилось:

  • развитие познавательных процессов (ощущений,
    восприятия внимания, памяти, мышления,
    воображения);
  • психологических предпосылок овладения учебной
    деятельностью (умение копировать образец, умение
    слушать и слышать учителя, умение учитывать в
    своей работе заданную систему требований);
  • формирование психологических новообразований
    младшего дошкольного возраста (развитие
    внутреннего плана действий, развитие
    произвольности, управления своим восприятием,
    вниманием, запоминанием, развитие рефлексии);
  • формирование самосознания.

Таким образом, за первый год обучения ребёнок
делает огромные шаги не только в
интеллектуальном развитии, но и в адаптации к
незнакомому, первоначально чужому миру школы.


№ УРОКОВ РАЗВИВАЕМЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Урок 1 Знакомство. Введение в мир психологии.
Словесные обозначения предметов. Слуховые
ощущения.
Урок 2 Как зовут ребят моего класса. Внимание
(сосредоточенность). Зрительные ощущения.
Урок 3 Зачем мне нужно ходить в школу.
Артикуляция. Пространственное представление.
Урок 4 Мой класс. Фонетико-фонематическое
восприятие. Пространственные представления.
Понятийное мышление.
Урок 5 Какие ребята в моём классе. Выполнение
словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые
ощущения. Слуховое восприятие.
Урок 6 Мои друзья в классе. Внимание (объём).
Осязательные ощущения.
Урок 7 Мои друзья в классе. Память
(непосредственная вербальная). Пространственные
представления.
Урок 8 Мои друзья в классе. Внимание
(сосредоточенность). Память непосредственная
вербальная.
Урок 9 Мои успехи в школе. Память
(двигательная). Пространственные представления.
Понятийное мышление.
Урок 10 Моя “учебная сила”. Анализ образца.
Память (непосредственная зрительная). Внимание
(устойчивость).
Урок 11 Радость. Что такое мимика. Образное
мышление. Зрительно-двигательные координации.
Память (непосредственная зрительная).
Урок 12 Радость. Как её доставить другому
человеку. Память (непосредственная зрительная).
Пространственные представления. Понятийное
мышление.
Урок 13 Жесты. Пространственные представления.
Выполнение словесных поручений. Зрительные
ощущения.
Урок 14 Радость можно передать прикосновением.
Анализ образца. Слуховые ощущения.
Урок 15 Радость можно подарить взглядом.
Осязательные ощущения. Внимание (переключение).
Точность движений (макродвижения).
Урок 16 Грусть. Анализ образца. Зрительное
восприятие формы. Осязательные ощущения. Память
(непосредственная зрительная).
Урок 17 Страх. Зрительный анализ. Словесный
синтез. Понятийное мышление.
Урок 18 Страх, его относительность.
Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость).
Урок 19 Как справиться со страхом. Зрительный
анализ. Внимание (переключение).
Пространственные представления.
Урок 20 Страх и как его преодолеть. Мышление
(анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные
операции.
Урок 21 Гнев. С какими чувствами он дружит?
Мышление (гибкость). Внимание (Распределение).
Мышление (сравнение).
Урок 22 Может ли гнев принести пользу?
Пространственные представления. Анализ и синтез
(программы). Внимание (переключение,
устойчивость).
Урок 23 Обида. Звуковой синтез. Внимание (объём).
Пространственные представления.
Урок 24 Разные чувства. Понятийное мышление.
Память (двигательная). Пространственные
представления.
Урок 25 Мышление (синтез). Мышление
(установление закономерностей).
Наблюдательность.