Неблагополучные семьи в помощь организации работы школьного ПМПк

  • Гангало Ирина Васильевна, замдиректора по УВР

“Неблагополучная семья – такая семья, в
которой нарушена структура, обесцениваются или
игнорируются основные семейные функции, имеются
явные или скрытые дефекты воспитания, в
результате чего появляются “трудные” дети.” (
по В.М. Целуйко).

Существует две группы неблагополучных семей:
первую группу составляют семьи с явной (открытой)
формой неблагополучия: это так называемые
конфликтные, проблемные семьи, асоциальные,
аморально-криминальные и семьи с недостатком
воспитательных ресурсов. Вторую группу
представляют внешне респектабельные семьи,
образ жизни которых не вызывает беспокойства и
нареканий со стороны общественности, однако
ценностные установки и поведение родителей в них
резко расходятся с общечеловеческими моральными
ценностями, что не может не сказаться на
нравственном облике воспитывающихся в такихъ
семьях детях.

Семьи с открытой формой неблагополучия.

Дисфункциональные семьи с алкогольной
зависимостью. Жизнь детей в подобных семьях
становится невыносимой, превращает их в
социальных сирот при живых родителях.

Признаки таких семей:

  • Размытость, нечёткость границ своего Я.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена,
непредсказуема, то часто дети не знают, какие их
чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют
твёрдость психологической почвы под ногами.
Амбивалентность касается многих сторон жизни
семьи. Это приводит к нечёткости границ личности.

  • Отрицание.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на
лжи, поэтому ребёнку бывает порой трудно
распознать правду. Взрослые пытаются отрицать
негативный характер событий, происходящих в
семье, из-за чего ребёнок перестаёт понимать, что
на самом деле происходит вокруг него.

  • Непостоянство.

Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются
от случая к случаю, не в полном объёме и он
испытывает дефицит внимания к себе со стороны
взрослых, у него появляется закономерное
желание, чтобы им занимались. Он пытается
привлечь внимание к себе любыми доступными
способами, включая девиантные и деликвентные
формы поведения.

  • Низкая самооценка.

Система воспитания в такой семье заставляет
ребёнка поверить в то, что он в какой-то степени
виноват в происходящем. Всё это произошло потому,
что он был недостаточно хорошим, совершил много
ошибок. В конце концов он “заслуживает” все то
плохое, что с ним происходит. Так постепенно
утрачивается самоуважение, а вина взрослых
переносится на себя.

  • Недостаток информации о том, как
    функционируют здоровые семьи.

В здоровой семье создаются подходящие условия
для духовного роста, что позволяет каждому члену
семьи иметь свои границы уважаемые всеми. По
другому существует семья с
алькогольнозависимыми членами: атмосфера в ней
нестабильная, поскольку алкоголизма занимает
много энергии, которая в благополучной семье
тратится на поддержание благоприятного
психологического климата.

Психология ребёнка из алкогольной семьи.

Дети пьющих родителей составляют генетическую
группу риска по заболеваемости алкоголизмом и
наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в
себе комплекс психологических проблем,
связанных с определёнными правилами и ролевыми
установками такой семьи, что тоже ведёт к
вероятности попасть в группу социального риска.
Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье,
неизбежно усваивает дезадаптивные формы
поведения. Но пожалуй, самыми уязвимыми дети
становятся в подростковом возрасте. Подросток не
только глубоко переживает трагедию
обусловленную пьянством родителей, но и часто
сам пытается найти в алкоголе ключ к решению
семейных проблем. Вследствие этого довольно
быстро и остро протекает процесс разрушения,
деградации его личности. Подросток становится
грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым
близким ему людям. Его эмоциональное развитие
резко тормозится, появляется равнодушие,
опустошённость, нарастает вялость, нежелание
что-то делать, к чему-то стремиться, рождается
агрессивность, склонность к антиобщественным,
немотивированным поступкам.

Зарубежными учёными, занимающимися проблемами
детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных
условий, которые больше всего влияют на
становление личности.

Это:

  • Этот ужасный секрет семьи — родители
    пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано
    с пьянством, хотя сделать это трудно. Сокрытие
    семейных проблем становится образом жизни.
  • Жизнь в укрытии – по мере взросления дети
    начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и
    особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами
    они стараются скрыть позор своей семьи от
    соседей, родственников и сверстников. Чем больше
    секретности, тем больше запутанности, конфликтов
    и ссор, отчуждённости членов семьи,
    психологической изоляции и одиночества.
  • Что же реально? – ребёнку с раннего детства
    приходится наблюдать несоответствие между тем,
    что происходит в доме, и тем, что говорят ему
    взрослые. Подобное противоречие порождает
    недоверие ко всему, что его окружает, и к самому
    себе. Ребёнок чувствует своё бессилие, не видит
    выхода из создавшейся ситуации, испытывает
    страх, тревогу, предчувствует опасность.
  • Послания с двойным смыслом – Довольно часто
    ребёнок из алкогольной семьи слышит такое, что
    содержит в себе противоречивый смысл. Это
    информация с двойным смыслом. Например, мать
    говорит ребёнку: “Я тебя люблю, иди гуляй, не
    мешай мне работать”. Парадоксальна также
    ситуация, когда родители требуют от ребёнка
    говорить только правду, а сами всеми силами
    пытаются скрывать от окружающих то, что
    происходит в семье.
  • Борьба, конфликты ,ссоры – Словесные ссоры и
    сопровождающая их словесная агрессия оказывают
    на ребёнка психотравмотическое воздействие.
    Часто в родительских конфликтах, он видит свою
    вину и сам ищет решение семейной проблемы.
    Постоянные ссоры, споры и конфликты приводят к
    тому, что ребёнок усваивает подобный стиль
    взаимоотношений с людьми.
  • Страхи, тревожные предчувствия – поведение
    пьющих отличается непредстказуемостью. Часто
    под влиянием алкоголя активизируются низменные
    чувства человека, родители используют угрозы для
    демонстрации своей силы. Всё это делает
    атмосферу в семье тревожной и тягостной.
  • Разочарования — в алкогольной семье
    родители обычно не выполняют своих обещаний.
    Подобное отношение родителей не проходит
    бесследно. Дети перестают доверять всем кто их
    окружает. Выходцы из алкогольных семей даже став
    взрослыми продолжают предчувствовать
    разочарования и никому ни в чём не доверяют,
    зачастую оставаясь социально незрелыми,
    инфантильными.
  • Слишком быстрое взросление – Дети в
    алкогольных семьях взрослеют быстрее по
    сравнению с детьми из благополучных семей.
    Старшие дети вынуждены брать на себя
    родительские функции по решению
    материально-бытовых проблем и оказанию помощи
    младшим братьям и сёстрам. Взросление таких
    детей вынужденное, и они не научились делиться
    своими переживаниями. Жестокость родителей
    порождает жестокость детей. Такие люди живут с
    чувством, что их обокрали, и незаслуженно
    проецируют своё недовольство на тех, кто рядом с
    ними.
  • Оскорбления и унижения, включая явное и
    скрытое сексуальнео насилие
    – пьющие родители
    утрачивают контроль за своим поведение. Они
    могут проявить физическое насилие по отношению к
    детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу,
    невольно травмировать ребёнка или даже нанести
    ему увечье. Довольно распространены в
    алкогольных семьях формы наказания, унижающие
    человеческое достоинство: лишение ребёнка пищи,
    запирание на долгое время в непроветриваемом
    помещении. Многие дети, особенно девочки,
    подвергаются сексуальным оскорблениям со
    стороны пьющего отца. Последствия этой агрессии
    проявляются в виде глубоких психологических
    травм, сказывающихся на всей последующей жизни
    подвергшегося сексуальному насилию человека.
  • Заброшенный ребёнок – Детям в алкогольных
    семьях часто не обеспечен даже самый
    элементарный уход, что представляет угрозу их
    физическому и психическому здоровью. Результат
    родительского игнорирования очень скоро
    начинает проявляться в неумении детей понимать
    состояние другого человека, сочувствовать и
    сопереживать ему.
  • Заниженная самооценка, недостаток
    самоуважения
    – отсутствие заботы и внимания
    со стороны родителей способствует формированию
    заниженной самооценки. Причину отсутствия
    родительской любви дети начинают искать в себе и
    приходят к выводу, что они её не достойны. Ребёнок
    оценивает себя так, как оценивают его значимые
    для него люди – родители. Он переживает чувство
    стыда и вины за семью. Всё это проявляется в виде
    недостаточного чувства собственного
    достоинства.
  • Жизнь в мире фантазий . Мифы, помогающие
    выжить.
    Реальная жизнь, с которой
    соприкасаются дети из алкогольных семей ,
    доставляет им массу неприятных переживаний, от
    которых они пытаются уйти в мир фантазий. Дети
    фантазируют по поводу того, чтобы их жизнь была
    другой, если бы они родились в другое время, в
    другой семье. В результате таких фантазий у детей
    могут складываться искажённые представления об
    окружающем мире и своём месте в нём.

Важнейшие особенности процесса взросления
детей из алкогольных семей заключаются в том,
что:

  1. дети вырастают с убеждением, что мир – это
    небезопасное место и доверять людям нельзя;
  2. дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и
    переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;
  3. дети чувствуют эмоциональное отвержение
    взрослых, когда по неосмотрительности допускают
    ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых,
    когда открыто проявляют свои чувства и
    потребности;
  4. дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут
    на себя ответственность за поведение других
    людей. Их часто осуждают за действия и чувства их
    родителей;
  5. родители не разделяют чувств и не одобряют
    поведения ребёнка, осуждение его поступков
    формирует отрицательную оценку его личности в
    целом;
  6. дети чувствуют себя заброшенными;
  7. родители могут не воспринимать ребёнка как
    отдельное существо, обладающее своей
    собственной ценностью;
  8. самооценка родителей может зависеть от
    поведения ребёнка;
  9. чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в
    семье, становятся движущими силами в его
    дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

Предотвращения и разрешения семейных
конфликтов.

Разногласия в любой семье неизбежны, поэтому
надо научиться находить оптимальные варианты
разрешения возникших семейных трудностей, задач
и проблем, не ущемляя достоинства друг друга.

Типичные варианты завершения конфликтов:

  • Принуждение – волевое навязывание такого
    решения, которое устраивает лишь инициатора
    конфликта. Неблагоприятные последствия:
    ущемляются права членов семьи, унижается их
    достоинство, достигается внешнее благополучие, а
    на самом деле в любой момент может наступить
    кризис.
  • Конфронтация – никто из участников ни
    принимает позицию другого, накапливается
    негативизм отношений.
  • Уход от разрешения возникшего противоречия –
    конфликт остаётся, а развязка лишь
    откладывается.
  • Сглаживании конфликта – позволяет снять
    напряжение, добиться нормальных отношений, но не
    всегда.
  • Копромисс — открытый поиск наиболее удобного и
    справедливого для обеих сторон решения
  • Интересоваться партнёром – понять не только
    положительные качества партнёра, но и его
    проблемы и слабые стороны.
  • Слушать партнёра – умение внимательно слушать
    обеспечивает хороший контакт с людьми и часто
    бывает ценным, чем умение говорить.
  • Говорить о том, что интересует партнёра –
    говорящий должен чувствовать, что собеседник не
    только чувствует его, но и следит за ходом его
    мысли.
  • Не злоупотреблять критикой — если мы начинаем
    критиковать, то нам ответят тем же. Критикуя
    человека, необходимо отметить и что-либо
    положительное.
  • Быть осторожней с приказами – следует их облечь
    в форму вопроса или просьбы о помощи.
  • Понимать свои ошибки – если понять свою ошибку
    и исправить, то ссоры или конфликта не может быть.
  • Помнить, что стоит за похвалой – в разговоре
    слегка иделизировать партнёра.
  • Войти в положение другого — постараться понять
    ситуацию и переживания партнёра, он будет более
    терпим и найдет правильный выход, чтобы избежать
    конфликта.
  • Не ссориться – деструктивная ссора лишь
    усиливает напряжение и чувство
    несправедливости, но не решает возникшей
    проблемы.
  • Улыбаться – приветливая улыбка противоположна
    конфликту .Настроение легко передаётся.
    Приветливость и доброжелательность одного
    вызывают аналогичную ответную реакцию у другого,
    снимая напряжение.

Существуют семьи со скрытой формой
неблагополучия.

  1. Недоверчивая семья – повышенная
    настороженность по отношению к окружающим;
  2. Легкомысленная семья – беззаботное отношение к
    будущему, стремление жить исключительно
    сегодняшним днём;
  3. Хитрая семья – ценят предприимчивость,
    удачливость и ловкость в достижении целей.
    Главным считается добиться успеха кратчайшим
    путём.
  4. Семьи, ориентированные на успех ребёнка –
    ребёнок боится, что его будут любить до тех пор
    ,пока он делает всё хорошо.
  5. Семьи состоятельных людей – возникает
    охлаждённость в отношениях, отсутствие широкой
    поддержки, тепла и участия при возникновении
    трудностей и проблем.

Причины семейного неблагополучия далеко не так
просты как кажется на первый взгляд. Резкие
перемены в экономике, политике, и социальной
сферы России негативно отразились не только на
материальной стороне семьи, но и на
взаимоотношениях между её членами, и прежде
всего между родителями и детьми. Во-первых,
увеличился разрыв между жизненными ценностями
разных поколений. Во-вторых, возрос уровень
притязаний со стороны родителей к свои детям в
условиях разноуровневого обучения в
образовательных школах, гимназиях, лицеях; и
наконец, в – третьих, наблюдается воздействие
завышенных социальных требований.