Модули на печатной основе на уроках истории

  • Лукьянова Наталья Владиленовна, учитель истории

“Можно коня привести к воде, но нельзя
заставить его пить”.

Восточная мудрость

Уроки истории – особые уроки. В них нельзя
обойтись без живого эмоционального рассказа
учителя, без обсуждения и спора, без монолога
ученика, поэтому я сочетаю уроки традиционной
системы обучения и модульной технологии.
Развитие навыков самостоятельной работы
учащихся возможно в любой системе, но модуль на
печатной основе позволяет развивать умения и
навыки самостоятельной работы более
целенаправленно и системно. Сущность модульного
обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно
(или с некоторой помощью учителя) достигает
конкретных целей учебной познавательной
деятельности в процессе работы с модулем. Т.о.
главным принципом деятельности учителя является
помощь ученику в достижении цели урока,
организации урока таким образом, чтобы
поставленных целей ученик достиг сам. Научить
учиться, научить добывать знания самостоятельно,
показать многогранность процесса “научения”,
помочь овладеть этим процессом – цель моей
работы сегодня. Предлагаю Вашему вниманию три
модуля на печатной основе по темам: “Крымская
война 1853 – 1856гг.”, “Подготовка и отмена
крепостного права в России” и
“Социально-экономическое развитие страны после
отмены крепостного права”. По окончанию этих
уроков, возможно проведение семинарского
занятия, что позволит учащимся высказать свое
отношение к изучаемому периоду и оценить реформу
отмены крепостного права как жизненно важную
необходимость для России, позволит провести
параллели с современным состоянием Российской
экономики.


Урок 1.

Тема: Крымская война 1853 – 1856гг.

ЧДЦ: изучив историю Крымской войны,
определить ее вклад в осознание российским
обществом необходимости немедленного и
решительного реформирования всех сторон
российской жизни.

Знать:

  • причины и характер войны;
  • основные этапы войны;
  • примеры мужества и героизма защитников
    Севастополя;
  • итоги войны, определять ее значение для
    дальнейшего развития страны.

Уметь:

  • анализировать учебный текст;
  • составлять конспект изучаемого текста;
  • отличать повод к войне от причин войны;
  • определять значение исторического события для
    дальнейшего
  • развития страны.

Алгоритм работы:

1. Подумайте и ответьте на вопрос: В чем суть
восточного вопроса?

2. Причины войны. Используя § учебника
выделите причины войны, занесите их в тетрадь. В
чем различие между поводом к войне и причинами
войны? Назовите повод к Крымской войне.

3. Основные этапы войны. Изучите
соответствующий пункт § учебника, проведите
хронологическую работу, выделите основные
фронты Крымской войны. Ответьте на вопросы:

Почему Англия и Франция вступили в войну? В чем
просчеты русских дипломатов в отношении Англии и
Франции?

4. Героическая оборона Севастополя. По §
учебника и карте-врезке атласа проследите ход
обороны Севастополя, занесите даты основных
событий обороны Севастополя в тетрадь. Приведите
примеры мужества и героизма защитников
Севастополя в период его обороны.

5. Используя фрагмент документа
“Воспоминания о Севастополе” В.Зарубаева,
определите главные причины военно-технического
отставания России. “Ружья у нас были
гладкоствольные; французские пули Минье,
введенные у нас во время осады, после двух или
трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты
загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол
гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в
кузнице. Солдаты приносили сальные огарки,
смазывали пулю, но все не помогало. Ружья,
переделанные на нарезные, раздирались по
нарезам. Не мудрено, что в таком положении
офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили
изменой”.

6. Парижский мир 1856г. Итоги войны. По §
учебника занесите в тетрадь условия Парижского
мирного договора и итоги войны. Дайте оценку
условий Парижского мира. В чем были очевидные
минусы для России? Какие последствия для России
имела Крымская война? Как изменила Крымская
война положение России в Европе? Ответы на
вопросы подготовьте устно.

7. Оцените свои знания с точки зрения тех
знаний и умений, которые обозначены в начале
модуля. Выставьте себе оценку. Те пункты модуля,
которые вызвали у вас затруднения, запишите для
домашнего задания.

8. Выполните тест для закрепления знаний.

Тест:

1. Соотнесите даты и события:

А) октябрь 1853 г. ———————————вступление в
войну Англии и Франции.

Б) сентябрь1854-агуст —————————-Синопское
сражение. 1855г.

В) октябрь 1853г. ———————————-оборона
Севастополя.

Г) 18 ноября 1853г. ———————————Парижский мир.

Д) 1856г. ———————————————начало войны.

2. Самый болезненный пункт Парижского мирного
договора для России:

а) Независимость Османской империи.

б) Потеря Сербии, Молдавии и Валахии.

в) Запрет иметь военный флот и укрепления на
Черном море.

г) Нейтралитет Черного моря.

3. Укажите воинское звание и роль в ходе войны
следующих исторических лиц: А.С.Меншиков,
В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин,
Э.И.Тотлебен, М.Д.Горчаков.


Урок 2.

Тема: Подготовка и отмена крепостного
права в России.

“…В истории человечества редко встречаются
столь величественные картины коренного, но
мирного преобразования государства, в смысле
движения вперед по пути гуманности, просвещения
и справедливости, чем та, какую явила из себя
эпоха “великих реформ” царствования Александра
II”.

Н.В.Давыдов, историк

ЧДЦ:

  • изучить историю подготовки и отмены
    крепостного права в России;
  • определить значение отмены крепостного права
    для дальнейшего развития России.

Знать:

  1. Причины отмены крепостного права в России –
    почему крестьянский вопрос стал главным
    вопросом русской жизни;
  2. Пути осуществления крестьянской реформы,
    работы в этом направлении правительства;
  3. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года;
  4. Историческое значение реформы, ее влияние на
    дальнейшее развитие России.

Уметь:

  1. Анализировать исторические документы,
    определяя по ним основные положения реформы;
  2. Использовать учебник как источник знаний;
  3. Соотносить исторические события и явления в
    России и в Европе, обобщать исторический
    материал;
  4. Систематизировать изучаемый материал в
    таблицу.

Алгоритм работы:

I. Сформулировать причины отмены крепостного
права и записать их в тетрадь. Использовать
статью “Общий кризис и причины отмены
крепостного права”.

II. Дайте краткую характеристику Александру II и
его отношению к крестьянскому вопросу (устно).

III. Отношение к отмене крепостного права в
российском обществе. Разные точки зрения на
данную проблему. Изучите “Записку” К.Д.Кавелина.
Какие взгляды на изучаемый вопрос существовали в
обществе? Дайте им краткую характеристику.

IV. По рассказу учителя запишите в тетради
участников редакционных комиссий – авторов
реформы.

V. Изучите документ “Общее положение о
крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19
февраля1861 года”.

VI. Заполните таблицу “Основные положения
реформы 19 февраля 1861г”. Сделайте вывод о
характере реформы. В чьих интересах была
проведена реформа? Таблицу и выводы занесите в
тетрадь.

В случае затруднений в работе с документом,
обратитесь к учебнику .

Таблица: Основные положения реформы 19 февраля
1861 года.


Основные условия освобождения
крестьян
Место для ответа
1.Какие гражданские права получили
крестьяне.
2. Сельские общества крестьян
3. Мировые посредники, их роль и
полномочия.
4.Какие наделы земли получили крестьяне:
А) черноземных губерний.
Б) нечерноземных губерний.
5.Повинности крестьян.
6. Выкупные сделки и платежи.

VII. В чем вы видите историческое значение
принятия реформы освобождения крестьян от
крепостной зависимости?

VIII. Подготовьтесь к беседе по вопросам
алгоритма.

Спасибо за работу!

Урок 3.

Тема: “Социально-экономическое развитие
после отмены крепостного права”

ЧДЦ: сформировать представление об
эволюции социально-экономического строя России
после отмены крепостного права.

Знать:

  • характеристику развития помещичьих и
    крестьянских хозяйств после отмены крепостного
    права;
  • влияние крепостнических пережитков на развитие
    сельского хозяйства;
  • причины спада промышленного производства;
  • сущность и особенности промышленного
    переворота в России;
  • отставание российской промышленности от
    передовых капиталистических стран;

Основные понятия темы: аренда земли,
отработочная система, товарное производство,
“железнодорожная горячка”, концессия,
промышленный переворот, стачка.

Уметь:

  • анализировать исторические документы, на
    основе анализа определять причины отставания
    сельского хозяйства;
  • составлять тезисный конспект по тексту §
    учебника;

Алгоритм работы:

1. Развитие сельского хозяйства. Прочитать §
учебника, провести словарную работу, составить
таблицу:

Развитие сельского хозяйства в пореформенный
период:

Черты капиталистического развития Феодальные пережитки
1. 1.
2. 2.

Сделайте вывод о влиянии крепостнических
пережитков на развитие сельского хозяйства
России. Запишите его в тетрадь. Ответьте на
вопрос: По какому пути развития капитализма
(американскому или прусскому) пошло развитие
сельского хозяйства в России?

2. Прочитайте документ: “Письма из деревни”
А.Н.Энгельгардта. На основе анализа документа
перечислите основные причины сохранения
крепостнических пережитков в с/х страны.

3. Прочитайте § учебника, составьте тезисный
конспект “Характерные черты развития
пореформенной промышленности”. Ответьте на
вопросы: Какую роль в подъеме экономики сыграли
финансовые реформы, проведенные правительством?
Какими причинами была обусловлена
“железнодорожная горячка”?

4. По § учебника запишите “Особенности
промышленного переворота в России”. Приведите
конкретные примеры. В чем причины отставания
России от передовых стран Европы? Как можно
устранить причины отставания?

5. Подготовьтесь к устному обсуждению по
выполненной работе.

6. Для домашнего задания: пункты плана, которые
Вы не успели выполнить, а также соответствующий §
учебника, выучить новые термины.

Спасибо за работу!

В предложенных разработках не указаны номера §
учебника и его авторы, т.к. учитель может
использовать учебник того автора, по которому он
работает.

Итак: модуль выступает как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию,
методам учения, уровню самостоятельности, темпу
учебно-познавательной деятельности ученика.
Обучение на основе модульной технологии,
воспитывает умение самостоятельно учиться,
развивает творческое мышление не только ученика,
но и учителя, заставляет по-иному взглянуть на
педагогический процесс в целом, в центре
внимания учителя оказывается не объяснение
нового материала, а поиск приемов эффективной
организации учебно-познавательной деятельности
ученика по его добыванию. Следует отметить, что
предложенные варианты уроков рассчитаны на
спаренные уроки.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5