Урок русского языка по теме: Разряды наречий по значению. 4-й класс

  • Лепёхина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Тема: Разряды наречий по значению.

Цели:

1. В процессе коллективной работы разделить
наречия по разрядам.

2. Закрепить понятие “ наречие”.

3. Развивать умения и навыки учащихся в
определении частей речи.

4. Воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

– Какой из этих ребусов подскажет нам тему
урока?

– С новой частью наречием мы познакомились на
прошлых уроках. Давайте вспомним, что мы знаем о
наречиях?

Всё ли мы знаем о наречии?

(Происходит разрыв “знаю-не знаю”)

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы проведём исследование
и узнаем новое о наречии.


4. Открытие новых знаний.

Работа в паре.

К доске выходят две пары учеников и с обратной
стороны доски на слух выписывают

1пара – словарные слова

2 пара – наречия

Остальные ученики записывают группы в тетрадь,
используя заранее отпечатанный текст.

Дорога повернула направо, потом налево, и
путники нерешительно остановились.

Сегодня прилетели снегири. Малина – очень
вкусная ягода. Зимой бывает слишком холодно.
Издали лес кажется тёмной полосой. На стене висел
портрет, написанный неизвестным, но, несомненно,
очень талантливым художником. Любимая мамина
ваза разбилась вдребезги. Я всё внимательно
слушал и аккуратно записывал в тетрадь. Мой друг

довольно вежливый человек. Сейчас она его
просто ненавидела.

– Словарные слова – дорога, сегодня, снегири,
малина, ягода, портрет, талантливый, тетрадь,

вежливый, человек, сейчас, ненавидела.

– Наречия – направо, налево, потом,
нерешительно, очень, слишком, холодно, издали,
несомненно, вдребезги, внимательно, аккуратно,
довольно, просто, сейчас, сегодня.

– Взаимопроверка.

(Словарные слова убрать с доски, работать с
наречиями)

– Давайте ещё раз прочитаем выписанные наречия
и попробуем их ещё разбить на группы.

( Рассмотреть все варианты, а остановиться на
деление слов по вопросам.)

– Для точной постановки вопросов не забывайте
перечитывать предложения.

Куда? Направо, налево. Как можно назвать эти
наречия? Что они поясняют?

Поясняя место, на какие ещё вопросы может
отвечать наречие?

Где? Куда? Откуда?

Как? Каким образом?

– Можно выписать наречия, которые отвечают на
вопрос когда?

Когда?

– Ну и какие наречия остались? Что вы о них
скажете?

В какой степени? Насколько?

– А теперь давайте обобщим: когда наречия
поясняют глаголы они обозначают:

– место действия;

– время действия;

– образ действия.

Когда наречия поясняют прилагательные они
обозначают степень качества.

– Давайте, сравним наши выводы с правилом
учебника на странице 114.


5. Первичное закреплении. Фронтальная работа.

1. Работа по учебнику – стр.114 упр. 185. Выпишите
наречия обозначающие место и образ действия.
Задание выполняем цепочкой в громкой речи.

( Где? Вблизи, как? понемногу, как? наизусть, как?
навстречу, где? вдалеке, где? сзади,

как? навсегда, где? поблизости, как? сначала.)

2. Составить и записать предложения с наречием
время действия, место действия.

Взаимопроверка

6. Творческая работа.

– Восстановление строчек стихотворения
Ю.Мориц, используя слова для справок.

Слова для справок: нелегко, бескрышно, высоко,
пышно.

Трудно светиться и петь ______________________.

Там, где черёмухи светятся ___________________,

Там, где пичужки поют ______________________,

Кратенько век проживая _____________________,

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _____________________.

– Проверка.


7. Итог урока.

– Что мы узнали о новой части речи? Как вы
думаете всё ли узнали о наречии?

– Д/З. по выбору упр.187., упр. 186.