Факультативное занятие по математике во 2-м классе на тему: Решение нестандартных задач

  • Пензова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Тема: Решение нестандартных задач.

Цели:

1. Закрепить умение решать логические задачи.

2. Продолжить работу над развитием логического
мышления, памяти, внимания, оригинальности и
гибкости мышления, способности к анализу и
синтезу.

3. Воспитывать уверенность в своих силах,
чувства радости, успеха в учении, умение работать
в группе.

Тип занятия: повторение и закрепление ранее
полученных знаний.

Форма занятия: деловая игра “Сколько? Как? и
Почему?”

(На основе интеллектуальной игры “Что? Где?
Когда?”)

Формы работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: видеозапись, аудиозапись,
наглядность.

Оборудование: магнитофон, телевизор, чучело
совы, волчок, песочные часы, “чёрный ящик”,
жетоны.

I. Мобилизирующий момент

(На экране телевизора заставка совы и звучит
запись стихотворения)

О математика земная,
Гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе,
где мы будем играть в игру “Сколько? Как? и
Почему?” За игрой наблюдает умнейшая Сова. За
правильные ответы Сова будет вручать ордена
“Умнейшей Совы”.

В последнем раунде будут разыгрываться призы.

В игре принимают участие две команды: “Красный
стол”, “Зелёный стол”.

Чтобы узнать, кому предстоит первому вращать
“волчок” мы проведём разминку.

II. Разминка

(Каждой команде отводится время по 1 минуте)

Внимание, участники 1 команды!

1. Сколько гномов было у Белоснежки?

2. Летело стадо гусей: один впереди, а два позади;
один между двумя и три в ряд. Сколько было всех
гусей?

3. Девять девочек полили по одной грядке в
огороде. Сколько грядок полили девочки?

4. Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто
бежит впереди?

5. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а
потом ещё 1. Сколько цветов распустилось?

6. Назвать число, которое на 5 больше, чем пальцев
на 1 руке?

7. Шли 7 братьев, у каждого было по одной сестре.
Сколько шло человек?

Внимание, участники 2 команды!

1. Сколько сторон у квадрата?

2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги
спереди, 2 ноги – сзади. Сколько ног у животного?

3. Курица весит 2 кг, стоя на одной ноге. Сколько
она будет весить стоя на двух ногах?

4. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов.
Сколько бельчат сидело в дупле?

5. Дед, бабка, внучка, Жучка, кашка и мышка тянули,
тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз
увидело репку?

6. Две сардельки варятся 6 мин. Сколько времени
будут вариться 8 таких сарделек?

7. Где пальцев больше – на левой руке или правой
ноге человека?

III. Основной этап

Сегодня в интеллектуальном клубе с вами играют
жители г. Ангарска.

Раунд первый “Кубики”.

С вами играет ученик 3 класса, он хочет узнать,
насколько внимательны игроки в нашем клубе.

Задание:

(Ответ: второй кубик)

Раунд второй “Старинные часы ещё идут”

Со знатоками играет телезритель. А вот кто он по
профессии вы узнаете, если отгадаете загадку и по
отгадке сможете определить род занятий этого
человека.

Загадка

“Ног нет, а хожу,
рта нет, а скажу:
когда спать,
когда вставать”.

Часовых дел мастер за свою жизнь видел немало
разных часов.

— Какие виды часов вы знаете?

— А часовому мастеру запомнились его первые
часы, которые он смог починить, это были
старинные необычные часы и предлагает задание.

Прочитайте с помощью циферблата часов
зашифрованную в таблице пословицу.

Объяснить смысл пословицы.

(Без букв и грамматики не учатся и математике)

Музыкальная пауза

(звучит релаксационная музыка)

Раунд третий “Спорт, спорт, спорт”
(видеозапись)

Со знатоками играет учитель физкультуры.

Внимание на экран!

“Здравствуйте, уважаемые знатоки!” Сегодня я
хочу проверить вашу ловкость и смекалку на
интеллектуальной игре. Внимание вопрос:

На соревнованиях по стрельбе стреляют в мишень
с кругами. В каждом круге числа от 1 до 10. В какой
круг попал – столько очков и засчитывается. Один
стрелок выстрелил три раза и набрал в сумме 27
очков. В какие круги он попал, если два выстрела
пришлись в точности в одно место, а третий в
другое?

(Тут возможны два случая: если третья пуля
попала в другое место того же круга, то три
попадания в “девятку”; если третья пуля попала в
другой круг, то два выстрела в “десятку”, а один
в “семёрку”.)

Раунд четвёртый

Внимание! Чёрный ящик!

Отгадайте, какой предмет находится в чёрном
ящике.

Мы их любим, слушать и читать. Раньше их
сказывали, были сказители. Их почти не осталось.
Сейчас мы их читаем. Что это? (сказки)

Мы попали с вами в сказку, но злой волшебник
заколдовал нашу гостью. Давайте попробуем
отгадать, в какой сказке мы находимся и кто
приготовим вопрос.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак, я вернусь. (Золушка)

Вопрос:

В каждом из четырёх ящиков лежат волшебные
ленты: белая, красная, чёрная, зелёная. На каждом
ящике надписи, но ни одна из них неверная.
Отгадайте, какой цвет лент в каждом ящике?


БЕЛАЯ
ЗЕЛЁНАЯ ИЛИ БЕЛАЯ
КРАСНАЯ ИЛИ ЗЕЛЁНАЯ
ЧЁРНАЯ ИЛИ ЗЕЛЁНАЯ ИЛИ КРАСНАЯ

(Рассуждать начинаем с конца. В 4 ящике – белая, 3
ящике – чёрная, 2 ящике – красная, 1 ящике –
зелёная).

Раунд пятый

С вами играет повар нашей столовой.

Внимание на экран!

Уважаемые знатоки! Всё это время я вас угощаю
вкусными обедами, задачки с которыми я
сталкиваюсь во время приготовления обеда, решаю
сама. А сегодня я хотела бы узнать, сможете ли вы
решить мою задачу.

Внимание вопрос!

Трое дежурных – Вера, Оля и Таня помогали
убирать в столовой: ложки, стаканы, тарелки.
Известно, что Оля убирала ни ложки, ни стаканы,
Вера – ни стаканы. Что убирала каждая девочка?


ложки стаканы тарелки
Вера +
Оля +
Таня +

Раунд шестой

Письмо пришло от работника кондитерской
фабрики.

Помогите найти ответ!

Внимание вопрос.

Все любят конфеты, наполненные
шоколадно-ягодным сиропом. Как его туда залить?
Нагревать нельзя – расплавится шоколад.

Представьте, что вы изобретатели, какое решение
вы бы придумали.

(Ответ: сначала необходимо заморозить начинку.)

IV. Подведение итогов

Подходит к концу наша игра.

Пришло время подвести итоги.

(Подсчёт жетонов, Мудрая Сова награждает
победителей).

“Числа целые и дробные
Изучает математика
Потруднее биологии,
Но полегче, чем грамматика
И хитрить нам с ней бессмысленно,
И ругать её беспочвенно
Королева – математика
Помогает в жизни очень нам.