Познавательное занятие Путешествие с Брызгалкой

  • Набиулина Елена Анатольевна, воспитатель

Цели:

  1. Расширять знания детей о свойствах воды, о ее
    значении в жизни человека.
  2. Развивать навыки проведения лабораторных
    опытов, любознательность, закреплять знания об
    агрегатных состояниях воды.
  3. Развивать социальные навыки:договариваться,
    учитывать мнение партнера, отстаивать
    собственные мнения.
  4. Активизировать и обогащать словарь детей
    существительными, прилагательными и глаголами
    по теме.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  • Чтение “Русалочка» Г. Х. Андерсен, “Живая
    вода”, “Как утка землю добывала” сказки народов
    Сибири;
  • Наблюдение за снегом, льдом, рассматривание
    иллюстраций воды, репродукции Айвазовского.
  • Просмотр видеокассет “Серая шейка”,
    “Дюймовочка”.
  • Подвижная игра, “Какой бывает вода?”, “Море
    волнуется”.

Дидактические игры: “Круги на воде”,
“Кому нужна вода?”, “Куда течет вода?”. Загадки
о разных состояниях воды.

Ход занятия

Дети заходят в группу, там кругом брызги воды.
На полу, цветах, игрушках.

Педагог. Что это у нас такое на полу?
Цветах? Игрушках? Дети высказывают свои мнения и
предположения, откуда могли взяться капли
(дождик, кто-то пролил воду, накапало с потолка и
другое).

Появляется брызгалка (озорная девчонка с
лейкой и колокольчиком в руках, в волосах блестят
мокрые ленточки). Брызгалка хохочет, брызгает
ребят и приглашает в свою сказочную страну.

Брызгалка. Ой, только я забыла, как
называется моя страна. Ну, ничего, у меня есть
сказочный сундучок, в нем загадки и яркие буквы,
если вы правильно отгадаете, то из букв получится
слово, и я вспомню в какой стране я живу.

Загадки.

Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами, играя, прохладный … (ручеек).

Отгадав, дети получают букву “В”.

А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая …(река).

Дети получают букву “О”.

Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную грозовую … (тучу).

Дети поучают букву “Д”.

Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался…. (дождик).

Дети получают букву “А”.

Дети выкладывают слово В О Д А.

Брызгалка вспоминает, что она из страны воды.
Показывает видеокассету. Фрагмент фильма
“Рапсодия воды”.

Педагог. Как вы думаете, где в природе
можно встретить воду? Где на улице вы встречали
воду? Ответы детей (ручей, река, озеро, снег,
водопад, дождь, лужа и т. д. ).

Мозговой штурм. Представьте, что на
земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет?
Растения, животные, люди погибнут. Дети приходят
к выводу, что воду надо беречь!

Брызгалка. Да вода нужна всем, надо
чтобы ее было много. Попрошу-ка я своего друга
дождика лить целыми днями. Здорово будет, правда?

Дети не соглашаются и высказывают свои
предположения.

Подвижная игра “Капельки”.

Мы с вами капельки (каждый ребенок гуляет, где
хочет). Капельки встречаются друг с другом, и
получается ручеек. Дети берутся парами, ручеек
течет и впадает в море (дети делают большой круг,
взявшись за руки).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг
вытягивается в овал). А теперь представьте себе,
что воду наливали в кружку и поставили на горячую
плиту. Что будет происходить? (Вода будет
нагреваться). Каждый из вас – частичка воды. Ваши
ладошки такие горячие, что вам уже больно держать
друг друга за руки. А ваши руки опускаются, жара
заставляет вас активнее двигаться (дети бегают
по группе) – каждый из вас стал частичкой пара. А
теперь вас замораживают. Вам становится холодно.
Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе
друг к другу. Обнять друг друга, чтобы стало
потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже
нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как
частички воды льда. Мы с вами, как частички воды,
но каждый раз мы соединялись по-разному.
Расскажите, как связаны частички воды друг с
другом?

После рассказов педагог вместе с детьми делают
выводы.

  1. Вода в виде пара, связи между частичками воды
    нет, каждая движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды
    более сильные, но они очень гибкие, эластичные,
    поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей
    формы.
  3. Вода – в твердом состоянии, ее частички прочно
    связаны друг с другом: вода в твердом состоянии –
    лед.

Брызгалка. Я больше люблю воду в
жидком состоянии. Наберу в реке или луже и
поливаю, вот и вас угостить хочу, пожалуйста,
попробуйте! Предлагает детям пить грязную воду.
Педагог останавливает. Дети объясняют, что
нельзя пить грязную воду.

Педагог. Ребята, какие полезные
напитки можно пить?

Словесная игра “Съедобная
жидкость”.

Дети называют полезные напитки: морс, кисель,
компот, сок, травяной чай, кефир и т. д.

Брызгалка. Я с вами поиграю, если
полезный напиток – хлопаем, если нет – топаем.
Брызгалка специально путает детей.

Педагог. Брызгалка, а кто живет в твоей
стране?

Брызгалка. Овощи, фрукты, растения,
животные, люди.

Педагог. Ребята, а почему овощи и
фрукты живут в стране воды?

Дети. Потому что они все содержат воду.
Да и в человеке есть вода. Он 2/3 содержит ее (схема
“Сколько в тебе воды?”).

Педагог. А вы знаете, в каких растениях
больше всего воды?

Дидактическая игра “ГДЕ БОЛЬШЕ
ВОДЫ?”

Дети распределяют карточки: водоросли,
апельсин, банан, яблоко и другие растения по
местам от большего количества воды к меньшему.

А как можно узнать в каком фрукте или овоще
больше воды (выдавить из него жидкость). Это мы с
вами сделаем в центре кулинарии.

Брызгалка. С водой волшебницей,
происходит много чудес.

— Вот, как вы думаете, вода может удерживать
разные предметы?

— Может ли проходить через разные предметы? Это
мы попробуем узнать в каких центрах?
(“Естествознание” и “Песок и вода”).

— Можно ли рисовать на мокром листе бумаги? Это
можно узнать в каком центре? (“Искусства”).

Дети выбирают, в каком центре активности они
будут заниматься.

Работа в центрах.

  1. “Искусство” — нетрадиционное рисование
    мыльной пеной. Может ли вода растворить мыло? Что
    получится? Как можно это использовать?
  2. “Кулинария” — выжимание сока. Какой фрукт
    содержит больше воды? Что легче выдавливать
    апельсин или яблоко? Почему? Что можно
    использовать для выжимания сока?
  3. “Естествознание” — опыты с апельсином, яйцом.
    Почему сырое яйцо тонет, а вареное нет? Какое
    легче? Почему в солевом растворе сырое яйцо не
    тонет?
  4. “Песок и вода” — опыты с тканью (шелк, шерсть,
    ситец). Что быстрее впитывает воду? Игра “Тонет –
    не тонет” (дерево, пенопласт, металл, пластмасса).
    Почему тонут металлические предметы?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Брызгалка колокольчиком
приглашает всех на обсуждение занятия. Дети
рассказывают, что нового они узнали? Что больше
всего им понравилось?

Брызгалка дарит детям новые игры, капельки на
ниточках и предлагает в следующий раз узнать:
“ВОДА – ЭТО ДРУГ ИЛИ ВРАГ?”