Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов

  • Квашнина Светлана Александровна, педагог-психолог

Конфликты являются частью повседневной жизни.
Многие люди практически каждый день оказываются
втянутыми в тот или иной конфликт. Школьная жизнь
буквально насыщена педагогическими конфликтами.
Педагогические конфликты – это особая группа
конфликтов. Н.В. Самоукина выделяет 3 больших
группы педагогических конфликтов, одну из
которых составляют конфликты взаимодействия
учащихся и педагогов, учащихся между собой.
Именно такие педагогические конфликты
рассматриваются в программе тренинга. Умение
решать конфликты относится к коммуникативным
способностям.

Коммуникативные способности являются частью
профессиональной культуры педагога. Высокий
уровень их развития, умение правильно
реагировать в сложных ситуациях на уроке и вне
определяет профессионализм педагога, а также
умение сохранить собственное здоровье. Навыки
конструктивного поведения педагога в
конфликтных ситуациях являются “техникой
личной психологической безопасности” в
профессиональной деятельности. Поэтому каждому
учителю необходимо знать о психологической
природе конфликта, его структуре, эффективных
способах разрешения. Американский исследователь
М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к
развитию общества, стимулируют поиск решения
проблем. Кроме того, конфликт малой
интенсивности, разрешенный мирными средствами,
может предотвратить более серьезный конфликт.
Замечено, что в тех социальных группах, где
довольно часты небольшие конфликты, редко
доходит до насилия. Вопрос заключается в том, как
разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к
урегулированию конфликта:

1) одна из сторон (все стороны) стремятся
одержать победу.

В данном случае стороны исходят из отсутствия
общих интересов. Каждый участник стремится силой
заставить другого подчиниться. Ориентация на
победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя
проблему нерешенной.

2) участники конфликта игнорируют его наличие и
бездействуют (односторонние действия.)

Происходит в данном случае игнорирование
наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а
затем к стихийным внезапным формам его
разрешения, часто сопровождающегося агрессией.

3) с помощью третьей стороны или без нее
участники обсуждают проблему, которая вызвала
конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (
совместные действия).

Таким образом, цель урегулирования конфликта
заключается в том, чтобы направить участников на
поиск взаимоприемлемого решения.

В качестве адекватных методов профилактики
конфликтов выделяют следующие:

  • ранняя диагностика конфликта и выявление его
    причин, с тем чтобы не допустить его разрастания;
  • выплескивание, “разрядка” негативных эмоций
    через виды деятельности, не причиняющие вреда
    оппоненту;
  • изменение характера восприятия участников
    конфликта;
  • метод последовательных взаимных уступок;
  • переговоры участников конфликта;
  • обращение к посреднику, арбитру.

Одна из распространенных форм профилактики
конфликта – тренинг. Тренинг – одна из форм
активного обучения, результатом которой
является освоение участником каких – либо форм
поведения. На тренинге участник получит знания о
психологической природе конфликта, его
структуре и динамике, эффективных способах
разрешения. В ходе тренинга педагоги обучаются
основным способам разрешения возникающих
педагогических конфликтов:

  • картографирование ( составление карты
    конфликта);
  • выработка альтернатив конфликтному поведению;
  • переговоры;
  • посредничество.

Цель тренинга:

предоставление возможности педагогам,
участникам занятий получить теоретические
знания и практический опыт конструктивного
разрешения педагогических конфликтов.

На тренинге моделируются реальные ситуации из
педагогического опыта, в ходе обсуждения которых
педагоги приобретают навык анализа ситуации,
ищут компромиссное решение в конфликте с
учениками. Специфика программы данного тренинга
в том, что участники обучаются не только умению
анализировать конфликт, но навыкам
посреднической деятельности при разрешении
конфликта, что актуально в школьной жизни. В
основе содержания программы лежит проблема
взаимоотношений таких субъектов
образовательного процесса, как учитель и ученик.

Задачи:

  • предоставить теоретическую информацию о
    конфликтах и их причинах, об особенностях
    педагогических конфликтов;
  • обучать способам анализа и методам нахождения
    решения в конфликтной ситуации;
  • помочь участникам скорректировать свое
    поведение в сторону снижения его
    конфликтогенности;
  • способствовать формированию навыков общения,
    умения слушать, высказывать свою точку зрения,
    приходить к компромиссному решению;
  • развивать умения и навыки командного
    взаимодействия.

Программа тренинга состоит из 7 занятий. Первое
занятие – “ На старте” – вводное, своеобразный
фундамент, на котором строится дальнейшая работа
группы. Цель этого занятия – создание
благоприятных условий для работы в группе:
сплочение группы, выработка правил работы,
создание атмосферы открытости,
доброжелательности, взаимодействия,
положительной мотивации и настроя на работу. В
ходе занятия могут быть использованы различные
игровые методы и упражнения, приемы
саморегуляции (релаксационные техники),
направленные на достижение заявленной цели.

Последнее занятие – “ Финал” – посвящается
обсуждению результатов тренинга, итогов работы
группы и рефлексии своего участия. Упражнения,
подобранные ведущим, должны быть направлены на
завершение групповой работы.

Сценарии остальных занятий представлены в
программе. На каждом занятии желательно
применять упражнения на релаксацию, обучать
педагогов навыкам саморегуляции. Подбирает эти
упражнения ведущий.

Программа тренинга может быть скорректирована
в зависимости от специфики группы и ее запросов.


Условия для реализации
программы

Требования к ведущему тренинга:

Занятия проводит психолог, имеющий:

  • психологическое образование;
  • опыт проведения тренинговых групп;
  • опыт участия в тренинге.

Требования к помещению: это может быть
просторная комната (класс без парт), в которой
предусмотрено место для работы над письменными
заданиями, место для проведения упражнений.

Количественные и качественные характеристики
группы: программа рекомендуется в форме
групповых встреч в рамках педагогического
коллектива школы на добровольной основе. Таким
образом, участники тренинга – педагоги одной
школы. Оптимальная численность группы – 10–15
человек.

Временные характеристики: тренинг рассчитан на
7 занятий по 2–2,5 часа (14 часов). Это могут быть
встречи 2 раза в неделю в течение месяца. Другой
вариант организации, наиболее оптимальный, в
форме погружения, проводимый в каникулярное
время по 5 часов в день в течение 3 дней.

Если требуется дополнительная проработка
какой-либо темы, программа может быть расширена с
помощью дополнительных занятий.

Формы работы и принципы:

Для реализации цели используются следующие
приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог,
диагностика, моделирование ситуаций,
мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое
обсуждение.

Работа организуется в таких формах, как
индивидуальная, работа в парах, в малых группах,
работа всей группы.

Все это позволяет реализовать принципы
тренинга:

  • принцип максимальной активности,
    предполагающий максимальный уровень
    включенности каждого участника группы. Принцип
    активности опирается на идею о том, что человек
    усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит;
    70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает
    сам. Упражнения и задания сконструированы таким
    образом, что позволяют активно участвовать в их
    выполнении всем членам группы.
  • Принцип максимальной достоверности информации,
    который обеспечивается тем, что средством
    извлечения знаний является собственная
    деятельность участников, предметом обсуждения
    являются наглядные факты – примеры из реальной
    жизни.
  • Принцип активной исследовательской позиции
    каждого предполагает, что каждое упражнение и
    задание – повод для анализа действий и
    переживаний участников.

Таким образом, в основе принципов тренинга
лежит активный исследовательский харатер
поведения участников.

Основной упор в занятиях делается на работу в
малых группах. Основной прием работы – ролевая
игра, в игре участники проигрывают роли и
ситуации из педагогической практики.

Так как большая часть заданий выполняется в
подгруппах, ведущий использует игровые способы
деления участников: по дням рождения, по стажу
работы и т.д. На каждом занятии используется
упражнение – энергизатор, цели у которого могут
быть самые разные: снять напряжение,
расслабиться, установить дружескую атмосферу,
отдохнуть, разогреть группу, настроить на
последующую работу, активизировать групповую
динамику и др.

Занятия строятся по единой структуре:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основное содержание занятия.
  4. Рефлексия прошедшего занятия.
  5. Ритуал прощания.

Оборудование и материалы: стулья (по
количеству участников), бумага для записей,
ручки, бланки для проведения тестирования,
магнитофон с записью релаксационных композиций.

Ожидаемые результаты: умение
вырабатывать педагогами адекватные способы
поведения в конфликтной ситуации и эффективные
способы разрешения конфликтов.

Эффективность программы: оценку
эффективности отражают отзывы педагогов о
тренинге, результаты анкетирования участников.
Участниками тренинг оценивается как дающий
реально полезные знания, навыки не только в
профессиональной сфере, но и в повседневной
жизни. По мнению участников, они получили навыки
анализа собственного профессионального
поведения и поступков, возможность посмотреть на
отношения “учитель – ученик” другими глазами,
улучшить отношения с учениками.

Приложение