Утиные истории на острове Химия

  • Шабаршин Валентин Михайлович, доцент кафедры химии

При проведении кружковой работы по химии со
школьниками младших классов мне пришлось
столкнуться с тем, что для школьников младшего
возраста практически нет сценариев спектаклей,
герои которых были-бы интересны современному
школьнику, были бы его сверстниками, спектаклей,
насыщенных доступными, интересно обыгранными
опытами. Предлагаю вашему вниманию сценарий
спектакля “Утиные истории на острове “Химия”,
который сыграли члены кружка химии “Боразон”,
руководимом мною, перед Новым Годом, в конце
второй четверти. Спектакль был весьма успешен,
однако потребовал длительной подготовки. На всех
этапах: конструировании сценария, репетировании
сцен, обеспечении безопасности, техническом
обеспечении и проведении спектакля значительную
помощь оказали студенты
еестественно-географического факультета
Липецкого государственного педагогического
универстета, члены учебно-научной группы, они же
члены курса по выбору “Проведение кружковых
занятий по химии в младших классах”.

Методические указания к проведению
спектакля

Сценарий подгоняется под реальное число
“артистов”. Никого нельзя оттталкивать. Если у
учащегося нет ни голоса, не развита речь, память,
но он хочет играть, дайте ему роль. Пусть это
будет роль, условно говоря, богато одетого,
красивого “подсвечника” или колонны, которая
стоит весь спектакль и молчит, но стоит на
СЦЕНЕ!!!.

Последующая практика показала, что удобно
провести спектакль сразу после каникул. На
каникулах ребята не так загружены и с
удовольствием репетируют.

Все реплики сначала отрабатываются один на
один с каждым учащимся. Не собирайте на первые
репетиции много ребят, будет шум, гам, стычки
ребят. Они пока ещё не могут долго сидеть смирно
без дела, пока руководитель репетирует с кем-то
другим. Добейтесь, чтобы актеры говорили, глядя в
зал, а не друг на друга, громко и четко. Сядьте в
школьном зале на задний ряд и послушайте, как
говорят актеры. Добейтесь, чтобы вы их слышали “с
запасом”. На реальном спектакле в зале будут ещё
“жужжащие” зрители.

Не связывайтесь с микрофоном. Если в зале нет
технической возможности обеспечить каждому
микрофон, а это, сорее всего, так и есть, передача
микрофона из рук в руки только затянет спектакль.

Все опыты тщательно отработайте. Так как в
спектакле используются потенциально опасные
реактивы, все реактивы готовят члены технической
команды, они же члены группы техобеспечения
спектакля, находящиеся во время его проведения
за кулисами.

После отработки текста, интонаций, с каждым
актером отдельно и с участниками каждой
мизансцены, проведите не менее двух репетиций.
Опыты на генеральной репетиции можно не
проводить наяву, заменив растворы — водой,
вещества — комочками бумаги и т.д.

Так как головы дракона “изрыгают” пламя
вблизи от кулис привлеките на роль дракона двух
старшеклассников или студентов, проследите,
чтобы пламя из трубок направлялось только на зал,
а не на кулисы. Держите наготове огнетушитель.

В ходе генеральных репетиций зафиксируйте
время каждой мизансцены и длительность
фрагментов композиций для музыкального фона. Не
старайтесь сделать точную посекундную
запись-нарезку каждого музыкального фрагмента в
соответствии со временем того или иного эпизода.
Для того, чтобы спектакль шел во времени секунда
в секунду нужно слишком много репетиций, которых
у вас не будет. Сделайте две аудиопленки или два
CD-диска с нечетными и четными композициями
музыкального сопровождения и пусть музыкальный
техник, следя за ходом спектакля, сам регулирует
когда перейти к следующей компзиции, когда
убрать звук, а когда повысить мощность звучания. .

Не допускайте после спектакля, чтобы зрители
проникли на сцену, а особенно, к столам с
реактивами и оборудованием. Они могут постардать
от контакта с реактивами. Кроме того, часть из
них, а также “ценные вещи” могут исчезнуть.

После спектакля обязательно поздравьте всех
участников с успехом. Не разбирайте, кто и где
ошибся. Главное, что спектакль состоялся. Дайте
ребятам порадоваться. Разделите с ними их успех.
Разбор “полетов” (рефлексивный анализ)
проведите на следующий день, а пока при
раставании попросите ребят подумать, что
получилось очень здорово, что похуже, что надо
сделать, чтобы спектакль стал ещё лучше.

Обязательно сделайте видеозапись спектакля,
желательно цифровой видеокамерой с щаписью на
флеш-карту. Запись спектакля дети с
удовольствием посомтрят на ближайшем занятии
кружка. Сделайте копию записи на DVD-диск и отдайте
им для переписи в свой домашний архив.

Организуйте фотосъемку спектакля. Пригласите
фотографа с хорошей пленочной камерой и хорошей
вспышкой. Качество съемки “мыльницей” невелико.
Не стремитесь снимать цифровой камерой, если она
не зеркальная. Обычной цифровой камерой хорошо
снимать на улице. В помещении при плохом
освещении репортажные снимки на ней получаются
плоховато.

Сделайте фотогазету по итогам спектакля на
следующий день или, в крайнем случак, через день.

Сценарий спектакля

Введение:

Ведущий: Здравствуйте ребята! Меня зовут Уолт
Дисней. Моя профессия сочинять и рассказывать
сказки и делать по ним мультфильмы. Все вы знаете
мой цикл сказок “Утиные истории”. Знаете? А
помните ли вы действующих лиц этих сказок?
Помните? Давайте вместе вспомним, главных героев
этих потрясающе интересных мультфильмов. Кто там
играет положительных героев? Правильно: дядюшка
Скрудж, пилот Зигзаг, племянники Билли, Вилли и
Дилли, нежная девочка Поночка. А плохих?
Правильно, мамаша Гавс и братья Гавс. Итак,
сегодня мы с вами вновь встретимся с вашими
любимыми героями. Смотрите очередную сказку из
этого цикла “Утиные истории на острове “Химия”.
Перед вами выступают члены химического кружка
“Боразон”, школьники пятых классов нашей
гимназии № 12. Начинаем. Крибле!!! Крубле!!! Крабле!!!

Сцена № 1 Падение

На заднике заставка — гористый берег.Раздается
звук летящего самолета, мотор которого работает
с перебоями. Через весь зрительный зал пролетает
“самолет” с членами команды дядюшки Скруджа.
Пропеллер держит и крутит один из племянников
Скружда — Билли. Колеса держит второй племянник —
Дилли. Руль самолета, держит Зигзаг. Крылья
держит третий племянник — Вилли. Хвост держит
Поночка.

Из “самолета” слышны крики:

Поночка: Мы опять падаем.

Скрудж: Выбирай место для посадки.

Зигзаг: Я ничего не могу сделать. Племянники:
А-а-а, мама, я боюсь. Кричат все.

Удар и тишина. Самолет врезался в берег острова
(сцены). Члены команды падают в живописном
беспорядке. Первым приходит в себя и выползает на
четвереньках (на полусогнутых) лицом к зрителям
дядюшка Скрудж. Он говорит, обращаясь к Зигзагу:

Скрудж: Я тебя уволю!!!

Зигзаг (держится за руку): Я все исправлю.

Племянники тушат останки самолета направляют
порошковый огнетушитель на обломки, хлопают по
“пламени” тряпками.

Поночка: Что у тебя с рукой? Дай я посмотрю.
Ой, он же ранен. Надо спасать Зигзага. Судя по
всему, у него внутреннее кровоизлияние, гематома.
Нет, ему туда вонзился осколок пропеллера. Если
его не убрать и не выпустить лишнюю кровь, он
может погибнуть. Где наша аптечка? Несите кресло
из самолета.

Вилли тащит аптечку. Технический персонал
ставит журнальный столик для реактивов.

Поночка: Все вышли вон, Мальчишки, вы мешаете
мне работать.

Племянники уходят в разные стороны за кулисы.

Как бы мне не забыть, как это делается? Ну-ка,
вспомним. Берем нож, дезинфицируем его. Для этого
протираем ваткой, смоченной спиртом. Далее,
раствором йода стерилизуем операционное поле.
Вот у меня ватка, смоченная раствором йода, он
рыжего цвета. Ваткой протираю место, где буду
резать. Теперь, разрезаю и вынимаю осколок (пинцетом
вынимает зубочистку
) и зашиваю (шьет рану
иглой). Ой, какая рана большая. Мы рискуем надолго
остаться без пилота. Придется применить мои
секретные познания методики российских волхвов.
Дезинфицирую руки спиртом (моет руки раствором
тиосульфата
) накладываю на рану, соединяю себя
с космосом и залечиваю. Раз, и никакого шва.

Кампания ликует.

Поночка: Ну-ка, вставай, хватил лентяйничать,
ты уже здоров. Пойдем немного прогуляемся,
подышим воздухом после операции.

Зигзаг и Поночка уходят за кулисы, где смывают с
себя реактивы, использованные для “лечения”.
Скрудж собирает вокруг себя племянников.

Скрудж: Итак, нам надо получить ответы на
следующие вопросы. Где мы? Что с самолетом? Что
делать? Где нам спать? На воздухе уже холодновато,
как никак декабрь.

Билли: Дядюшка Скрудж, я только что залез на
гору и осмотрел окрестности. Дядя, это не
континент. Кругом океан. Это остров.

Дилли: Дядюшка Скрудж, я нашел пещеру. Она
недалеко от места падения. Там можно
переночевать.

Появляются Зигзаг с Поночкой.

Зигзаг: Самолет почти в полном порядке.
Сломаны только пропеллер, крылья и колеса. Их
надо где-нибудь раздобыть и можно взлетать.

Скрудж: Легко сказать, да трудно сделать. Ну
что ж, утро вечера мудренее. Дилли, показывай свою
пещеру.

Все уходят.

Ведущий: Вот так то вот наши друзья очутились
на острове “Химия”.

Сцена № 2 Пещера

Поночка, мне так холодно, я ужасно замерзла.
Зигзаг, миленький разведи костер. Племянники
дружно разбредаются по сцене и ищут дрова.

Вилли: А вот и дровишки.

Зигзаг: Откуда дровишки?

Вилли: Из лесу, вестимо.

Зигзаг: Есть спирт (достает спиртовку), я
немного слил из топливного бака самолета. Но
спичек нет. Да, спичечек нет, и чем тут зажжешь?

Дилли: А зачем спички? Спичками только
обычная публика пользуется. Мои друзья, химики,
все делают как китайцы, едят палочками и зажигают
палочками. Вот и у меня есть зажигательная
стеклянная палочка. Обычная стеклянная палочка,
разве что немножечко волшебная. Сейчас мы ее
немножко активируем и да будет огонь (фитиль
спиртовки предварительно посыпается солью
натрия, чтобы пламя было желтым и его было видно с
дальних рядов). Зажигает спиртовку палочкой.

Племянники как всегда, начинают препираться.

Вилли: подумаешь, палочкой зажег. Я могу и без
палочки костер зажечь. Все костер водой заливают,
а я могу костер водой зажечь. Зажигает костер из
сложенных щепочек и стружек несколькими каплями
воды.

Билли (смеется): Что это у вас за костры? Со
второго ряда в зале не видно. Как зажигалось
водой, так и получился “водянистый огонь”.
Слабовато. Хотите, покажу, как надо костер
зажигать? Вот вам. Пытается зажечь костер,
используя шприц с глицерином. И тут же отходит.
Огня нет. Дилли и Вилли начинают смеяться над
Билли. Но в это время загорается костер. Пламя —
высокое. Все уважительно смотрят на Билли.

Поночка: Спасибо, Билли. Твой костер самый
теплый.

Зигзаг: А что мы будем есть?

Поночка: Но ведь у нас есть неприкосновенный
запас. Как раз для таких случаев как сегодня.

Скрудж: Поночка, раздай по одной порции. Но не
более. Неизвестно, сколько мы здесь пробудем. Поночка
выдает всем по конфете “Чупа-чупс”. Вся кампания
дружно сдирает обертки и начинает сосать
конфеты.

Скрудж: А теперь быстро спать. Неизвестно, что
нас ждет завтра. Давайте быстро укладываться.

Ведущий: Итак, первый день на острове
“Химия” прошел не так уж и плохо. Никто, кроме
Зигзага, серьезно не пострадал. Да и того удалось
не только спасти, но и быстро вылечить. Вся
команда сыта, спит в тепле Но тревога не
оставляла героев даже во сне. Состояние самолета
было плачевным. Поэтому, с утра наши герои сразу
отправились на поиск недостающих частей
самолета.

Сцена № 3 “Огнедышащие драконы

Вилли: Дядюшка Скрудж. Я как проснулся,
прогулялся вглубь пещеры. Мне кажется, что эта
пещера другим своим концом выходит к жилым
местам. Здесь же должны жить люди.

Скрудж. Ну что же, попробуем исследовать этот
ход. Другого пути все равно нет.

Члены команды выстраиваются в цепочку и друг за
другом уходят со сцены. Затем они появляются в
конце зала и пробираются по проходу мимо кресел
как по подземному ходу.

На сцене появляется двухголовый дракон (2
человека. В одной майке с трубками в руках).

Ведущий: Ребята, вы думаете, что это люди на
сцене. Как бы не так они только с виду выглядят
как люди. На самом же деле, это огнедышащие
драконы. Они поставлены охранять ценную вещь —
пропеллер.

Племянники и Поночка кричат: Ура! Вот и
пропеллер. Мы спасены!

Ведущий: Но оказалось, что заполучить пропеллер
не так то уж и просто.

Драконы: Фу, фу, что-то утятиной пахнет (говорит
одна голова другой
). Кажется, у нас гости. Залп?
Залп (жизнерадостно говорит вторая голова).
Драконы изрыгают два языка пламени. Племянники
испуганно отшатываются.

Одна из голов дракона: Что приперлись сюда,
птенчики?

Поночка: Извините, пожалуйста. Не могли бы Вы
помочь нам в нашей беде. Наш самолет разбился. И
нам очень нужен ваш пропелер, чтобы починить
самолет.

Вторая голова: А она симпатичная. Может быть
не будем их жечь и поможем?

Первая голова: Но не бесплатно. Бесплатный
сыр бывает только в мышеловке. Первая:
Согласен.

Обе головы: Итак, чтобы получить этот
пропеллер, вы должны отгадать наши загадку.

Племянники: Мы согласны, загадывайте.

Первая голова: Вот моя загадка: Как из воды
сделать вино?

Билли: Подумаешь, придумал. Разве это загадка.
Берем стакан с водой и выливаем в другой пустой
стакан. Вот вам и вино, алкоголики вы наши!

Вторая голова: Нашел, что загадать. Видишь
какие крутые парни. Так ведь они и выиграть могут.
Вот я загадаю, так загадаю. Ну-ка, отгадайте
загадочку. Как из воды сделать (задумывается и
смотрит на пропеллер) …. не скажу, но что-то.
Думайте. Ха-ха-ха. Говорит второй голове: Ну,
уж эту загадку им не отгадать. Племянники
задумываются
.

Скрудж торопит их: Ну что заснули, что ли,
быстрее отгадывайте. Нам еще шасси и крылья
искать.

Вилли: а как отгадать, дядюшка, ведь он так и
не сказал нам, что надо получить из воды. Скрудж
(раздраженно): Ну что такого умного могли
придумать эти пресмыкающиеся. У них в голове
кроме огня и вони всего лишь по одной извилине. Вы
видели, куда он смотрел, прежде чем загадать
загадку? На пропеллер! А что там нарисовано? Три
полоски — красная, белая и синяя. Вот вам и
подсказка. Ну-ка, скажите мне, то любят драконы? Поночка:
вино, молоко и чернила?

Скрудж: Правильно, вот и делайте! Вас на
занятиях по химии учили. Учили! Вот и химичьте.

Вилли: Дядюшка, можно я сделаю. Наливает
разной “воды” в три банки на два литра,
приговаривая, вот вода, снова вода, и опять вода. Бестолковый
дракон соглашается с ним, кивая головами
: вода,
вода, вода.

Вилли: А теперь во все три стакана просто еще
доливаем воды. Получаем в одной банке вино, в
другой — молоко, в третьей — чернила. Довольны. Вы
про это загадывали загадку?

Дракон, изумленно: Вот тебе и на тебе.
Отгадали. Понурив головы, отползает с позором:
Раз уж вы такие умные, забирайте пропеллер. Пусть
вам повезет больше, чем мне.

Ведущий: Тело у драконов большое, а голова
маленькая. В таких головах всего по одной загадке
и уместилось.

Сцена № 4 В “гостях у семейства Гавсов

Ведущий: Всю ночь бедный Зигзаг ремонтировал
самолет. Племянники по очереди стояли в дозоре.
Наутро Гавсы сообразили, что команде Скруджа
острова никуда не убежать и организовали
детальное прочесывание местности — зачистку.
Прочесывая местность, Гавсы постоянно ругаются.

Мамаша: Болваны! Недоумки. Не умеете хранить.
Любой лох может у Вас украть, что угодно. Да ведь и
поймать не умеете. Такая возможность отомстить
Скруджу, и ту упустили. Дилли замечает
крадущихся Гавсов, будит Скруджа и шепчет: Гавсы
совсем близко. Что делать?

Скрудж: Зиззаг — запускай двигатель. Поночка и
Вилли — быстро с Зигзагом в самолет. Билли и Дилли
— отвлеките Гавсов на несколько минут. Четверо
уходят к самолету. Двое племянников ждут, приняв
боевые стойки. В этот момент Гавсы замечают
команду Скруджа и кричат.

Гавс 1: Вот они!

Гавс 2: Держи их.

Гавс 3: Хватай!

Мамаша: Болваны! Кто же кроме вас будет их
хватать? Колотит братьев по мягким местам
половником. Братья изображают бег на месте.

Племянники: Билли Пускай в ход наше
секретное оружие. Ставь огненную завесу.

Дилли: Бросает натрий в воду в банке,
установленной на столике. Кричит: Разбегайся,
Взорвемся! Сгорим!

Гавсы, мамаша и братья: Атас!!! Смывайся!
Пожар!!!

Билли и Вилли убегают, прыгают в самолет и
Зигзаг, не мешкая, поднимает машину в воздух.
Самолет улетает по проходу актового зала.
Гавсы
бессильно грозят ему в след кулаками.

Гавс1: Мы вам еще покажем!

Гавс 2: Скрудж, хоть ты и улетел, но твой банк
летать не может!

Гавс 3: Все твое золото будет нашим! Мамаша:
Чем грозиться попусту, лучше бы химию учили.

Финал

Звучит мелодия: Я хотел бы ветром встать и над
Землей лететь…”.

Ведущий: Жаль, конечно, но все, когда-нибудь
кончается, сказки — тоже кончаются. Смелая
команда дядюшки Скруджа улетела свершать новые
подвиги. А братья Гавс, надеемся, послушают совет
своей мамочки и начнут серьезнее относиться к
своим учебным делам, в том числе к такой
серьезной и нужной науке, как химия.

Спасибо Вам, наши зрители за ваше терпение. С
наступающим Новым годом Вас! Счастья и здоровья.
А теперь поприветствуем наших актеров, членов
химического кружка “Боразон” гимназии № 12:
дядюшку Скруджа, милую Поночку, смелого пилота
Зигзага и т.д. (перечисляются все персонажи,
наываются их имена и фамилии, класс)

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5