Значение двигательной активности и игровой деятельности для детей младшего школьного возраста

  • Сиротина Ольга Петровна, учитель физической культуры

Процесс научно-технической революции делает
все более явной необходимость воспитания
активного и самостоятельного человека, умение
самому ориентироваться в потоке информации. Эта
необходимость становится ведущим направлением в
развитии нашей школы. Физическая культура
содействует всестороннему, гармоничному
развитию личности. Недостаточно научить
человека грамоте, основам наук — необходимо
заложить фундамент здоровья, умения владеть
своим телом, уметь расслабляться и включаться в
работу, переносить физические нагрузки.

Сегодня идет учиться уже не первое поколение
детей, выросших при новой государственной
системе в Российской Федерации. Они выросли в
условиях изменившейся социокультурной среды.
Они во многом отличаются от учеников 80-90х годов, и
не учитывать это невозможно

Прежде всего, у детей одной возрастной
категории сегодня часто отличаются паспортные и
физиологические возраста. Естественно,
отличается и уровень развития, и степень
эмоциональной и психологической готовности к
началу учебы. Однако, отличаясь друг от друга,
современные дети обладают рядом общих для них
качеств. Во-первых — это бессистемная
информированность практически по любым
вопросам. Сегодня через всевозможные источники
дети практически насильно загружаются
информацией. Стоит отметить, что информация
носит часто противоречивый характер, что
вызывает у детей состояние тревожности и
неуверенности или равнодушия. Следующим
качеством современных детей стоит назвать
ощущение своего “Я” в мире, которое чаще всего
переходит в чувство собственного достоинства и
самоуважения, а следствием этого является более
свободное и независимое поведение, чем у детей в
прошедшие годы. Поэтому, обучение детей по
подгруппам в нашей школе позволяет найти
индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом
его личных особенностей и дать возможность
проявить себя на каждом уроке. И еще одним из
качеств, к сожалению, является слабое здоровье.
По данным медицинского осмотра в 2004-2005 учебном
году в нашей школе около 70% детей имеют
отклонения в состоянии здоровья.

Отдельно хочется отметить, что современные
дети в подавляющем большинстве перестали играть
в коллективные “дворовые” игры. Их заменили
телевизор и всевозможные компьютерные игры. Как
следствие дети приходят учиться, не обладая
навыками общения и практически не
социализированными, то есть плохо понимающими,
как вести себя в коллективе сверстников, какие
существуют нормы поведения.

И если учесть, что в дошкольном возрасте
игровая деятельность является ведущей, то один
из неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается
ребенок, переступая порог школы — это запрет на
движение. Но так резко ребенок перестроиться не
может. Являясь фактором сохранения постоянства
внутренней среды, двигательная функция
обеспечивает быструю адаптацию организма к
изменяющимся условиям его существования. Вместе
с тем, работая мышцами, ребенок не только
расходует, но и копит энергию, которая дает ему
возможность строить тело, мозг, интеллект. В
период интенсивного роста и развития ребенка
ведущей для развивающего организма является
костно-мышечная система, а все остальные
развиваются в прямой зависимости от нее, в том
числе и головной мозг.

В современной начальной школе умственная
деятельность по-прежнему относится к числу самых
трудных для детей, чьи клетки коры головного
мозга обладают еще относительно низкими
функциональными возможностями, и потому большие
нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того,
для успешного обучения необходимо наличие
устойчивой концентрации возбуждения в коре
головного мозга, а младшим школьникам
свойственны неуравновешенность нервных
процессов, преобладание возбуждения при
относительно слабых процессах активного
внутреннего торможения. Учебная работа требует и
длительного сохранения вынужденной рабочей
позы. Вследствие этого, нагрузка на позвоночник
колоссально возрастает. Переключение ребенка на
естественные виды физической активности
является для него в этих условия настоящим
“спасательным кругом”. Таким образом, в режиме
дня современного школьника соотношение между
динамическими и статическими нагрузками не
сбалансировано, резко преобладает статическое
напряжение. При интенсивной или длительной
умственной деятельности у школьников начинает
развиваться утомление. Это является защитной
реакцией организма. Но признаки утомления
(усталость, рассеянность внимания, увеличение
числа ошибок, двигательное беспокойство, частые
отвлечения, нарушение координации) исчезают во
время отдыха. Наша школа работает в режиме
полного дня, поэтому очень важно сбалансировать
нагрузку не допустив переутомления детей.
Средняя потребность детей школьного возраста в
двигательной деятельности составляет не менее
12-16 часов в неделю. Традиционные уроки
физкультуры способны компенсировать лишь 11%
суточной нормы двигательной активности ребенка.
Поэтому каждый день в нашей школе начинается с
зарядки, которая проводится под музыку. С
прошлого года введен дополнительный третий урок
физкультуры. После обеда дети идут на часовую
прогулку. И во второй половине дня они посещают
бассейн или занимаются хореографией. Это
составляет окло70% необходимой двигательной
активности. Так, по данным анкетного опроса,
свободного времени учеников начальной школы
проводят более 1часа на свежем воздухе 17%, а менее
1часа 39%. В выходные дни пребывание на улице
оказывается продолжительнее у 59% детей. Но многие
дети считают прогулкой хождение с родителями по
магазинам. Интересы мальчиков и девочек в выборе
игры в свободное время различны: мальчики
ограничиваются небольшим запасом игр и отдают
предпочтение играм с мячом — футболу и хоккею по
упрощенным правилам. Игровая деятельность
девочек характеризуется более разнообразными
двигательными действиями. Примечательно, что в
младшем школьном возрасте дети принимают 70%
решений относительно участия или неучастия в
физической активности, исходя из субъективно
оцениваемого ими уровня своей подготовленности.
Кроме того, ставя в ответах о своих любимых
занятиях физические упражнения, подвижные игры
на одно из первых мест, дети реально уделяют им не
так много времени. Как основные занятия в
свободное время дети называют все-таки телевизор
и игру на компьютере. По данным анкетного опроса
родителей во внеурочное время двигательной
активностью (спортивные секции, танцы) заняты не
более 10% детей, а около 30% посещают музыкальные
школы, изостудии и занятия иностранным языком
получая дополнительную умственную и статическую
нагрузку. И что удивительно, около 30% родителей
систематически посещают бассейн, занятия в
фитнесс-клубах и тренажерных залах. Многие
считают, что школьной нагрузки детям вполне
хватает.

Но пониженная двигательная активность и
сопутствующие ей симптомы функциональных
расстройств и хронических болезней не позволяют
возникнуть столь необходимому у учеников любого
возраста состоянию функционального комфорта,
которое определяется как оптимальное сочетание
высокого уровня успешности человеческой
деятельности и низких нервнопсихических затрат.
В результате ограничения двигательных
потребностей создается “установка
неприятного”. У младших школьников могут
уменьшиться симпатии к учителю. В свою очередь,
это тормозит формирование благоприятного
отношения и положительной мотивации к учебной
деятельности, поскольку школьные успехи даются
ценой большого напряжения и достигаются на
пределе психофизических возможностей детей,
которые не становятся активными участниками
учебного процесса. Свой важный и ничем
незаменимый вклад в определение и поддержание
оптимального двигательного режима младших
школьников с учетом индивидуальной
вариативности в показателях здоровья и развития
призвана внести игровая деятельность и ,в первую
очередь, те ее виды, основу которых составляет
свободное детское движение.

Запас двигательной энергии ребенка настолько
велик, что он самостоятельно реализует
потребность в движении естественным путем во
время игры. “Маленькие дети, опираясь на
инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и
время своей двигательной деятельности в игре. Не
надо мешать ребенку играть, резвиться. Он гораздо
правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему
прыгать на одной ноге, сколько крутить скакалку —
это заложено природой. Завтрашний интеллект
ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую
связь” — подчеркивает И.А.Аршавский (1974г)

Деятельность с активным физическим
компонентом позволяют решить целый комплекс
важных вопросов в работе с младшими школьниками:

  • Удовлетворить их потребность в движении и
    стабилизировать эмоции
  • Научить владеть своим телом
  • Развить не только физические, но и умственные и
    творческие способности

Положительные эмоции усиливают
физиологические процессы в организме и улучшают
работу всех органов и систем. Адаптационно —
профилактический потенциал игровой физической
активности для младших школьников при
правильном подходе сочетается с ее
коррекционно-оздоровительным значением. Игра
способна обеспечить как первичную (недопущение
возникновения), так и вторичную(предупреждение
осложнений) профилактику наиболее
распространенных недостатков в физическом
развитии и здоровье младших школьников

В своей работе я использую подвижные и
спортивные игры. Физический и психический
компоненты в играх любого вида тесно связаны:
дети не только реализуют потребность в активных
движениях, расходуют накопившуюся энергию и
совершенствуют двигательные навыки, но и учатся
инициативности, самостоятельности,
настойчивости — с одной стороны, а с другой умению
владеть собой и считаться с коллективом,
согласовывать свои действия с действиями других
игроков.

Для большей заинтересованности учеников и их
активного участия в учебном процессе я предлагаю
творческие задания: сначала провести одно
упражнение, затем придумать небольшой комплекс
упражнений, провести игру, дать название новому
упражнению, определить самостоятельно свой
уровень развития. Для этого провожу небольшие
тесты вначале и в конце урока (например, наклон
вперед) и когда ребенок видит положительный
прогресс, у него повышается мотивация к
физкультурным занятиям. Недостаточная
физическая активность особенно опасна в периоды
активного роста тел, когда ускоренное развитие
скелета и мышечной массы не подкрепляется
соответствующей тренировкой систем
кровообращения и дыхания и ростом силового
потенциала. Такие диспропорции развития часто
являются основными причинами ухудшения здоровья
детей, понижения у них жизненного тонуса

Наиболее распространенным среди школьников
является нарушение осанки. Необходимо в течение
многих лет контролировать осанку ребенка и
вовремя исправлять ее нарушения. Корригируют
нарушение осанки исключительно функциональными
методами: лечебной физкультурой, массажем и
воспитанием правильных поз при стоянии и
сидении, во время отдыха и особенно за рабочим
столом. Это требует от родителей постоянного
внимания и настойчивости. Но не надо пугать
ребенка строгими окриками. Еще хуже, если
взрослые угрожают привязать доску к спине или
еще чем-нибудь. Эти угрозы и замечания только
пугают ребенка, увеличивают нервно-мышечное
напряжение, что проявляется в еще более
скованных и неестественных, защитных позах. Надо
постепенно и бережно прививать привычку к
правильным позам, терпеливо убеждая ребенка, что
они удобнее и менее утомительны, — тогда навык
будет устойчивым и останется на всю жизнь. На
уроках я учу детей самостоятельно проверять
осанку у стены по пяти точкам касания (пятки,
голени, ягодицы, плечи, голова). При ходьбе мы
следим за параллельной постановкой стоп и прямым
положением туловища. И обязательно на каждом
уроке провожу комплексы лечебной физкультуры,
объясняя, что развивает то или иное упражнение.
Так как у детей младшего школьного возраста
преобладает предметно-образное мышление
большинство упражнений имеют свое название
“гусеница”, “кошечка”, “цветок”. Для
коррекции осанки используется статических и
динамических упражнений для мышц брюшного
пресса и спины. Это довольно трудные упражнения.
Для того чтобы детям было легче с ними справиться
мы выполняем их во время игры. Я даю задание:
назвать домашних животных (города, деревья,
цветы, сказки) Дети называя по очереди животных
все вместе в это время выполняют упражнение
“ножницы”. Это поднимает эмоциональный тонус,
развивает интеллект и помогает выполнить
упражнение большее количество раз. Ведь
предупредить возникновение неправильной осанки
значительно легче, чем исправить ее нарушения.
Поэтому необходимо , кроме контроля со
стороныIродителей и учителей, научить
самостоятельно контролировать осанку и
выполнять физические упражнения.

Современная жизнь освободила ребенка от многих
бытовых обязанностей, что незамедлительно
сказалось на снижении формирования двигательных
навыков соответствующих возрастным нормам.

Для формирования интереса к занятиям
физической культурой, способности организовать
свой досуг, считаю необходимым научить детей
владению обручем, мячом, скакалкой. Это развивает
творческие способности детей, мелкую моторику,
координацию движений, воспитывает навык
совместных действий, заботливое,
предупредительное отношение детей друг к другу,
умение применять навыки на практике, развивает
физические качества. Приведу пример сюжетного
урока по обучению прыжкам со скакалкой (смотри приложение 1)

Обязательным компонентом программы является
лыжная подготовка. Невозможно переоценить ее
значение как одного из циклических видов спорта
укрепляющих иммунитет, так и для умения
культурно и с пользой для здоровья проводить
досуг всей семьей. Хочется отметить, что родители
детей нашей школы стараются хорошо подготовить
их к занятиям на лыжах в плане экипировки,
поэтому проблем с обучением детей лыжным ходам
практически нет. А для того чтобы дети сильно не
уставали и лучше умели владеть лыжами, мы с ними
много рисуем на снегу (цифры, буквы, солнышко),
катаемся змейкой между палок, с горки в разных
стойках и выполнением разных упражнений
(приседания, изменения положения рук). И в конце
зимы ходим по Лыжне Здоровья в поход. Детям очень
нравится пить чай в зимнем лесу. Некоторых это
даже вдохновляет на стихи.

Зимний лес.

Сегодня мы ездили в лес:
В красивый дремучий
Ельник колючий.
Там было тихо,
Только лыжи скрипели.
Над нами нависли
Могучие ели.
На поле кусты
Совсем побелели.
А лес — он огромный
И темный слегка. Там есть широченная
лыжня и тропа. А как там красиво!
И пахнет зимой, И сразу расхочется
Ехать домой!
Но время прошло,
Пролетело ,как ветер!
Заметно устали
Многие дети.
Но хоть мы устали
И едем домой,
Мы не хотим
расставаться с зимой!
И снова поедем
Мы в ельник колючий,
Красивый и зимний,
И очень дремучий!
(Грушина Лена 3г класс0

Спортивно-массовые мероприятия служат хорошим
помощником для развития интереса к занятиям
физической культурой, закрепления учебного
материала, развития ловкости, координации
движений, скоростных качеств, воспитания
морально-волевых качеств, коллективизма и
стремления к достижению поставленной цели.

Подготовка к спортивным мероприятиям (выбор
участников команды, приветствия и названия
команды) способствует сплочению коллектива в
классе, привлечению родителей к школьной жизни
детей. Позволяет родителям увидеть своего
ребенка в коллективе сверстников, его физическую
и психическую подготовку.

Для зрителей обязательно проводятся игры, для
того чтобы они ощущали себя участниками
праздника, умели поддерживать товарищей,
сопереживать.

Хорошо организованное мероприятие с
привлечением показательных выступлений
спортсменов более высокого уровня позволяет
выявлять интересы и способности детей к
различным видам спорта. И, конечно,
спортивно-массовые мероприятия дают мощную
эмоциональную разрядку для детей. Приложения
2 и 3.