Работа над осознанием орфографического правила

  • Карабанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Овладение нормами письменной речи, в частности
орфографией, — одна из важнейших задач изучения
русского языка в школе.

Письмо, грамотное в орфографическом отношении,
выполняет социальную функцию – служит удобным
средством письменного общения.

Усвоение орфографического правила – процесс
сложный и многоступенчатый.

Усвоить правило – это значит не только знать
его формулировку и алгоритм применения, но также
уметь безошибочно применять правило в условиях
собственной письменной речи, уметь видеть
многообразные варианты написаний, подводимых
под данное правило.

Важнейшая из причин орфографических ошибок
учащихся заключается именно в том, что в должной
мере не учитываются варианты орфограмм,
охватываемые тем или иным орфографическим
правилом.

Рассмотрим эту проблему на примере работы над
орфограммой «Правописание приставок на з –
с»
.

После тщательной отработки новой для V класса
темы учащимся были предложены три группы слов.
Требовалось определить, каким правилом
регулируется написание данных слов; есть ли
какая-либо особенность в словах каждой группы,
которую следует учитывать при определении
написания этих слов.

раздать рассмотреть расщедрились
распахать беззвёздный изжарить
бесцветный восстание расчертить
безвкусный исследовать расчистить

Анализ выполненных работ показали, что
большинство учеников знает, на какое правило эти
слова, но лишь очень немногие из них сумели
понять, почему слова разбиты на группы и что
определяет выбор написания слов каждой группы.

Для того, чтобы добиться осознанного усвоения
данной орфограммы, мы условно распределили слова
на три группы.

В первую группу были включены слова
типа избаловать, исколесить, безводный,
безголосый, разрезать, расписание, разбудить,
вздрогнуть, всходить, низвергаться.

Правописание приставок в данных словах, как
показала предварительная проверка, не вызывает у
учащихся затруднений даже тогда, когда они ещё не
знакомы с правилом: приставки пишутся так, как
произносятся.

Во вторую группу вошли слова типа рассмотреть,
беззвучный, восстание.

В этих словах при произношении конечный
согласный приставки и начальный согласный корня
сливаются в один долгий звук, из-за чего нечётко
осознаётся фактический состав слова, поэтому
многие ученики допустили ошибки.

Третью группу составили слова,
вызывающие наибольшие затруднения; слова, в
которых приставка на з – с стоит перед
шипящим. Это слова типа: расширить – ра[ш]ирить;
разжать – ра[ж]aть; расчертить – ра[щ]eртить.
Особенности произношения данных слов таковы, что
учащиеся с трудом улавливают их морфемный состав
и потому затрудняются в выборе нужной буквы.
Поэтому с самого начала знакомства с приставками
на з – с учащиеся начали работать над
морфемным анализом слов. В первую очередь для
анализа учащимся давались слова первой группы,
практически нетрудные для написания, в которых
они выделяли корень и приставку, а затем обращали
внимание на первую букву, которая пишется в
начале следующей за приставкой морфемы.

Обязательным элементом анализа было
сопоставление звукового и графического образа
слова.

Работая со словами разбудить, изведать,
бесцветный, расписание
и подобными им,
учащиеся убеждались, что «правило помогает»,
если им правильно пользоваться.

Для создания проблемной ситуации учитель
использует слово низкорослый. Принимая
звукосочетание [ нис] за приставку,
учащиеся пишут «нискорослый» и, разобравшись, в
чём дело, охотно принимают рекомендацию:

— Сначала найди корень и приставку (приставки) –
определи начальную букву следующей за
приставкой раз- (рас-) части слова – пиши раз-
перед буквами звонких согласных и рас- перед
буквами глухих согласных.

В упражнения включаются и слова типа расположился,
в которых за приставкой –раз (рас-)
следует не корень, а другая приставка.

На нетрудных для правописания словах первой
группы не только отрабатывается необходимый для
определения написания ход рассуждения, но и
закрепляются не менее необходимые умения
сопоставлять буквы и звуки, звонкие и глухие
согласные, определять состав слова.

При работе со словами второй группы особое
внимание уделяется работе с однокоренными
словами: ра?мотреть – смотр, смотреть –
рассмотреть.

После осознания учащимися разницы в словах
первой и второй групп, вводится третья группа
слов, которая вызывает при письме наибольшие
трудности, так как конечный согласный приставки
перед шипящими ж, ш, ч, щ уподобляется этим
шипящим: ра[ш]ирить (расширить),

ви [ж]aть (визжать) и т. п.

Для безошибочного написания ученику
предлагается действовать в следующем порядке:

-«Ра[щ]едрилась – звучит [щ]; корень слова щедр
(щедрый, щедрость);
корень начинается с глухого
[щ] – значит, в приставке следует писать букву с:
расщедрилась».

Когда учащиеся четко осознают особенности
различных групп слов, объединяемых одним
правилом, и поймут разницу в определении их
написания, проводится обычная тренировочная работа
со всеми словами вместе, но так, чтобы учащиеся
помнили о различной степени трудности при выборе
написаний.

Задание 1. Распределить на три известные
группы слова, обозначить приставку, доказать
употребление конечной согласной буквы
приставки: разбудить, расписание, беззаботный,
бессонный, разжать, рассмотреть, изжарить,
исчерпать, бесшумный.

Задание 2. Из предложений, которые диктует
учитель, выписать слова в два столбика: в один – с
приставкой на з, в другой – на с
(выборочная запись).

Попутно делаются графические пояснения.

  1. Туристы вернулись на рассвете.
  2. Калиныч не любил рассуждать и всему слепо верил.
  3. Он шёл легко и беззвучно, точно скользил по
    снегу.
  4. Перед рассветом звёзды бесследно исчезли. Небо
    расчищается, и медленно всплывает солнце.
  5. Рассыпались в беспредельном поле с криком
    казаки.
  6. Сизый ковыль ещё не совсем распустился и
    расстилался, как волна по бесконечной равнине.
  7. расщедрилась осень на яркие краски.

Задание 3. Заменить данные в тексте слова на
слова с изученной орфограммой.

Признаки приближения весны.

Грачи давно ходили (расхаживали) по
двору и начали вить гнёзда в роще. Скворцы тоже поселялись
(располагались)
на новых квартирах. Отец сообщал
(рассказывал),
что видел лебедей. Они летели
высоко, и отец едва мог их увидеть (рассмотреть,
разглядеть).
Река вышла из берегов (разлилась).
Над озером постоянно (беспрестанно)
проносились стаи разной перелётной птицы. Вот прозвучал
(раздался) выстрел. Дымок быстро исчез (рассеялся)
в воздухе.

Задание 4. Восстановить деформированный
текст. Добавить 2 – 3 предложения со словами
третьей группы, которые не были представлены.

С самого ра(с,сс)вета идёт дождь. Это не летний,
грозовой дождь, который ни..вергается подобно
водопаду. Он льёт бе..конечно тонкими струйками.
Осина ра..цветилась разноцветными листьями. Но
оенний ветер ра(с,сс)тилает это последнее
убранство по земле, как ковёр. В воздухе кружатся
и(с,сс)охшие листья. Всё позже в..ходит солнышко,
всё раньше ни..ходит оно к краю земли. (По К. Д.
Ушинскому.)

В заключение темы предлагается контрольный
диктант.

Наступили холодные утренники. С кудрявых
листов начинает исчезать разноцветная листва. С
деревьев бесконечным дождём рассыпаются листья.
Расщедрилась красавица осень на краски! Реже
стали распевать весёлые песни птицы. Они
готовятся к отлёту. Ранним утром и поздним
вечером лёгкий морозец беспощаден к ним. Птицам
становится холодно. Не жалуются на бескормицу
только дрозды. Это неприятное время они
переносят почти безболезненно. С большим
аппетитом набрасываются они на сочные гроздья
рябины. Всё чаще по ночам бесшумно окутывает
изморозь деревья.

В дополнительном задании необходимо выделить
изученную орфограмму: определить корень и
приставку, указать букву, следующую за
приставкой.

Выполненная работа показала, что большинство
учащихся узнают варианты орфограммы и
производят необходимый анализ при написании
слов. Эти умения превращаются в устойчивый навык,
если впоследствии раз в неделю, потом раз в две
недели, раз в месяц включать слова с приставками
на з – с в другие виды письменных работ.