Урок химии по теме: Золото? Золото! Золото…

  • Пыленок Антонина Владимировна, учитель химии

Цель: Сформировать понятие о способах
получения, химических свойствах и применении
золота.

Эпиграф урока: “…Золото! Золото! Золото!
Хорошее и плохое тысячу раз! Как различны его
способности – спасать, губить, обрекать,
благословлять….” (Томас Гуд.)

Ход урока

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами
поговорим о металле, о котором английский
поэт-сатирик Томас Гуд сказал:

“…Золото! Золото! Золото! Хорошее и плохое
тысячу раз! Как различны его способности –
спасать, губить, обрекать, благословлять….”

Итак, тема урока: “Золото! Золото? Золото…”

А что вы знаете о золоте?

Фоно:

Золото – металл ювелиров и банковских
кладовых, его не оставляют без внимания инженеры
и химики, врачи и фотографы. Это красивый и
знаменитый металл. Древние алхимики говорили: “Золото
есть тело совершенное

Русское слово “золото” филологи выводят от
того же корня, что и “желтый”. А латинское имя
элемента “аурум” происходит от “аврора” —
утренняя заря.

В природе золото встречается в виде золотого
песка и самородков. Золотые самородки уже
считаются большими, если имеют массу 5 – 10 г. и
размер 4-5 мм. в поперечнике. Самые крупные
самородки получают имена, их хранят в музеях.

Самый большой самородок золота весом 2500 кг. Был
найден, почти тысячу лет назад в XI веке в
Афганистане.

Первым золотодобывающим государством в мире
был Древний Египет.

Тема урока не случайна, потому что наша
республика очень богата золотом. Золото в
республике добывают комбинаты:
“Индигирзолото”, “Алданзолото”,
“Куларзолото”. Мы проживаем на территории
поселка, где расположена одна из крупнейших в
мире золотодобывающая фабрика комбината
“Алданзолото”.

Как же выделить крупинки золота из песка или
руды?

Посмотрим технологический процесс добычи
золота цианидным способом на Куранахской ЗИФ.

Итак, переходим к исследованию данного вопроса.

Работаем в группах

1 группа: Проанализируйте отрывок
литературного текста из произведения Ю. Сергеева
“Становой хребет” и ответить на вопрос: “Какой
ценой доставалось золото?”

“В лето сколотия Боярец артель небывало
огромную, за полсотню душ. Ну и пошли, кому
неохота золотья нагресть? Радостные все, загодя
удачливые, задором к жизни полные. А пошли
поздненько как и сейчас мы, все не могли
собраться пораньше. То горы, то мари, то тайга
гущины дурной – все нипочем. Харчишки едим без
укороту, спиртик хлещем без меры, мерещится
впереди сказочная жисть с молочными реками и
кисельными берегами. Иль заблудился он,
Боярец-то, иль леший обвел его стороной, но
безканули добре. Холода в энтот год ударили в
сентябре. Мы уже одной ягодой да грибами
спасались, оборвалися и приумолкли. Но все же
идем за ним с верой и надеждой. Встретился нам
тунгус, сговорил – насетовал к месту на плотах
доходить, дескать, река попутная и ден через пять
упремся в искомый ручей. Воспряли духом, паромы
сварганили и поплывем неведомо куда. А река-то с
диким норовом, ково опрокинет, ково об скалу
шмякнет, а ково и притопит вовсе. Так через неделю
остались в трех десятках. Тут и шуга сверху реки
подоспела. Заморозила плоты посеред реки. Кое-как
выбрались на берег и отчаялись совсем. Тайга
страшная, неведомая и нехоженая, злая на нас за
непокой до смерти, даже троп в ней звериных не
оказалось. Совсем в гиблое место забрались. Уж
надумали назад подаваться, а Боярец сулит свой
ручей за одним кривуном, за другим перекатом, за
собкой приметной. Пошли… шли, шли – и совсем есть
не стало. Сварили все ичиш в котле, дерем мох и
жуем на ходу, обезумели. Словно на золоте том ждет
нас трактир с едой и теплыми палатями для отдыха.
Когда опомнились, зима кругом опустилась лютая. В
балаганах из корья жгет морозом, душеньку
обдувает смертушкой. Кинулись в панике назад,
сотни верст вздыбились перед нами. Идем, падаем.
Хто совсем обезсиливал, поперва вершили
балаганчик ему, дровец оставляли, дескать,
отдохнешь и догонишь. А потом уже и не
оборачивались. И вот осталось нас полтора
десятка.

Ни мха, ни ягод не имеем, идем… И вот Боярец
предложил нам есть людей. Страшно поперва
взбеленились, чуть не пришибли за эти слова и за
то, что завел на погибель. Тащимся. А к вечеру
ослабли до предела. Сымает Спиридон шаку, кладет
в нее скрученные полоски с бересты и гутарит:
“хто вынесет бересту с крестом, тот молитесь и
ложитесь на обчее дел”.

2 группа: Составьте схему технологической мысли
по получению золота амальгамированием. Каким
способом можно ускорить испарение ртути?

Золотые рудники Египта находились в горах
Нубии. “Пуб” в переводе с египетского — золото.
Здесь порой добывали до 50т золота ежегодно.

Раздробленную руду заливали жидкой ртутью.
Ртуть растворяет золото и переводит его в жидкую
амальгаму золота. Амальгаму сливают, ртуть
испарится, остается золото.

Но ртуть — ядовита и этот способ очень вреден,
для здоровья золотодобытчиков.

3 группа: По итогам просмотра видеоматериалов
по производству золота на Нижне – Куранахской
фабрике проделайте следующую работу.

Где вы предложите разместить ЗИФ? Почему?

Откуда будете черпать воду для получения
золота?

Определите, где имеются резервы по подаче воды?

4 группа:

Нижне-Куранахская золотодобывающая фабрика в
сутки обрабатывает 960 тонн руды. Известно, что при
обработке одной тонны руды получают 0,5 г. золота.

Сколько золота в год получает фабрика?

5 группа: Прочитайте описание болезни и
распределяя роли, заполните колонки данной
таблицы.

Острое отравление соединением ртути.

При острых отравлениях соединениями ртути
наблюдается поражение слизистых оболочек
пищеварительного тракта, возбуждение, а затем
угнетение Ц.Н.С., падение кровяного давления, в
последующем развитие поражения почек.

Первая помощь – промывание желудка, применение
растворов сульфидов натрия и магния,
употребление молока.


Жалобы Анализ заболевания

(как
заболел)

Объективное исследование (осмотр) Диагноз Устранение причин

Сейчас выполните небольшую исследовательскую
работу:

Алгоритм исследования

  • Пронаблюдайте действие соляной кислоты на
    металлы 7п и Ап.
  • Запишите уравнение реакции.
  • Сделайте вывод по работе.

1) проанализировать действие соляной кислоты на
Zn и Аu.

Смочите ватный тампончик в растворе NН4OH и
протрите золотое изделие.

Что вы наблюдаете?

Почему произошло почернение ваты?

С каким веществом может реагировать золото?

Завершим уравнение реакции взаимодействия
золота с царской водкой.

В Алданском улусе сформировалась
технологенная биогеохимическая
полиметаллическая провинция
, потенциально
опасная для здоровья населения. В нашем районе
сложилась устойчивая тенденция ухудшения
состояния здоровья взрослого и детского
населения.

Преобладание роста заболеваемости детей
болезнями крови, кроветворных органов и
врожденными аномалиями над ростом других форм
патологии может свидетельствовать о наличие
токсического действия факторов окружающей
среды.

Все дети района до 1 года являются группой риска
к действию факторов окружающей среды. В
п.Н-Куранах девочки имеют при рождении
антропометрические величины выше средне
популяционного.

Удельный выброс вредных веществ в атмосферный
воздух на 1 человека составляет 480 кг. в год.

Как вы думаете, с чем это связано?

Из своего жизненного опыта вы уже можете
сказать, где применяется золото

Ученик:

1. Изготовление ювелирных изделий.

2. В радиоэлектронной промышленности.

Для электроники оказалось чрезвычайно важным
уникальное сочетание физических свойств желтого
металла: электропроводности, антикоррозийности,
пластичности. Золото используется там, где
требуются надежность, долговечность и
миниатюрность: в космической аппаратуре, в
подводных линиях связи. Седийо остроумно
замечает:

“Будущее принадлежит машинам с золотыми
мозгами”.

3. В швейном золототканом производстве.

4. В изготовлении спортивных и
правительственных наград.

5. Золочение куполов церквей.

Учитель:

“Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой” Тютчев Ф.

Церкви в России строили на самом высоком и
красивом месте. Венчал строение позолоченный
купол.

“Купола в России
Кроют чистым золотом –
Чтобы чаще господь замечал” (В.Высотский)

Как же наносится золотое покрытие на купол?

Наносим амальгаму золота (сплав Аu с Нg), затем
накаливали до красна, при этом Нg испарялась, а
слой Аu оставался. Такое золочение через огонь
давало очень прочную позолоту.

В 1835 – 1843 гг. при золочение куполов
Исаакиевского собора в Петербурге от отравления
ртутью погибли 60 человек.

Ежегодно выпускники школ получают золотые
медали. И не столь важно, что всего 0,3 г. золота
содержится в ней – главная цель – полученные
знания. Это наш золотой фонд – это наши умы. И я
полагаю, надеюсь, что вы мои сегодняшние ученики
крупинками золота впишите яркие страницы в книгу
Человеческой жизни.

Вы сегодня слушали, слышали, размышляли,
анализировали, оценивали. А я постаралась
достаточно, доступно и достоверно вам объяснить.
Выразите – оцените наш урок с помощью ценностей
металлов серебра и золота, если урок удался, то
золотой кружок, если же были недостатки, то
серебряный.

Поставите или нет точку в нашем уроке?

Ваши познания продолжаются, ведь жизнь
самостоятельная только начинается.

“Золото добывают из земли, а знания из книги”.

Всего вам доброго. Спасибо за урок.