Литературное чтение по Хрестоматии по литературному краеведению для 1-го класса на тему: Весна. Проталинки

  • Мурзаханова Мариям Николаевна, учитель начальной школы

Рабочий материал для пособия к
Хрестоматии по литературному краеведению

Тема урока: “Весна. Проталинки.
Т.Ларина “Весна”, М. Удовиченко “Весна”, А.
Распопин “Солнечные зайчики”, “Вестники”,
“Март”.

Форма урока: урок чтения учебных текстов.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Задачи урока:

  • тренировать навык чтения;
  • учить выразительному чтению стихотворных
    текстов;
  • узнавать реальные признаки весны в поэтических
    произведениях;
  • воспринимать настроение поэтического
    произведения;
  • наблюдать образные слова и выражения в стихах;
    формировать первоначальные представления об
    олицетворении;
  • развивать воображение;
  • развивать эстетическое отношение к природе.

Учебный материал к уроку:

“Хрестоматия по литературному краеведению”
для 1-го класса общеобразовательных учреждений.
Составители: Н.С. Колбышева, Т.Г. Четверикова.

Оборудование:

  • репродукция картины А.К. Саврасова “Грачи
    прилетели”;
  • фрагменты звукозаписи оперы Римского-Корсакова
    “Снегурочка”;
  • иллюстрации с изображением грачей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и задач урока.

У. Ребята, сегодня на уроке мы
познакомимся с первыми признаками весны, будем
совершенствовать навыки чтения произведений о
весне, научимся понимать настроения авторов,
когда они говорят о весне.

III. Подготовительная беседа.

У. Первый месяц весны назван так по
имени бога войны Марса, который первоначально
был богом полей, урожая, мирного труда. Название
это не русское.

Наши предки называли этот месяц протальником
из-за быстрого таяния снега и появления проталин.
В марте сыреет под ногами снег, в тени еще зима, а
на солнышке – капель, лужи, поэтому называют этот
месяц и капельником. Март – время прилёта птиц –
грачевник.

Ребята, а кто из вас любит это время года?
Почему?

Ответы учащихся.

Знакомство со стихотворением А. Распопина
“Солнечные зайчики”.

Чтение текста учителем.

У. Как вы представляете приход весны?

Ответы учащихся. Чтение текста детьми.

У. Какую весну показал поэт?

Д. Боязливую, несмелую.

У. Какими словами он это выразил?

Д. Ручей – робок, неуклюж. Солнечные
зайчики примерзли к стеклам луж.

У. Мы видим самое начало прихода весны.
А какие птицы к нам прилетают первыми?

Ответы детей.

У. Послушайте стихотворение А.
Распопина “Вестники”. Как вы думаете о чем будет
стихотворение, услышав только его название? Что
значит слово “весть”? (Сообщение, известие)

Чтение стихотворения.

У. Почему о них сразу узнал поселок?

Д. Веселые ручьи всем рассказали.

У. С кем сравнивает ручьи автор?

Д. Сравнивает с людьми.

У. Какое настроение передает автор? С
помощью каких слов?

Д. Настроение радости. Автор называет
ручьи веселыми.

У. Почему?

Д. Прилетели грачи и все этому
радуются.

У. Какие слова рифмуются в этом
стихотворении?

Д. Грачи – ручьи, весь – весть.

У. Не только поэты были вдохновлены весной, но и
художники посвящали свои картины весне. Какие
картины, посвященные этому времени года, вы
знаете?

Ответы детей.

У. Перед вами репродукция картины
художника Алексея Кондратьевича Саврасова
“Грачи прилетели”. Рассмотрите ее. Какие
признаки весны изобразил художник?

Ответы детей.

У. Чувствуется дыхание весны так, как
это почувствовал художник. Снег начал оседать, но
у забора он белый, чистый – зима еще не ушла. Мы
видим нежные оттенки тающего снега. Природа еще
спит, а станет чуть холоднее, и исчезнут приметы
весны. Прилетевшие птицы хлопочут около гнезд.
Нет ярких красок, но картина проникнута
радостным настроением. Как вы думаете, почему?

Д. Начало весны. Ее все ждут.

У. Не только поэты и художники
посвятили свои произведения весне. И композиторы
сочиняли прекрасную музыку о весне. (Слушание
фрагментов оперы Римского-Корсакова
“Снегурочка”, выяснение в ходе беседы, какие
звуки весны услышали дети)

Поэт, художник и композитор отразили в
произведениях свое видение прихода весны.
Ребята, как начинается весна?

Д. Появляется ручеек в сугробе, он
прячется. Прилетают грачи. Ручейки набирают силу,
становятся веселыми ручьями.

У. Мы познакомимся с новым
произведением А. Распопина “Март”. Какое
настроение у вас вызвало это стихотворение?

Д. Доброты, сочувствия.

У. Какие слова и выражения помогают
понять, что поэт говорит о ветке, как о людях?

Д. За окошком кто-то стонет.

У. Как понять слово “стонет”?

Стон – протяжный звук, издаваемый при
сильной боли.

(Выборочное чтение)

У. Почему она стонет? Что с ней может
случиться? Как поступил автор? Что сделалось с
веткой, когда она ожила?

Как понимаете выражение “Выпорхнут листочки”?
(Вылететь)

У. Продолжим знакомиться с признаками
весны в стихотворении Т. Лариной “Весна”. Как вы
думаете, о каких еще признаках весны пойдет речь
в этом произведении?

Ответы детей.

У. А сейчас мы прочитаем стихотворение
и точно узнаем эти признаки. (Чтение
стихотворения учителем)

Словарная работа: проталина, журчит, журит.

У. Назовите рифмы в этом
стихотворении.

Д. Проталинках – валенках, журчит –
журит, ручьи – печи.

У. Новый признак весны — появились
проталинки и журчат ручьи.

У. А сейчас мы узнаем какие подарки
раздает весна. Прочитаем стихотворение М.
Удовиченко “Весна”. Чтение стихотворения
учителем. Так что же нам дарит весна?

Д. Дарит веснушки, тепло.

(Чтение стихотворения детьми).

У. Докажите строчками из
стихотворения, что весна дарит тепло. Кому
подарила весна веснушки?

Назовите рифмы: проталинки — валенки, рукавицы
– птицы, лесах – носах, Люси – Маруси, светило –
дарило.

У. Давайте расположим стихи по
описанным в них весенним признакам.

Ответы детей.

У. Докажите.

Д. А. Распопин “Солнечные зайчики”,
“Март”, “Вестники”, Т. Ларина “Весна” и М.
Удовиченко “Весна”.

У. Правильно. Вот мы и познакомились с
вами с робким, радостным описанием пробуждения
природы.

Литература:

Круглый год. Русский земледельческий
календарь.