К танцу через слово

  • Серебрякова Татьяна Борисовна, учитель ритмики

Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как
овладеть этим искусством? Очень многие люди,
особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев на
сцене или по телевизору “Щелкунчика”,
“Лебединое озеро”, красивый народный или
эстрадный танец.

Ещё в самые древние времена танец был одним из
первых языков, которым люди могли выразить свои
чувства. Танец таит в себе огромное богатство для
успешного художественного и нравственного
воспитания, он сочетает в себе не только
эмоциональную сторону искусства, приносит
радость, как исполнителю, так и зрителю – танец
раскрывает и растит духовные силы, воспитывает
художественный вкус и любовь к прекрасному.
Благодаря танцам происходит активное общение
сверстников, ведь из всех видов увлечений, танец
раскрывает непосредственность и искренность
эмоционального порыва, что так немаловажно при
современном отчуждении людей друг от друга.
Неформальное общение в танце – наиболее
доступная форма познания мира, окружающих людей.
Молчаливый и быстрый взгляд усваивает
колоссальную по важности и объёму информацию:
интонацию речи, выразительность позы, силуэта,
жеста, взгляда – всей манеры непосредственного
поведения. Проявляемый в танце
ритмопластический портрет его исполнителей
красноречивей всяких словесных характеристик.

Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания.
Получение сведений в танцах разных народов и
различных эпох столь же необходимо, как изучение
всемирной истории и этапов развития мировой
художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и
характер. Изучение танцев своего народа должно
стать такой же потребностью, как и изучение
родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера,
этимической самобытности, выработанные в
течение многих веков.

Я работаю по программе “Ритмика, музыкальное
движение и развитие эмоциональной
выразительности”. В основу этой программы на
уроках ритмики входит:

  1. экзерсис у станка (классические и народные
    движения);
  2. работа на середине зала (постановка детских
    танцев, элементов народных танцев, актёрское
    мастерство);
  3. подготовка к концертным номерам.

Работа разбивается на три этапа, по возрастным
категориям.

Элементарные понятия, с которыми знакомятся
учащиеся первого этапа обучения:

  • хъарактер музыки, темп, ритм, музыкальный
    размер;
  • динамические оттенки в музыке (форте, пиано),
    характер исполнения (легато, стаккато);
  • строение музыкальной речи, длительность звука,
    такт, фраза, предложение;
  • эмоциональная выразительность.

Знакомство происходит в процессе урока танца
на музыкальном материале танцевальных
упражнений, музыкальных игр, танцевальных
композиций. Разумеется, в первый год работы идёт
интуитивное восприятие материала и особенно
сложных требований к учащимся ещё предъявить
невозможно. Тщательно отобранные музыкальные
произведения просты и доступны для детского
восприятия по стилю, жанру и характеру, имеют
яркую выразительную мелодию, чёткий
метроритмический рисунок.

Знакомство с основами актёрского мастерства
происходит также во время урока танца, вводятся
первые азы классического экзерсиса.

В процессе второго года обучения, полученные
ранее понятия расширяются, и закрепляются.

Общий характер музыки – дети учатся
слушать музыку, воспринимать её характер,
отражать его в движениях и пластике, больше
времени уделяется музыкально-танцевальным
импровизациям.

Темп – выполняются движения в различных
темпах (подскоки, галоп, разные виды бега).
Вырабатывается умение не только сохранять
заданный темп, но и ускорять и замедлять его
вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп
после музыкального сопровождения.

Метроритм – дети учатся воспринимать
сильную и слабую доли на слух, отмечая в
движениях сильную долю хлопком, взмахом платка,
притопом, а также на слух определять музыкальные
размеры 2\4, 3\4, 4\4, осознанно выполняя движения в
этих размерах.

Музыкально-танцевальные импровизации – усвоив
понятие “жест” и его значение в танце, учащиеся
переходят к отработке различных жестов
(указательных, запрещающих, утверждающих,
просящих). Жестов, выражающих эмоциональное
состояние (радость, печаль, раздумье и пр.), дети
разучили уже простые классические движения у
станка.

Третий год обучения продолжает закрепление
пройденного материала на более сложных примерах.
Особое внимание уделяется маршевой и
танцевальной музыке. Учащиеся должны определять
особенности танцевальных жанров (вальс, полька,
марш, русский народный танец), уметь
самостоятельно находить нужные движения и
исполнять их в соответствующем жанру характере,
импровизировать на заданную музыку.

Как наиболее сложный элемент прорабатывается
затакт. Даются задачи на определение (на слух)
затактового построения. Дети самостоятельно
начинают движения из затакта и в такт, вступают в
коллективное движение в различных ритмах и
темпах, с различным интервалом.

К понятию “жест” добавляется понятие “поза”;
начинается изучение поз классического танца.

На завершающем этапе начального обучения
учащиеся уже передают услышанное в музыке
мимикой и движением. Развитию актёрской
выразительности служат сценки подражания
повадкам животным (этюды “кошка”, “петух”,
“лошадка”, “лягушка” и др.).

А теперь подробнее рассмотрим, что включали в
себя каждый из этих этапов.

Первый этап обучения:

Программа на начальном этапе обучения
рассчитана на три года, что условно совпадает с
младшим школьным возрастом (с первого по второй
классы) В этот период среди основных задач мной
были выделены следующие задачи:

  • развитие общей физической подготовки (силы,
    выносливости, ловкости);
  • развитие танцевальных данных (выворотности,
    гибкости, прыжка, шага, устойчивости и
    координации), изучение танцевальных элементов;
  • развитие ритмичности, музыкальности,
    артистичности и эмоциональной выразительности;
  • воспитание трудолюбия, терпения, навыков
    общения в коллективе.

В основу обучения детей младшего школьного
возраста я вкладываю игровое начало. Я
стараюсь сделать игру органичным компонентом
урока. Игра на уроке ритмики не должна являться
наградой или отдыхом после нелёгкой или скучной
работы, скорее труд возникает на почве игры,
становиться её смыслом и продолжением.

Правильно подобранные и организованные в
процессе обучения танцы-игры способствуют
умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к
работе.

Одним из важных факторов работы на начальном
этапе обучения – использование минимума
танцевальных элементов при максимуме
возможности их сочетаний. Моей задачей является
воспитать в детях стремление к творческому
самовыражению, к грамотному овладению эмоциями,
пониманию прекрасного.

Длительное изучение, проработка небольшого
количества материала (движений) даёт возможность
качественного его усвоения, что в дальнейшем
явиться прочным фундаментом знаний.
Разнообразие сочетаний танцевальных движений
создаёт впечатление новизны и развивает
творческую фантазию детей.

Уроки хореографии проводятся в
хореографическом классе, в котором имеются
деревянные станки, зеркала.

Обучение танцевальным движениям происходит
путём практического показа и словесных
объяснений. Я чётко определяю баланс в сочетании
этих двух методов. Излишнее и подробное
словесное объяснение может привести к потере
внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то
же время я не ограничиваюсь только практическим
показом, в этом случае дети воспринимают
материал подражательно и неосознанно.

Большое внимание на уроке хореографии мной
уделяется правилам подачи учебного материала и
построения урока. При изучении нового и
повторении пройденного материала я как можно
чаще меняю построение детей в зале, меняю в
последовательном порядке линии, по которым
выстроены дети. Например, через каждые 3-4
движения ученики, стоящие в первой линии,
переходят в последнюю (“едут на Камчатку”),
соответственно вторая линия становиться первой.
В противном случае дети, постоянно находящиеся в
последних линиях, привыкнув смотреть на ноги
впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и
работать самостоятельно. Кроме того, при
перестроении создаётся оживлённая, игровая
атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Как известно, двигательные навыки человека
формируются и развиваются с первых дней его
жизни. Вначале ребёнок учиться ходить, затем
бегать, прыгать и т.д. Любое движение
представляет собой рефлекс, и на овладение любым
танцевальным движением требуется время. Таким
образом, танцевально-двигательный навык
вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс
усвоения материала предполагает поэтапность с
учётом возрастных особенностей.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это
достаточно длительный процесс выработки
большого числа всё усложняющихся
музыкально-двигательных навыков. Позы,
положения, движения и их комбинации в различных
вариантах – это новые для организма
двигательные навыки, новая психологическая и
физическая нагрузка.

Педагогической психологией введён основной
закон усвоения материала: воспринять,
осмыслить, запомнить, применить, проверить
результат.
Из этой формулы ничего нельзя
исключить, и нецелесообразно разрывать этапы
усвоения во времени, потому что они
взаимосвязаны. Восприятие сопровождается
осмыслением, осмысление – запоминанием.
Восприятие, осмысление и запоминание
расширяются, углубляются и закрепляются в
процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре
головного мозга образуются временные связи.
Когда музыкальное движение выучено и
прочувствовано, закрепляется определённая
последовательность возбудительно-тормозных
процессов, т.е. вырабатывается динамический
стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи предлагается следующая формула: от
ощущений к чувствам, от них к привычке.
Такое
дополнение к закону усвоения способствует более
эффективному формированию стереотипа движения.
Следовательно, формулу необходимо применять в
такой последовательности:

  • воспринимая – ощущай;
  • осмысливая – чувствуй;
  • запоминая – действуй, пробуй;

Проверяя результат – показывай другому.

Образованию пластического стереотипа каждого
двигательного навыка способствуют условные
раздражители. Они могут быть разнообразными:
словесно-речевые объяснения и мои замечания.
(Уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания
сопровождаются положительными эмоциями с
единственной целью, чтобы ученик, слушая –
слышал и услышал); мой показ телодвижений –
зрительное созерцание и осмысление (и в этом
процессе очень важно следить, чтобы ученик, глядя
– видел и увидел, удивился); наблюдение за
собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения — импульсы
становятся сигналами-раздражителями для мышц и
других систем и органов. Поэтому принималось
определённое положение или поза, услышать
знакомый ритм, мелодию, как дальше движения
возникнут сами собой (срабатывает мышечная
память).

Внешне это проявляется в правильном и точном
выполнении движения в соответствии с
музыкальным настроением и темпоритмом. Многие
знают из собственного опыта, как трудно
переучивать даже самые несложные движения.
Поэтому я сразу же добивалась правильного
выполнения детьми любого движения, не надеясь на
то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных
движений таков: движение, исполненное
многократно, становиться простым и доступным.

Залогом успешного формирования любого
двигательного навыка, особенно танцевального, в
сочетании с музыкой является осознанный
контроль за выполнением движений по принципу – мысль
опережает движение.
Я постоянно напоминаю
детям: думай, что делаешь и как делаешь.

Для запоминания движений мной используются
короткие образные подсказки типа детских
считалок. В моём случае это звучит так: ”топнуть,
шлёпнуть, топнуть, хлопнуть”.

Чем больше число танцевальных движений и их
комбинаций освоено, тем лучше развиты
двигательный анализатор и мышечная память. Это
значительно расширяет возможности организма
переключаться с одной мышечной деятельности на
другую. Даже самый несложный танец состоит из
нескольких комбинаций движений, и танцующий
должен мгновенно переключаться с одного
движения на другое, меняя размер шага, темпоритм,
скорость, меняя сами движения в другом рисунке,
ракурсе, ориентируясь в пространстве зала.

Следует помнить, что существует прямая связь
между двигательными (пластическими) и волевыми
качествами человека. Без целеустремлённости,
выдержки, настойчивости невозможно добиться
нужной силы, быстроты, выносливости. Сила
– это способность преодолевать сопротивление
или противодействовать ему за счёт мышечного
напряжения. Выносливость – это
способность к длительному сохранению
работоспособности, т.е. умение противостоять
утомлению. Специальная выносливость в
хореографии сочетает в себе все эти качества.

Приёмы отработки любого специального вида
выносливости увеличивают число повторений
движений; повышают интенсивность работы над
движением; чередуют оба эти приёма; дают
предельные нагрузки.

Каждый новый элемент, усложняющий уже
заученное движение, развивает ловкость как
способность переключаться с одного движения на
другое, изменять направление или рисунок. Это
учит детей ощущать свои движения в соответствии
с темпоритмом музыки.

Второй этап обучения.

Второй этап обучения хореографии предполагал
работу с детьми младшего школьного возраста (3-4
классы). Ученики уже владеют определённым
запасом танцевальной техники, первоначальной
координацией движений, развито их внимание к
восприятию нового материала и т.д. Однако в
средней возрастной категории есть свои
трудности, особенно с мальчиками. По мере
взросления они начинают больше увлекаться
различными видами спорта, считая спорт более
достойным для мужчины занятием, и с меньшим
желанием занимаются на уроках хореографии.

Учитывая эти сложности, я всячески поддерживаю
интерес детей к танцу, например, продолжаю
изучение танцев-игр или же, напротив, делаю
акцент на изучении танцевальных новинок, которые
привлекают внимание детей среднего возраста,
ввожу в уроки соревновательный момент, как можно
активней включаю в занятия элементы новой
танцевальной техники. Привлекательным моментом
являются короткие паузы для изучения основ
актёрского мастерства – жестов и поз (пантомима).

На основе знаний, полученных детьми на первом
этапе знакомства с хореографией, я стараюсь
развить творческую фантазию детей, даю задания
по самостоятельной подготовке небольших
актёрских этюдов. Когда позволяет время, я
знакомлю учеников с основными элементами
актёрского мастерства – сценическим
вниманием, воображением, понятием “предлагаемые
обстоятельства”.

Предлагаемые этюды:

— капля дождя, снежинка — в разных
обстоятельствах: падающая, спокойно лежащая,
крутящаяся в вихре и т. д.;

— цветок, растение — их рождение, рост,
существование в предлагаемых обстоятельствах: в
саду, в комнате, в вазе и т. п.

Как правило, дети с большим желанием создают
образы знакомых героев книг и мультфильмов на
предложенную педагогом музыку.

В процессе урока, для того чтобы дети отдыхали,
я провожу тренировку на внимание.

Для развития звукового внимания давались
задания определить шумы звуки внутри класса, за
дверью в коридоре, и затем выделить из массы
звуков именно те, которые присущи указанному
месту.

Третий этап обучения.

Третий этап обучения хореографии предполагает
работу с детьми среднего школьного возраста (5-6)
классы, и полностью посвящён экзерсису у станка,
народному и характерному танцу, и постановочным
работам на середине зала.

Классический танец, элементы
классического экзерсиса.

Помимо движений, изученных на первом этапе
обучения у станка и на середине зала,
дополнительно изучаются следующие элементы:

  • demi plie;
  • grand plie;
  • petit battement sur le cou-de-pied;
  • battement tandu;
  • battement tandu jete;
  • grand battement jete balancoire.

Ряд движений экзерсиса (battement fondu, battement frappe,
battement developpe исполняются на полупальцах.

Все движения классического экзерсиса
исполняются на середине зала, как en face, так и в
позах. Добавляется изучение:

  • pirouettes;
  • gоворот soutenu на месте и с продвижением;
  • pas glissade en tournant;
  • pas de bourre dessus dessous;

Прыжки исполняются en face и в позах. Для девочек
изучается пальцевая техника:

Элементы народно-классического
экзерсиса.

  • eleve;
  • различные виды поворотов (glissade, soutenu, chainee) и
    pirouettes.
  • Demi-plie и grand plie по всем позициям (в том числе по lV
    невыворотной);
  • Battement tendu с сокращением стопы, с переводом стопы
    на каблук-носок — каблук как на вытянутой ноге,
    так и с приседанием;
  • Каблучные движения – выведение ноги на каблук
    на demi-plie через небольшое developpe с отрывом опорной
    пятки от пола;
  • Battement jete на вытянутой ноге и на demi plie, balancoire на
    вытянутой ноге и с проскальзыванием на demi plie;
  • Flic-flac (мазки свободной стопой по полу);
  • Rond de jambe par terre с проведением ноги на ребро
    спереди и фиксацией на cou-de-pied сзади на вытянутой
    ноге и на demi plie;
  • Passe – подготовка к “верёвочке”;
  • Battement fondu с разворотами ноги на cou-de-pied внутрь —
    наружу;
  • Battement developpe и passe с разворотами ноги
    внутрь-наружу;
  • Выстукивания в русском характере, в испанском
    характере;
  • Grand battement jete на вытянутой ноге и с окончанием на
    demi-plie на работающую ногу и отрывом опорной пятки
    от пола.

Так как уроки проводятся один раз в неделю, то я
не загружаю детей большим объёмом у станка
классического и народно-сценического экзерсиса.

Я расширяю предлагаемый перечень по своему
усмотрению, добавляю различные виды больших
прыжков, прыжки en tournant, прыжки и усложнённые
вращения на пальцах (по диагонали и кругу) и т.д.

При разучивании элементов экзерсиса, сходных с
классическим танцем (plie, различные виды battements и
пр.), сохраняются все правила исполнения
(выворотность, устойчивость, натянутость ног,
положения корпуса, бёдер, плеч, головы и т.д.),
освоенные в классическом экзерсисе.

Вместе с тем перечисленные движения
народно-сценического экзерсиса являются
подготовкой к тем или иным элементам различных
народных танцев, поэтому исполняются в
национальном характере, которой диктует стиль и
манеру данного движения.

Например, demi-plie и grand plie может исполняться в
русском или восточном характере, battement developpe – в
польском или венгерском, flic-flac – в цыганском и
т.д. Кроме того, в экзерсис включаются сложные
элементы разучиваемых танцев – подготовка к
высокому голубцу, “разножке” украинского танца
и другим движениям. После выполнения экзерсиса
разучиваются и повторяются элементы на середине
зала.

Помимо материала, освоенного на предыдущих
этапах обучения, я добавляю более сложные
элементы знакомых народных танцев.

В своих постановках на уроках ритмики, я
использую элементы народных танцев

Русский танец.

Добавляется изучение различного вида вращений,
сложных дробей (для девочек), прыжков с растяжкой
и трюковых элементов (для мальчиков).

Украинский танец.

Добавляется изучение различного вида вращений
(для девочек), движений “ползунок”, “мельница”,
“метёлочка”, “подсечка”, “растяжка”,
“разножка” (для мальчиков).

Белорусский танец.

Добавляются элементы движений танцев
“Бульба”, “Полька-Янка”,

  • подскоки с тройным переступанием на месте;
  • подскоки по lV позиции;
  • различные виды польки с поворотами;
  • перескоки из стороны в сторону.

Молдавский танец.

Добавляются элементы:

  • шаг с каблука с подскоком;
  • шаг с каблука и перескок в сторону;
  • перескоки с вынесением ноги на каблук и прыжок
    (“ключ”).

Венгерский танец.

Добавляются элементы мужского танца:

  • одинарные и двойные отскоки из стороны в
    сторону;
  • хлопки и хлопушки с отскоками из стороны в
    сторону (различные варианты).

Позднее я перехожу к заданиям по
самостоятельной подготовке сольных и массовых
этюдов. Первоначально ученики под
соответствующую музыку учатся выражать
пластикой и танцем различные настроения —
грусть, печаль, радость, тревогу и т. д.
Впоследствии это могут быть сюжетные сценки,
заимствованные из собственного опыта. На
практических уроках я показывала отдельные
комбинации, а дома дети самостоятельно их
совмещали по своему усмотрению, и собирали их в
одно целое, таким образом, они составляли сами
готовые рисунки для танцев. Это было их домашним
заданием. Главное — необходимо добиваться
наиболее точного пластического выражения,
услышанного в музыке.

Важным компонентом обучения на данном этапе
является пополнение знаний основ музыкальной
культуры.

Дети должны понять, что любой танец есть
эмоциональное пластическое выражение музыки.

В противном случае он становится лишь физическим
упражнением под музыку.

Освоение всех вышеупомянутых знаний проходит в
процессе танцевального урока.

Репертуар танцев подобран с учетом степени
заинтересованности детей, полезности с точки
зрения художественного и физического развития.