Специализация учителя начальной школы на одном классе

  • Геласимова Антонина Петровна, методист отдела образования

Многолетнее изучение опыта учителей младших
классов, поиск путей повышения эффективности
работы базового звена школы и однажды
прочитанная статья С.Л.Соловейчика “Я учусь во
французской школе” (журнал “Новое время” — 1989г.)
позволили по-новому взглянуть на проблему
расстановки кадров
в начальной школе.

Четыре года учитель начальной школы ведёт
свой класс.
Его роль и ответственность
трудно переоценить: он не только закладывает
фундамент базовых знаний школьника, но и,
оставаясь в течение четырёх лет главным
воспитателем, оказывает огромное воздействие на
формирование многих личностных качеств ребёнка.
Но ведь это воздействие может быть не только
позитивным! И фундамент знаний нередко
оказывается не таким уж прочным и надёжным…

Итак, учитель берёт 1-й класс. Шаг за шагом, месяц
за месяцем проходит он рабочий цикл длиной в 4
года, чтобы затем начать всё сначала…

Каждый раз, возвращаясь через 4 года на исходные
позиции, учитель тратит время и силы, чтобы войти
в рабочий ритм, обрести профессиональную
уверенность: из багажа знаний и опыта что-то
неизбежно теряется, забывается, устаревает. Зато
методично повторяется то, от чего учителю
следовало бы отказаться.

Чтобы выявить ошибки, просчёты и
скорректировать дальнейшую деятельность,
учителю надо проанализировать свою работу за
несколько лет, что на практике сделать очень
непросто по причине дефицита времени: ведь
весной-летом учитель 4 класса, как правило, уже
начинает работать со своими будущими
первоклассниками. Конечно, возможен, желателен и
даже необходим промежуточный анализ – за
четверть, за год. Но в учительской работе далеко
не каждую ошибку можно обнаружить, пока нет
конечного результата, и не каждую обнаруженную
ошибку можно исправить немедленно…

Если сократить рабочий период в 4 раза, ситуация
меняется. Учитель получает возможность гораздо
раньше увидеть конечный результат своего
труда, да ещё со стороны, передав класс
учителю-коллеге, и озадачиться вопросами: как
получилось, почему так получилось, что
нужно изменить?

Педагогический самоанализ для учителя
становится не просто необходимостью, но и
потребностью, подкреплённой к тому же
реальными возможностями.

Ежегодная передача наученных детей
специалисту, работающему тоже на одном классе, —
это для учителя особо значимая форма контроля и
самоконтроля, а также лучший стимул для
профессионального самообразования. Тем более,
что работа на одном классе объективно создаёт
благоприятные условия для приобретения учителем
опыта и мастерства.

Общение учителя с детьми одной возрастной
группы позволяет ему не только глубоко изучить
психологические особенности учащихся данного
возраста, но и довести до совершенства сам
процесс общения.

Сконцентрированная в рамках одного класса
учебная деятельность способствует более
детальному изучению учителем программ и, при
необходимости, их творческой переработке, что
особенно важно в условиях
личностно-ориентированного обучения на базе
малокомплектной сельской школы.

Нельзя не увидеть, что специализация учителя на
одном классе помогает успешно решать проблему рационализации
педагогического труда: постоянный учебный
кабинет, возможность более быстрого, чем при
переходе из класса в класс, накопления
дидактических и других материалов дают заметную
экономию времени при подготовке уроков и
положительно влияют на профессиональное
самочувствие учителя.

Для учащихся и их родителей ежегодный
переход к новому учителю
— это, прежде всего,
расширение возможностей для личностного
развития ребёнка. Известно, какое большое
значение в младшем школьном возрасте имеет
авторитет воспитателя. Тем более ценен опыт
общения ребёнка не с одним, а с целым кругом
взрослых наставников – учителей!

Для родителей такой вариант обучения удобен
ещё и тем, что отпадают их волнения, сомнения по
поводу выбора учителя для своего ребёнка.

Наконец, как показала практика, ученики,
обучаемые в начальной школе разными
учителями
, легко адаптируются в 5 классе к
условиям предметного обучения.

Таким образом, к положительным последствиям
специализации учителей начальной школы на одном
классе можно, на наш взгляд, отнести следующее:

  1. Ускорение темпа приобретения учителем
    педагогического опыта и мастерства,
    формирование устойчивого интереса и стремления
    к педагогическому поиску, творчеству,
    профессиональному самосовершенствованию.
  2. Возможность более раннего выявления и
    устранения педагогических ошибок и просчётов в
    базовой школе, в том числе в работе каждого
    учителя.
  3. Возрастание личной ответственности каждого
    учителя за качественную подготовку учащихся
    данного класса.
  4. Расширение возможностей для личностного
    развития младших школьников и облегчение их
    перехода в основную школу.

Реализация идеи на практике требует
тщательного, взвешенного подхода администрации
школы к самому факту расстановки учителей на
классах. Ведь учителя, как и учащиеся, все такие
разные! Кто-то из них особенно любит работать с
малышами-первоклассниками и делает это весьма
успешно. Другому учителю в силу особенностей
темперамента, речи и пр. гораздо лучше удаётся
строить личностные взаимоотношения и
сотрудничество с детьми постарше — выпускниками
начальной школы. А если это к тому же опытный,
знающий педагог, он может не только увидеть,
выявить какие-то упущения, недоработки своего
коллеги-предшественника, но и устранить их или,
по крайней мере, нивелировать.

Знание не только сильных и слабых сторон работы
каждого учителя, но и учёт всех мелочей, нюансов,
из которых складываются стиль работы учителя,
его профессиональный почерк, позволят школьной
администрации в оптимальном варианте
распределить педагогические силы
начальных
классов.

Разрабатывая схему закрепления учителей на
конкретных возрастных группах младших
школьников, руководители школы должны
предусмотреть возможные потери, негативные
последствия и их компенсации. Как
свидетельствует опыт автора, предупреждение
потерь или сведение их к минимуму можно
обеспечить, осуществляя комплекс мероприятий
методического характера: взаимопосещение
уроков, совместное составление контрольных
работ и изучение их результатов, проведение
психолого-педагогических консилиумов по
актуальным проблемам воспитания и обучения
конкретных детей и т.п.

Не менее важно, что эти и другие мероприятия в
изменившейся ситуации способствуют развитию
настоящего делового сотрудничества учителей.
Если раньше в начальной школе учителя так или
иначе были соперниками, конкурентами (у каждого
“мой” класс), то теперь они объединены
общим делом: через руки и сердца всех проходят наши
ученики.

Происходит качественное изменение
взаимоотношений в педагогическом коллективе и в
определённой степени изменяется отношение
каждого учителя к своей работе: ярко проявляется
желание не ударить в грязь лицом перед коллегой,
передать хорошо обученных и воспитанных детей,
обостряется чувство сопереживания за дела
товарищей по работе.