Элективный курс по теме: Типы химических реакций

  • Жуков Николай Александрович, учитель биологии и химии

Большое значение для успешной реализации задач
школьного химического образования имеет
предоставление учащимся возможности изучения
курсов по выбору, так называемых элективных,
содержание которых предусматривает расширение и
углубление знаний, развитие познавательных
интересов, целенаправленную
предпрофессиональную ориентацию
старшеклассников. В первую очередь эти курсы
должны быть ориентированы на детей, проявляющих
повышенный интерес к изучению химии и
собирающихся продолжить образование в учебных
заведениях естественнонаучного профиля.

Данный элективный курс разработан для учащихся
11 класса. Он выполняет роль надстройки, т.е.
дополняет базисный курс. Направлен на
удовлетворение познавательных интересов
отдельных учащихся в различных областях химии.
Курс рассчитан на 17 часов. Основным стержнем
элективного курса выбраны общие принципы
классификации химических реакций и
закономерности их протекания, которые изучаются
на большом числе реакций. Для успешной
реализации данного элективного курса
необходимо, чтобы учащиеся владели обязательным
минимумом знаний по систематическому курсу
химии, изучаемому в средней школе.

В настоящее время целый ряд разделов школьной
программы химии рассматривается в рамках
основной школы весьма поверхностно. Это
относится, в частности, к основам термохимии,
теории кислот и оснований, учащиеся не умеют
использовать принцип смещения химического
равновесия. Крайне формальный подход
практикуется по отношению к
окислительно-восстановительным процессам и
вопросам гидролиза. Можно смело утверждать, что
абитуриент, не умеющий уравнивать
окислительно-восстановительные реакции, заранее
обречен на неудачу. Знание
окислительно-восстановительных реакций
необходимо как при ответе на большинство
теоретических вопросов, так и при решении
подавляющего числа задач.

Химическое равновесие изучается в стандартном
курсе химии, но недостаточно глубоко.
Дополнительное введение понятия о константе
химической реакции позволяет более обоснованно
рассуждать о смещении равновесия при
воздействии на систему извне (принцип
Ле-Шателье).

Для регулярного контроля на учащегося
заводится диагностическая карта, в которой по
каждой теме ставится соответствующий балл: 2 –
высокий уровень (знаю, владею в полном объёме); 1 –
средний (знаю, владею с помощью преподавателей,
одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею
знаниями, умениями) Каждый учащийся ведёт
тетрадь пробелов знаний. Для отслеживания
результатов используются тесты, контрольные
работы, проекты и др..

Цель элективного курса: систематизировать и
углубить знания учащихся о видах химических
реакций в органической и неорганической химии.

Задачи:

1) сформировать и углубить знания учащихся по
органической и неорганической химии;

2) продолжить формирование на конкретном
учебном материале умений: сравнивать,
анализировать, сопоставлять, вычленять
существенное, связно, грамотно и доказательно
излагать учебный материал (в том числе и в
письменном виде), самостоятельно применять,
пополнять и систематизировать знания, а также
объяснять доступные обобщения
диалектико-материалистического характера;

3) развить интеллектуальные творческие
способности учащихся;

4) развить интерес к изучению химии для
осознанного выбора профессии.

Методы обучения: словесно-иллюстративные
методы, методы дифференцированного обучения.

Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар,
урок-практическое занятие.

Учащиеся должны знать:

— степень окисления; тепловой эффект
эндотермических и экзотермических реакций;
зависимость скорости реакции от условий её
протекания; механизм гомогенного и
гетерогенного катализа; условия смещения
химического равновесия, классификацию
неорганических веществ; механизм
электролитической диссоциации в растворах и
расплавах электролитов; химические свойство
кислот, солей, оснований в свете теории
электролитической диссоциации; классификацию
окислительно- восстановительных реакций;
влияние на характер ОВР концентрации веществ,
среды раствора, силы окислителя и
восстановителя, отличия продуктов реакции
электролиза водных растворов и расплавов солей и
щелочей; свойства и способы получения
органических веществ.

Учащиеся должны уметь:

— применять следующие понятия:
электроотрицательность, степень окисления,
окислительно-восстановительный процесс;
электролитическая диссоциация;

— составлять уравнения химических реакций,
характеризующие свойства соединений;
термохимические уравнения; молекулярные и
ионные уравнения химических реакций; уравнения
ОВР методом электронного баланса и методом
полуреакций; уравнения
окислительно-восстановительных процессов при
гидролизе расплавов солей и щелочей, водных
растворов кислот, щелочей и солей; составлять
генетические цепочки, характеризующие связь
неорганических и органических веществ.

— определять; тепловой эффект реакции; скорость
реакции по изменению температуры; изменение
скорости реакции в зависимости от условий;
направление смещения химического равновесия в
зависимости от условий; степень диссоциации
вещества; константу диссоциации; коэффициенты
при составлении уравнений ОВР; восстановитель и
окислитель; реакцию среды при гидролизе солей;
состав веществ, образующихся при электролизе
растворов и расплавов щелочей и солей, водных
растворов кислот;

— решать задачи по термохимическим уравнениям;
на вычисление скорости химической реакции по
кинетическому уравнению; вести расчеты по
уравнениям окислительно-восстановнтельных
реакций.


Программа элективного курса по
химии.

1. Классификация химических реакций. 8 часов

Типы химических реакций в неорганической и
органической химии. Классификация химических
реакций по изменению степени окисления, по числу
и составу исходных и образующихся веществ, по
тепловому эффекту, по признаку обратимости
Химические реакции в органической химии (реакции
присоединения-гидрирование,
гидрогалогенирование, галогенирование,
полимеризации), (реакции
отщепления-дегидрирование, дегидратация,
дегидрохлорирование, термическое расщепление),
(реакции изомеризации). Обратимые и необратимые
химические реакции. Химическое равновесие и
условия его смещения. Константа химического
равновесия. Тепловой эффект химической реакции.
Эндотермические и экзотермические химические
реакции. Сохранение и превращение энергии при
химических реакциях. Понятие о скорости
химической реакции. Факторы, влияющие на
изменение скорости химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции:
межмолекулярные, внутримолекулярные,
диспропорционирования. Степень окисления.

Важнейшие окислители и восстановители.
Особенности окислительной активности азотной и
серной кислот.

Порядок составления уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом
электронного и электронно-ионного баланса

2. Растворы. Электролитическая диссоциация. 4
часов.

Понятие о растворах. Процесс растворения.
Электролитическая диссоциация неорганических и
органических кислот, щелочей, солей. Степень
диссоциации. Диссоциация воды. Водородный
показатель. Реакции ионного обмена в водных
растворах электролитов. Составление ионных
уравнений. Гидролиз солей. Электролиз растворов
и расплавов солей.

3. Реакции, характеризующие основные свойства и
способы получения: углеводородов,
кислородосодержащих и азотсодержащих
соединений. 2 часа.

Свойства и способы получения углеводородов:
(Алканов, Алкенов, Алкинов, Аренов). Свойства и
способы получения кислородосодержащих и
азотсодержащих соединений: (Спиртов, Альдегидов
и кетонов, Карбоновых кислот, Сложных эфиров,
Аминов и Аминокислот).

4. Генетическая связь неорганических и
органических веществ. 3 часа.

Генетическая связь неорганических и
органических веществ.

Тематическое планирование курса.


№ п/п Название темы Количество часов

1. Классификация
химических реакций. 8 часов

1 Типы химических реакций в
неорганической и органической химии
1
2 Обратимые и необратимые химические
реакции. Химическое равновесие и условия его
смещения.
1
3 Тепловой эффект химической реакции.
Сохранение и превращение энергии при химических
реакциях.
1
4 Понятие о скорости химической реакции.
Факторы, влияющие на изменение скорости
химической реакции.
1
5 Окислительно-восстановительные
реакции: межмолекулярные, внутримолекулярные,
диспропорционирования. Степень окисления.
1
6 Важнейшие окислители и восстановители.
Особенности окислительной активности азотной и
серной кислот.
1
7 Порядок составления уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом
электронного и электронно-ионного баланса
2

2. Растворы.
Электролитическая диссоциация. 4 часов.

1. Понятие о растворах. Процесс
растворения.
1
2. Электролитическая диссоциация
неорганических и органических кислот, щелочей,
солей. Степень диссоциации.
1
3. Реакции ионного обмена в водных
растворах электролитов. Составление ионных
уравнений.
1
4. Гидролиз солей. Электролиз растворов и
расплавов солей.
1

3. Реакции,
характеризующие основные свойства и способы
получения: углеводородов, кислородосодержащих и
азотсодержащих соединений. 2 часа.

1. Свойства и способы получения
углеводородов.
1
2. Свойства и способы получения
кислородосодержащих и азотсодержащих
соединений.
1

4. Генетическая связь
неорганических и органических веществ. 3 часа.

1. Генетическая связь неорганических и
органических веществ.
2
2. Зачётный урок. 1