Танцевальный вечер Знакомьтесь — вальс

  • Хазова Людмила Владимировна, учитель английского языка
  • Шулакова Наталья Петровна, вожатая

Цели мероприятия:

  1. Расширить представление учащихся о музыке,
    музыкантах, танцевальном искусстве;
  2. Помочь учащимся овладеть вальсовыми
    движениями;
  3. Пробудить у них желание научиться танцевать
    вальс в совершенстве.

Ведущий. Нет, вероятно, на нашей планете
человека, который мог бы себе представить жизнь
без музыки, без звуков музыкальных инструментов,
без танцев. А задумывались ли вы над тем, когда
появилась музыка и первые музыкальные
инструменты?

Древний человек был, конечно, дремучим,
необразованным, но душа его была сродни нашей.
Значит, чувствовал он, скорее всего, так же, как и
мы. И он заметил, что музыка – она повсюду: в
журчании ручейка, в стуке дождя по крыше, в пении
птиц, в грохоте сыплющихся камней. И когда
человека переполняли чувства любви, счастья,
страха, он выражал эти чувства в различных видах
песен, танцев. Например, в погребальных песнях,
ритуальных охотничьих танцах. При этом он
использовал различные приспособления для
извлечения звуков.

А как вы думаете, какие музыкальные инструменты
были самыми древними?

(Участники вечера высказывают свои
предположения.)

Ведущий. Трудно сказать, кто из вас прав,
потому что на самом деле никто не знает этого.

Некоторые ученые предполагают, что первыми
музыкальными инструментами были ударные —
барабаны и колокольчики. Примером первых
колокольчиков можно считать инструмент, который
был у китайцев более 4000 тыс. лет назад: 16 плоских
камней, подвешенных на раме. По ним ударяли
деревянным молоточком и возникала целая гамма
экзотических звуков.

Другие ученые считают, что первыми
музыкальными инструментами были духовые –
дудочки, свистки, рожки, которые, как они считают,
появились 6000 лет назад. А какие духовые
инструменты вы знаете?

Предлагаю провести игру. (На сцену приглашаются
желающие принять участие в игре. Ведущий их делит
на две команды. Каждой команде вручается
карточка. Из начал и концов слов участники игры
должны составить как можно больше слов,
означающих названия духовых музыкальных
инструментов. На выполнение задания отводится 1
минута).

Подводятся итоги игры.

Ведущий объявляет результат и продолжает.

Но все ученые согласны с тем, что струнные
музыкальные инструменты появились гораздо
позже. Какие струнные музыкальные инструменты вы
знаете? Команды по очереди называют по одному
названию. Пообедает тот, кто назвал последний
музыкальный инструмент.

Ведущий. Люди широко использовали
музыкальные инструменты для того, чтобы подавать
сигналы. Например, звуки барабана могли служить
сигналом сбора или помогали в борьбе со злыми
духами во время ритуальных танцев. В танцах
первобытные люди изображали животных или силы
природы и просили у духов удачи в охоте. А потом
появились бытовые танцы, т.е. танцы для получения
удовольствия. Оказывается, история бытовых
танцев тоже имеет очень давнюю историю. Древние
греки были первыми, кто превратил их в развлечение.
Они были в восторге от танцев. Например,
Аристотель считал танцы полезными, так как они
передавали характерные особенности поведения
людей. Высоко ценил танцы и автор “Илиады и
Одиссея” Гомер.

А вот выдающийся римский император Цицерон так
сказал о танцах: “Здравомыслящий человек, если
только он не выжил из ума, не танцует ни один, ни в
чьем либо обществе, так как танцы — спутник
распущенности, беспутства и похоти”.
Представляете, что бы Цицерон сказал о
современным дискотеках!

Танцы были известны также в Египте 4000 лет назад.
Ими увеселяли гостей на играх. Искусство танца
было развито также в Индии и Испании.

Но только одна страна сделала танцевальное
искусство таким, каким оно известно нам сегодня.
Именно в этой стране искусство танца было
доведено до совершенства и распространилось в
частные дома, вошло в быт людей.

Лучшие композиторы того времени создавали свою
музыку для придворных танцев, салонные вечера-балы
проводились повсеместно и регулярно и были
чрезвычайно популярны. Неоценима в этом деле
была роль Екатерины Медичи. Она была женой
Генриха II французского, обожала танцевальное
искусство и послужила инициатором его
распространения по всей стране. Вопросы
командам:

  1. Что это за страна и когда это было, в каком веке?
    (Ответ: Это было во Франции, в 16 веке.)
  2. Как называется область искусства, связанная с
    танцем? (Ответ: Хореография.)

Ведущий. Бывают танцы, которые связаны с
определенной национальностью, принадлежат
какому-то определенному народу и не выходят за
пределы его жизни и культуры.

Вопросы командам: Как называются танцы разных
народов мира?

Предполагаемые ответы:

Украинский — гопак;

Русский — кадриль, хоровод;

Польский — полька;

Грузинский — лезгинка;

Греческий — сиртаки;

Испанский — хабанера;

Венгерский — чардаш;

Аргентинский — танго;

Бразильский — самба;

Итальянский — тарантелла.

Ведущий. А бывают танцы, рожденные одним
народом, но ставшие достоянием многих, иногда
даже всех народов мира. Сегодня мы поговорим об
одном из таких танцев.

Он был рожден на городской площади, а стал
всеобщим танцем. Существует этот танец уже более
трех веков и не подает признаков старения. Он был
рожден где-то на стыке трех стран: Германии,
Австрии и Чехии. Сперва он был простым народным
танцем и очень хорошо чувствовал себя в звучании
нескольких музыкальных инструментов, на которых
играли 2-3 музыканта из народа: в широкополых
шляпах и грубых деревянных башмаках. А потом, в 18
веке, благодаря своей необычайной
увлекательности, этот танец проник в
аристократические салоны, где его уже исполняли
под аккомпанемент хрупкого и нежного клавесина,
на котором играли профессиональные музыканты в
шелковых камзолах и напудренных париках.

Вопрос зрителям. Как называется этот танец?

Ну, конечно же, вальс! Шло время и постепенно
музыка вальса перестала быть только музыкой, под
которую танцуют — ее стали просто слушать, её
стали исполнять ансамбли и симфонические
оркестры. Вальсовый ритм стал излюбленной формой
песен, романсов и даже перешел в оперу. И что
интересно: за 3 века появилось много других
танцев, новых песен, но вальсу это нисколько не
мешало — он продолжал жить и живет до сих пор.
Хотя, справедливости ради нужно сказать, что в
наше время он живет больше в песнях и в эстрадных
или других концертных выступлениях, а в жизни его
танцуют все реже и реже. Отчасти это потому, что
научиться танцевать вальс красиво — это не
совсем просто, вернее, совсем не просто, не то, что
свободные современные танцы. Одним из первых
композиторов вальсовую музыку стал сочинять
Моцарт. Послушайте один из его вальсов (звучит
вальс из симфонии № 40). Какая легкая, изящная
музыка! Как выдумаете, сколько ей лет? (Она была
написана в 18 веке.)

Позднее вальсы писал Бетховен. Потом, еще при
жизни Бетховена, появился замечательный
композитор, который написал почти 300 вальсов. Его
звали Франц Шуберт. Послушайте отрывок одного из
его вальсов.

Еще позднее появился композитор, который так
прославил вальс, что даже люди, не имеющие почти
никакого понятия о музыке, вальсы этого
композитора любят и узнают.

Вы спросите, кто он, этот композитор? Это Шопен.
Великий польский музыкант. Он написал всего 14
вальсов. Но каждый из этих вальсов — неповторим и
незабываем. Вальсы Шопена уже не танцевали. Они
были созданы для концертного исполнения, для
того, чтобы их слушали. Позже под эту музыку стали
танцевать на сценах балетных театров.
Прослушайте вальс Шопена №5. Слушая эту музыку,
обратите внимание: в ней вы услышите
необыкновенную легкость, воздушность,
поэтичность, нежность, удивительную
мелодичность.

Вот такие вальсы были популярны в середине 19
века.

Примерно в это же время широчайшее
распространение в Европе получил
распространение вальс нового типа, вальс,
рожденный в Вене — венский вальс. В отличие от
Шопеновских вальсов, которые были предназначены
для исполнения на концертах, вечерах
фортепьянной музыки, в отличие от вальсов
Моцарта, Шуберта, Бетховена, которые танцевали
только в узких кругах придворной знати, новый
венский вальс был написан для широких народных
кругов. Его танцевали повсюду — в больших залах,
на улицах, в ресторанах, на площадях. Слава
венского вальса навечно связана с именем
гениального композитора, которого называли не
иначе, как “Король вальсов”. Он написал почти 500
вальсов.

Вопрос командам: как его зовут?

Команды получают карточки с заданием: вычеркните
парные буквы, а из оставшихся букв сложите
фамилию этого композитора. (Штраус.)

п ч г м а л ж ю
л г п н а з я ь
т е р ч ь ю м ш
з с ж я у е а н

Ведущий. Штраусов было два — отец и сын, оба
Иоганны, оба композиторы, оба дирижеры. “Король
вальса” — Иоганн Штраус-сын. Он написал 16
оперетт, которые пронизаны насквозь
танцевальностью, тем же вальсом. Он изъездил с
концертами весь мир и несколько раз был в России.
Вся Европа сходила с ума от штраусовских венских
вальсов. Имя Штрауса ассоциируется с чем-то
ярким, жизнерадостным, увлекательным.

Звучит вальс “На прекрасном голубом Дунае”.

Из Европы музыка вальса распространилась по
всему миру. Вы наверняка слышали, что в России
тоже много замечательных композиторов, которые
писали вальсы: Глинка, Чайковский, Рахманинов,
Свиридов. Сегодня предлагаю вам послушать один
из них.

Звучит “Вальс цветов” Чайковского.

Ведущий. Но будет большой ошибкой думать, что
вальс — это искусство древнее, что сейчас вальсы
не танцуют и композиторы не пишут вальсов и они
никому не нужны. Танцевальное искусство очень
популярно во всём мире и у нас в стране. В городах
среди молодёжи очень популярны танцевальные
студии. В военных училищах и кадетских корпусах
обязательны уроки танцев.

А современные композиторы также с
удовольствием пишут вальсы. Предлагаю вам
послушать один из прекраснейших вальсов
современности — вальс из кинофильма “Мой
ласковый и нежный зверь” композитора Евгения
Доги.

А теперь на нашем вечере будет работать
мастер-класс, который проведёт преподаватель
музыкальной школы. Предлагаем вам принять
активное участие в его работе. Желаю вам всем
успешно овладеть вальсовыми движениями и
получить удовольствие от этого замечательного
танца. Танцуйте вальс и будьте счастливы!