Открытое занятие по психологии для детей с легкой и тяжелой степенью умственной отсталости в 1-м классе по теме: Мир эмоций

  • Петренёва Елена Сергеевна, педагог-психолог

Тема: В мире эмоций.

Цель: помочь ребенку научиться
понимать эмоциональные реакции окружающих,
правильно на них реагировать, понимать свои
эмоции.

Задачи:

  • научить замечать эмоциональные состояния
    других людей;
  • декодировать их выразительные проявления;
  • научить анализировать эмоции и понимать, чем
    они вызваны, под влиянием чего меняются.

Оборудование: мячик, погремушка,
скакалка, зонтик, нарисованная двойка, дождь,
цветные карандаши; куклы по количеству детей.

Психолог: Здравствуйте, проходите, как
приятно вновь видеть вас, на моем занятии.
Давайте с вами сейчас поздороваемся. Для этого
сядем все вместе в кружок, прижмемся друг к другу
и возьмемся за руки. А сейчас по очереди мы будем
пожимать друг другу руку и глазками переводить
взгляд. Давайте попробуем. Молодцы! Вот мы с вами
поздоровались, а теперь посмотрите у меня в руках
карточки с изображением различных оттенков
настроений. Давайте с вами выберем ту, которая
похожа на наше сегодняшнее настроение. (Дети
выбирают картинки).

Замечательно, я рада, что у вас у всех очень
хорошее настроение, что вы веселы и готовы к
сегодняшней работе.

Входит Нехочуха. Звучит музыка. Нехочуха поет
песенку.

Я Нехочуха, Я Нехочуха
Ничего я не хочу
Не приглашайте, потому что
Я сама везде хожу!

Нехочуха: Ой, вы, посмотрите на них.
Уселись, занимаются, ой, не могу! Ну занимайтесь,
занимайтесь…

Психолог: Простите, а вы кто такая?

Нехочуха: Я … Великая Нехочуха. Я …. не
хочу играть, заниматься…

Психолог: Нехочуха, давай садись с
нами в круг, будем вместе заниматься!

Нехочуха: Не хочу, не буду!

Психолог: Ну и ладно. А мы с вами будем
заниматься?

Дети: Да.

Психолог: Давайте заинтересуем
Нехочуху! Вдруг она тоже захочет заниматься с
нами?!

Мнемическая гимнастика.

Цель: изучение и осознание ребенком
мнимических мышц лица и связанных с их движением
эмоциональных выражений, тренировка мимики.

Детям предлагается выполнить несколько
простых упражнений, которые помогут им научиться
правильно выражать и осознавать простейшие
эмоциональные проявления. Нехочуха выполняет
вместе с детьми.

Сморщить лоб, поднять брови (удивление),
расслабиться. Сохранять лоб и глаза такими в
течении некоторого времени.
Сдвинуть брови, нахмуриться (рассердиться),
расслабиться.
Полностью расслабить брови, закатить глаза
(равнодушие), расслабиться.
Расслабить веки, нос, щеки, опустить уголки губ
(лень), расслабиться.
Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки,
все тело напряжено (страх), расслабиться.
Расширить брови, сморщить нос (брезгливость),
расслабиться.
Сжать губы, прищурить глаза (презрение),
расслабиться.
Улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье).

– Вот, молодцы, а теперь попробуем составить
рассказ.

Игра «Составь рассказ» (Приложение 1).

– Посмотрите какие у меня картинки.
(Предлагается 3 картинки)
. Что вы видите на
картинках?

Дети: Девочку, собачку, мальчика.

Психолог: Давайте с вами разложим
картинки в правильной последовательности.
Молодцы.
А теперь посмотрим на 1-ю картинку. Что мы видим?

Дети: На картинке девочка, которая
играет с собачкой.

Психолог: А какое время года на
картинке?

Дети: Лето

Психолог: Правильно, а как вы узнали,
что лето?

Дети: Травка зеленая, девочка в платье.

Психолог: Давайте с вами придумаем имя
для девочки и собачки. Дети называют имена.

В этот момент Нехочуха говорит: «А может
девочку мы назовем Оля?».

Психолог: Давайте назовем Оля!

Дети: Да.

Психолог: А посмотрите внимательно на
девочку Олю и скажите какое у нее настроение?

Дети: Она веселая.

Психолог: А вот теперь посмотрите на
эти предметы, давайте выберем предмет с которым
можно веселиться. (Предметы: мячик, зонтик,
погремушка, скакалка, двойка, дождь (картинка).

Дети выбирают: мяч, погремушку, скакалку.

Психолог: Какие молодцы! А теперь
посмотрим на вторую картинку. Что произошло с
Олей и собачкой?

Дети: Она стала грустной. Собачка
прижалась к ней. Им холодно.

Психолог: Правильно, а почему Оля
стала грустной?

Дети: Идет дождь.
– У Оли нет зонтика.
– Она вся промокла и собачка тоже.

Психолог: А теперь давайте выберем
предметы, которые вызывают грусть.

Дети: Дождь.
– Двойка.

Психолог: Молодцы, ну а теперь
последняя картинка. Что на ней произошло.

Дети: Пришел мальчик с зонтиком.

Психолог: А как вы думаете мальчик
какой поступок совершил хороший ил плохой?

Дети: Хороший поступок.
– Он поделился зонтиком.
– Мальчик не жадный, добрый.

Психолог: А посмотрите внимательно,
какое настроение стало у девочки.

Дети: Она опять стала веселой.

Психолог: Молодцы! А теперь мы с вами
сочиним небольшой рассказ про девочку Олю.

Дети: На улице было лето. Оля пошла
погулять со своей собачкой. У Оли было хорошее
настроение, она была радостная и веселая. Вдруг
начался дождь. Оле стало грустно. У нее не было
зонтика и ее собачки стало то же грустно. Пришел
мальчик и поделился зонтиком. Оля с собачкой
снова стали веселые. Мальчик был добрый и не
жадный. Они стали играть вместе.

Психолог: Очень хороший рассказ у нас
получился. Мы с вами устали, давайте немного
отдохнем. Сейчас я буду читать стихотворение, и
мы попробуем изобразить с вами движениями отдых
и спокойствие.

Наступает ночка.
Ты устала дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка
Спи, дочурка, сладко.

– Вот молоды! Все заснули. А теперь посмотрите
какие у меня есть куклы, давайте их уложим спать.

Психолог раздает куклу детям.

Нехочуха: Дайте мне тоже куклу!

Психолог: А теперь все вместе будем
укладывать куклу спать.

Спи моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать
Завтра встанем вместе
Будем вновь играть.

– Ну, что у всех куклы уснули?

Дети: Да.

Психолог: А теперь потихонечку
положим их спать, а сами будем дальше заниматься.

Психолог: Смотри Нехочуха какие у нас
картинки!» Здесь две девочки. Одна грустная, а
другая веселая. Мы с детьми будем раскрашивать
для них платочки. Ты будешь с нами?!»

Нехочуха: Не хочу, не буду.

Психолог: Ну и не надо мы сами
раскрасим. Правда дети!

Дети: Да.

Психолог: Мы должны раскрасить
платочек, только той девочке, которая похожа на
нас своим настроением.

Дети начинают раскрашивать. Нехочуха ходит
по кабинету и заинтересовано смотрит. Помогает
детям.

Психолог: Какие красивые платочки у
нас получились! А давайте с вами одарим их
Нехочухе, пусть она станет добро и веселой.

Дети: Давайте.

Нехочуха: Ой, спасибо. Какие красивые
платочки. Какие вы молодцы. Я сразу же стал добрее
и веселее. Я не буду теперь упрямым, буду
стараться и заниматься. Раз вы подарили мне такие
подарки, я вам тоже сделаю подарок. У меня есть
вот такие куколки-подружки, я вам их на память о
себе подарю.

Дети получают подарки. Занятее
заканчивается.