Обучение детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, составлению описательных рассказов с использованием моделей и схем

  • Бызова Галина Николаевна, логопед

Обучение составлению описательных рассказов
очень важно для развития ребенка, т.к. умение
точно, лаконично и образно описывать предмет,
является условием совершенствования речи и
мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Опыт работы показывает, что умение описывать
предмет формируется у детей медленно. Этот вид
занятий сложен не только трудностью
формирования у детей навыка описательного
рассказывания, но и трудностью поддержания
устойчивого внимания во время прослушивания
детьми рассказов других детей, особенно если они
очень несовершенны. Наиболее сильно эти
трудности проявляются в обучении детей с общим
недоразвитием речи.

Одним из факторов, облегчающих составление
описательных рассказов, являются схемы.
Использование их на занятиях заметно облегчает
составление описательных рассказов, делает их
четкими, связными и последовательными. Большое
значение мы уделяем выбору мотивации. Мотив
речевой деятельности должен соответствовать
возрасту и интересам детей, от этого во многом
зависит ее результат.

На первом этапе мы обучаем детей составлять
описательный рассказ, опираясь на готовую схему.
Предложенная схема подсказывает ребенку
последовательность рассказывания. Кроме
составления рассказов, дети составляют загадки
– описания с опорой на схему, а также отгадывают
загадки при помощи самостоятельно поставленных
вопросов с опорой на схему. Используем эти схемы
не только для составления описательного
рассказа одного предмета, но и для параллельного
сравнительного описания двух предметов. См. Приложение 2, задание 3,4,5.

Но если продолжать использовать подобные
схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается
интерес, во-вторых, не происходит развитие умения
самостоятельного логичного и последовательного
описания предмета.

С другой стороны, отказ от схемы приводит к
тому, что дети начинают очень затрудняться в
составлении описательного рассказа.

Поэтому, на следующем, втором этапе обучения
составлению описательного рассказа, мы
продолжаем использовать схемы, но не готовые, а
составленные на занятии самими детьми. И здесь мы
видим, что важна не только схема, которая будет
использоваться для составления описательного
рассказа, но и сам процесс составления этой схемы
имеет большое педагогическое значение:

  1. Дети сами определяют последовательность
    изложения;
  2. Подбирают и предлагают способы обозначения
    того или иного признака, см. Приложение
    3.

Кроме схем для описания одного предмета,
коллективно составляем схемы для
последовательного сравнительного описания двух
предметов, где дети сначала выделяют
отличительные признаки и предлагают, как их
обозначить. Предлагаем детям обозначить их через
вертикальную черту. Затем дети выделяют сходные
признаки. Мы предлагаем обозначить их на
горизонтальной черте.

Таким образом, на этапе коллективного
составления схем происходит дальнейшее развитие
самостоятельности в составлении описательного
рассказа. См. Приложение 1,
зад.2.

На третьем этапе мы предлагаем детям дома
самостоятельно составить описательный рассказ и
его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и
составляют по ним рассказы на заданную тему
(“Моя любимая игрушка”, “Моя мама”, “Мой
выходной день” и т.д.)

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу
выражается во все большей самостоятельности при
составлении описательного рассказа, и вся
проделанная работа подготавливает детей к
составлению самостоятельного описательного
рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе
отказ от схемы уже не оказывает большого влияния
на качество описательного рассказа.

Поскольку у детей с общим недоразвитием речи
иногда встречается задержка психического
развития, которая носит вторичный характер, то
работа над развитием связной речи должна
сочетаться с развитием мышления детей.

В связи с этим мы решили составить схемы,
которые бы способствовали развитию логического
мышления детей. В этих схемах тот или иной
признак обозначается не прямо, а в зашифрованном
виде. И, чтобы назвать этот признак, ребенок
должен сначала расшифровать его обозначение.

На этапе коллективного составления схем мы
решили усложнить составление загадок, путем
зашифровки каждого признака. См.
Приложение 4.

Сначала используем готовые зашифрованные
схемы. Расшифровав схему, дети отгадывают
загадку.

На втором этапе зашифрованные загадки
составляют сами дети и изображают их в виде
моделей схем.

Предложенная нами система работы по обучению
детей составлению описательных рассказов с
использованием моделей и схем, основана на
постепенном, небольшом усложнении задач.

В результате чего дети, как правило, не
испытывают серьезных затруднений на каждом
этапе при составлении описательных рассказов.